Ребенок часто болеет в садике — советы врачей на каждый день

КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?

Вы должны знать, что врожденные нарушения иммунитета — первичные иммунодефициты — редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которых трудно лечить. Врожденный иммунодефицит — это очень опасное состояние, не имеющая никакого отношения к длительному насморку.

Частые ОРЗ — в подавляющем большинстве случаев — являются следствиями вторичного иммунодефицита. Это значит что ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то ослаблен.

Главный вывод:

Ребенок часто болеет в садике - советы врачей на каждый день

Формирование и функционирование системы иммунитета зависит от внешних воздействий: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.

Родители ребенка, который часто болеет ОРЗ, должны понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут найти ответ на вопросы, касающихся здоровью ребенка. Очень трудно самим себе признаться в том, что мы что-то делаем не так.

А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.

Например, если ребенок часто болеет, к кому мама обращается за советом?

Сначала к бабушке, которая, конечно же, скажет: он плохо ест; кто ж так ребенка одевает — совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. Очень теплым шарфиком хорошо замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.

Если обращаться за помощью к друзьям, знакомым, то последует такой совет — потерпи.

Но обязательно услышим рассказ о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс, после чего все как рукой сняло — ОРЗ прекратились, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у какой-то женщины и надо спешить ее покупать.

Поспешили и купили. Начали лечить ребенка, мы же для него ничего не жалеем, мы хорошие родители. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок.

Может все-таки стоит спросить серьезных врачей?

— Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже использовали за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра толку никакого — он советует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась…

— В этом случае потребуется обследование. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.

Обследовали и нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.

Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, — хорошие, внимательные, заботливые. Мы нормальные! Бедный ребенок, сколько на него сразу всего навалилось — и стафилококк, и вирусы! Ну ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут…

И обязательно покажем анализы педиатру. Пусть поймет что заблуждался, хорошо, что мы его не послушались и не стали с такой плохой иммунограммой закаляться.

Но педиатр говорит, что стафилококк — нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Утверждает что нереально жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу.

Пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не все эти вирусы, а мы — родители!

Но педиатр абсолютно прав — виноваты действительно вы, родители. По незнанию, по непониманию, по невнимательности, но виноваты именно вы.

Если ребенок часто болеет ОРЗ, то медикаментозное лечение ничего не решит. Устраняйте проблемы с окружающей средой, изменив образ жизни.

Самые важные аспекты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Это и есть ответы на вопросы, касающихся здоровью ребенка, решение дилеммы про что такое хорошо и что такое плохо для него. Будьте внимательны — это уже готовые ответы.

***

ВОЗДУХ

Чистый, прохладный, влажный. Избегайте сильно пахнущих средств, такие как лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.

ДОМ

При возможности выделите ребенку личную детскую комнату — у него должно быть свое пространство. В детской комнате не должно быть накопителей пыли, необходимо делать влажную уборку (простая вода без моющих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром.

Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Нужно складывать все разбросанное, мыть полы, вытирать пыль — это обычные действия перед сном. На стене в комнате поставьте термометр и гигрометр. Ночью температура должна быть около 18 °С, а влажность 50-70%.

Обязательно проветриваете комнату, особенно утром после сна.

СОН

В прохладной, влажной комнате. Лучше всего надеть теплую пижаму и спать под теплым одеялом. Постельное белье должно быть белым, постиранное при помощи детского порошка и тщательно выполосканное.

ПИТАНИЕ

Никогда и ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда вы его уговорили есть, а тогда, когда сам захочет есть. Не рекомендуется кормить ребенка в промежутках между кормлениями.

Не злоупотреблять какими-то экзотическими продуктами. Естественные сладости (мед, сушеные фрукты) намного лучше и предпочтительнее, чем искусственные (основанные на сахарозе).

Во рту не должно быть остатков пищи, особенно сладкой.

ПИТЬЕ

Следите что бы у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Внимание: это не означает получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Лучший напиток будет некипяченая минеральная вода без газа, компоты, фруктовые чаи. У напитков должна быть комнатная температура.

ОДЕЖДА

Достаточный минимум. Потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке должно быть столько же предметов одежды, что и на его родителях.

ИГРУШКИ

Тщательно следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой знак того что данная игрушка пахнет или пачкается означает что от покупки надо отказаться. Мягкие игрушки обычно накапливают пыль, разных аллергенов и микроорганизмов. Отдайте предпочтение игрушкам которые моются.

ПРОГУЛКИ

Ежедневные, активные. Предпочтительно перед ночным сном.

ЗАКАЛИВАНИЕ

СПОРТ

Идеальны занятия на свежем воздухе. Отдать предпочтение видам спорта которые подразумевают активное общение с другими детьми. Плавание в общественных бассейнах не рекомендовано для часто болеющего ребенка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Сначала надо решить проблемы со здоровьем и уже потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

Ребенок должен отдохнуть от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии, от контактов с множеством людей. В большинстве случаев отдых на море не способствует оздоровлению часто болеющего ребенка, так как вредные факторы сохраняются.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка должен быть таким: лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; из одежди только трусы, очень хорошо если ребенок будет босиком; кормить только тогда, когда ребенок сам потребует. Грязный голый ребенок, который прыгает из воды в песок, просит еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с большим количеством людей восстановит за 3-4 недели иммунитет, поврежденный насыщенной городской жизнью.

ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ

Частые болезни — это не простуды, как многие полагают, это ОРВИ. Если ребенок в пятницу наконец-то выздоровел, а в воскресенье у него заложен нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье ваше чадо нашел новый вирус.

В этом случае родители должны способствовать избежению ненужных контактов с людьми, учить ребенка часто мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию от гриппа всех членов семьи.

Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.

Ребенок не может быть в этом виноват. Это пример поведения его семьи. Значит, надо менять модель поведения, а пичкать ребенка таблетками.

ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ

Лечить ОРВИ не означает прибегать к медикаментозному лечению. Это значит создать благоприятные условия для того, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ — это значит обеспечить оптимальную температуру и влажность воздуха, тепло одеваться, кормить пока ребенка когда у него возникнет желание, активно поить.

Будет вполне достаточны солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела. Любое активное лечение препятствует укреплению иммунитета. Если ребенок часто болеет, значит любые лекарства должны применяться лишь тогда, когда без них действительно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится безосновательно.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Читайте также:  Лечение при гв - советы врачей на каждый день

Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры совсем не значат что иммунитет укрепился. Как правило, родители везут ребенка в детский коллектив буквально на второй день после улучшения состояния, а еще раньше они идут в поликлинику, где его консультирует врач, который, осмотрев его, говорит что ребенок здоров.

В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще слабым после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в неокрепшем организме. Она может быть тяжелее предыдущей.

Если стало лучше, значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь — это не поход в театр, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь — это прыганье-скакание на чистом воздухе, здоровый аппетит, крепкий сон, восстановление слизистых оболочек.

При активном образе жизни и ограничении контактов с людьми полное укрепление иммунитета требует, обычно, около недели.

Не забывайте о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны.

Отсюда вполне приемлемый режим посещения детского сада после недавнего выздоровления — ходить надо тогда, когда дети выходят на прогулку, потом домой. Такие действия после выздоровления распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих.

Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.

Отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и об остальных детях. ОРВИ проявляются и в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Появились сопли, ребенок несколько дней посидел дома, а потом отправился в детский сад, будучи еще заразными!

Антитела к вирусу вырабатываются только на пятом дне болезни. Поэтому снова начать посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но все таки с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех дней.

ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

«НЕСАДИКОВСКИЙ» РЕБЕНОК

Ребенок часто болеет в садике - советы врачей на каждый день

«До трех лет не болел» означает что ваш ребенок абсолютно нормальный, здоровый, но стоило сменить окружающую среду, и он заболел.

Что же делать? Во-первых, понять что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Может, вы были к этому готовы, но не думали, что болезни будут перманентными. Постоянные болезни означают что либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально не в порядке в самом детском саду.

Можете ли вы повлиять на детский сад? Как правило, не можете. Имеете ли вы возможность поменять детский сад? Иногда имеете. Но это достаточно сложно и дорого.

Можете ли вы не отвести ребенка в детский сад, если у вас есть работа, да и врач не намерен продлевать больничный лист? Не можем.

И тогда кто-то говорит: ваш ребенок «несадиковский». И все вдруг становится понятным. Работу бросаете, прекращаете ходить в садик. И действительно через 1-2 месяца ребенок перестает быть часто болеющим.

Вы перестали ходить в детский сад потому, что не смогли найти оптимальный детский сад.

Вывод:

не существует несадиковских детей. Существуют несадиковские родители.

Вы не нашли нормальный детский сад потому, что его нет.

Вывод:

не существует несадиковских родителей. Существует несадиковское общество.

Но на самом деле все вовсе не так плохо. Поскольку даже очень частые ОРЗ при правильном лечении совершенно не отражаются на здоровье ребенка.

Но если каждый чих — повод для применении большого количества сиропчиков-таблеточек, для инъекций

Ребенок часто болеет в садике - советы врачей на каждый день

антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации многих специалистов, каждый из которых считает нужным добавить к лечению еще парочку медикаментов — такие ОРЗ настоящее ЗЛО и такие ОРЗ не проходят без последствий. Для такого ребенка и детский сад опасен. И родители опасны. И врачи…

Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает естественным образом, без медикаментозного лечения — так пусть болеет, пусть ходит в детский сад, пусть укрепит свой иммунитет.

Это совсем не вредно — таким образом болеть и так выздоравливать!

Частые болезни ребенка в детском саду: почему возникают?

Постепенно ребенок взрослеет, и приходит время для посещения детского сада. Но зачастую, проходив в садик пару недель, малыш начинает болеть, что вынуждает мать сидеть с ним на больничном.

Насколько неизбежны болезни с началом социализации и посещением организованных детских коллективов, виновен ли в этом плохой иммунитет или опасные бактерии и вирусы? Что делать, если ребенок становится часто или длительно болеющим? Поговорим о некоторых сложностях адаптации иммунитета под новые условия существования.

Ребенок часто болеет в садике - советы врачей на каждый день

Сегодня малыши могут посещать детский сад с возраста полутора-двух лет, а то и ранее, начиная с годовалого возраста. И если в домашних условиях они за все время с рождения переболели максимум пару раз, то с момента посещения детского сада их заболеваемость может возрастать резко и активно.

В связи с тем, что на время болезни ребенок должен находиться дома (или в стационаре, если инфекция тяжелая) и требует ухода, появляются трудности с выходом на работу для родителей.

У них возникают вопросы — нормально ли, что едва начав посещать детский сад, малыш чуть ли не каждый месяц кашляет, страдает от насморка и лихорадки? Насколько полезен детский коллектив или стоит отказаться от него, чтобы простудные болезни не были столь частыми? Зачастую родители ошибочно читают, что дети болеют часто потому, что сотрудники детского сада плохо заботятся о малыше, или ребенку плохо в новых для него условиях. Но в реальности все несколько иначе.

Когда ребенок живет в семье, мало взаимодействуя с внешним миром и другими детьми, он день за днем контактирует с одними и теми же бактериями на слизистых и коже своего тела либо организма близкой родни.

Все дети и взрослые имеют свой, строго индивидуальный набор бактерий в составе микрофлоры кожи и слизистых, в просвете кишечника, получаемый при рождении и приобретаемый из окружающей среды в течение жизни.

В ходе тесного общения и контактов люди активно обмениваются микробной флорой между собой по воздуху, через руки, пищу, питье и предметы. Но те бактерии, которые знакомы крохе с рождения, для него не опасны, поэтому и не развиваются болезни.

Когда ребенок поступает в детский сад, вокруг него постоянно находится много других детей, с которыми он активно начинает меняться микрофлорой. Новые бактерии, даже входящие в нормальную микрофлору других детей, для ребенка неизвестны и чужеродны, они воспринимаются как опасность — формируется болезнь.

Особенно часто иммунитет пасует перед неизвестными ему бактериями в первые недели посещения садика, так как новая обстановка, отсутствие мамы и новый режим для ребенка — это сильный стресс.

Давно известно иммунодепрессивное свойство стрессов в отношении детского организма, в таких условиях бактерии или вирусы активнее влияют на тело, что и приводит к частым простудам.

С началом посещения детского садика малышом у матери возникают особые проблемы: она пробыла в декретном отпуске от полутора до трех лет, и зачастую ей необходимо выходить на работу или возникает дефицит общения, ей хочется вести более активную жизнь. Мать считает, что с определением ребенка в садик она сможет больше работать, заниматься своими делами и профессионально развиваться.

Малыш начинает ощущать изменения, переживает и в первый день посещения садика, где много других детей, начинает капризничать, вцепляясь в мать и не отпуская ее от себя. Ранее любивший детей и общение с ними ребенок наотрез отказывается от общения. Его оставляют одного в незнакомом месте с чужими ему людьми.

Забирая ребенка после работы из садика, мать понимает, что на время общения с крохой у нее останется мало времени, есть домашние дела, приготовление еды и другие члены семьи.

И если подобный стресс мама переживает проще, то ребенок чрез несколько дней посещения садика в силу стресса заболевает, и зачастую болезни связаны со снижением иммунитета и одновременной нагрузкой на иммунную систему новой микрофлорой.

Ребенок часто болеет в садике - советы врачей на каждый день

В детском возрасте типична ригидность адаптационных механизмов, малыши трудно и длительно адаптируются к изменению условий и обстоятельств жизни. И поэтому при резком изменении условий существования, на фоне стресса, адаптационные механизмы работают с напряжением, и за этим неизменно следуют болезни.

Малыш просто не может справиться с таким объемом новых микроорганизмов, которые находятся вокруг него.

Читайте также:  Грыжа или нет? - советы врачей на каждый день

Чем тренированнее и закаленнее организм, тем проще происходит адаптация, и если готовить ребенка к посещению садика заранее, не торопясь, это позволяет проще пройти период привыкания, хотя полностью простудные болезни не исключены.

Но зачастую сами родители добавляют стресса в жизнь ребенка, забывая подробно поговорить о детском садике, рассказать — как и когда точно они заберут ребенка. Для них это кажется очевидной мелочью, в то время как для ребенка это крайне важно. Физический стресс смешивается с эмоциональным, взаимно усиливая эффекты, и за этим следует снижение иммунитета и простудные болезни.

О подготовке к посещению детского сада сказано и написано много, но зачастую родители совершенно не предают этому значения, считая, что именно их ребенок пойдет в садик благополучно и болезни обойдут его стороной.

Поэтому они пренебрегают теми рекомендациями, которые дают врачи, либо вспоминают о том, что нужна подготовка за пару недель или даже месяцев до дня Х. Между тем правила подготовки просты и незатейливы: ребенок с рождения должен закаляться, часто бывать на свежем воздухе и вести здоровый образ жизни, получать полноценное питание.

После года постепенно нужно переводить его на режим, которому следуют в детских садах, он примерно един. Кроме того, нужно не ограничивать, а поощрять активные и частые контакты с другими детьми, посещение различных развивающих центров и групп кратковременного пребывания в саду.

Не стоит оберегать его от каждой простуды, он должен болеть, чтобы обучать иммунную систему правильным реакциям на возбудителей. И естественно, родители должны обращать внимание на эмоциональный настрой, формировать его в позитивном ключе относительно детского сада.

Что делать, если ребенок часто болеет при посещении детского сада?

Ребенок часто болеет в садике - советы врачей на каждый день(интервью врачей-педиатров «ЛадаМед» газете «Комсмольская прадва»)«Комсомолка» связалась со специалистом Центра Семейной медицины «ЛадаМед» и выяснила, что нужно узнать молодым родителям перед тем, как отправить детей в детсад

Почему ребенок часто болеет при посещении детского сада? Когда ребенок начинает посещать детское дошкольное учреждение (ДДУ), он сталкивается с большим количеством вирусов и бактерий.

В этот момент происходит физиологическая тренировка иммунной системы, поэтому малыш может и должен болеть. Кроме того, в ДДУ ребенок питается по-другому, меняется его режим.

Также большим стрессом для ребенка становится и разлука с близкими.

Как минимизировать вред от частых заболеваний?Есть несколько важных советов для родителей: 1. Не паниковать. 2. Иметь постоянную связь с педиатром, чтобы при необходимости сразу поставить диагноз и остановить заболевание. 3.

Нужно четко понимать, что при инфекциях ребенка нужно изолировать. В том числе, при любой сыпи, жидком стуле, рвоте, повышении температуры, сильном кашле, конъюнктивите, а так же при некомфортном состоянии ребенка. 4.

Если же у малыша только небольшие катаральные явления, то его можно полечить, не высаживая из детского сада.

Нужно ли лечить у ребенка насморк? Современные рекомендации сводятся к эвакуации слизи из носа. Прекрасное средство для этого — «Аквалор Душ» с изотоническим раствором При появлении выраженной заложенности, ухудшении самочувствия и появлении гнойного отделяемого нужно показаться врачу.

Нужно ли сбивать температуру, и какую?Согласно последним клиническим рекомендациям, температуру нужно снижать: 1. У здоровых детей старше 3 месяцев — при температуре выше 39 градусов и при наличии выраженного дискомфорта. 2. У детей до 3 месяцев — выше 38. 3. У детей с хроническими заболеваниями — выше 38.5.

ПРИЕМ ВЕДУТ В Центре «ЛадаМед» все врачи имеют опыт работы с частоболеющими детьми

Коваль Елена Алексеевна: врач педиатр, стаж 30 лет. Опыт работы: Заведующая Центра медицинской реабилитации для детей «Айболит» (20 лет).

  • Солоницына Людмила Юрьевна: врач педиатр, стаж 30 лет Опыт работы: Заведующая детского санатория «Митино» (11 лет)
  • Смирнова Марина Федоровна, врач педиатр, главный врач Центра семейной медицины «ЛадаМед», член Союза педиатров, стаж более 25 лет Опыт работы: Заведующая детским отделением реабилитации заболеваний дыхательной системы
  • Запись на прием по телефонам: (8332) 22-03-03; 52-53-53

Ребёнок пошел в сад и начал часто болеть

У родителей детишек детсадовского возраста всегда возникает множество вопросов к педиатру. Самый частый вопрос, который приходится слышать от родителей малышей, отправляющихся в детский сад — про детские «простудные» заболевания.

Почему ребёнок начинает болеть, когда приходит в сад? Является ли это нормой? Можно ли этого избежать и связано ли это с ослаблением иммунитета? И нужно ли забирать ребёнка из сада, если он начал болеть? И какие анализы нужно сдавать, чтобы убедиться, что с малышом всё в норме?

Вышел в садик — заболел

Спешим успокоить родителей. Дети, которые ходят в сад, действительно часто болеют ОРВИ. Это абсолютно нормальное явление. Оно связано с незрелостью иммунитета, и с появлением большого количества контактов с новыми вирусами-возбудителями. Такой контакт «тренирует» иммунитет и обычно не опасен.

Становление иммунитета в любом случае произойдет к 7-8 годам. Да, до этого времени ребёнок может настолько часто болеть, что родителям начинает казаться, что у него хронический насморк и кашель, которые длятся с сентября по апрель.

Но с возрастом частота вирусных инфекций уменьшается, и к школьному возрасту становление иммунитета практически завершается.

В результате, выйдя из детского сада в школу, ребёнок болеет реже, а его иммунитет быстрее справляется с вирусными атаками.

Так что не стоит паниковать из-за любого насморка или кашля. В подавляющем большинстве случаев они проходят сами, без лечения, и обычно не вызывают никаких последствий для здоровья.

Мониторинг здоровья

Следующая проблема, волнующая родителей, связана с мониторингом здоровья ребёнка. Многие считают, что нужно часто сдавать множество анализов, чтобы не пропустить заболевание.

На самом деле раз в год здоровому ребёнку нужно сдавать только общий анализ крови. Другие исследования не нужны. Для диспансерного профилактического наблюдения ежегодно следует посещать педиатра, стоматолога — 3-4 раза в год, и регулярно окулиста.

Все остальные обследования и анализы назначаются при необходимости, в зависимости от жалоб и состояния ребёнка. Так что в частой сдаче множества анализов нет никакой необходимости.

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Часто болеющие дети. Современный взгляд педиатра

В структуре заболеваемости ЧБД около 83% занимает патология респираторного тракта.

Нормализация вегетативной регуляции организма, стабилизация клеточного энергообмена способствуют возрастанию физической активности детей и повышению показателей иммунитета. При этом важно учитывать индивидуальные особенности детского организма, в т. ч.

наличие различных функциональных изменений, что необходимо для составления комплексной программы лечения и реабилитации, включающей средства метаболической коррекции.

В статье рассмотрена возрастная структура заболеваемости, описаны возможные причины, патогенетические механизмы заболеваний и особенности течения. Также представлен краткий обзор исследований, демонстрирующих эффективность энерготропной терапии у ЧБД, в частности лечения левокарнитином (Элькар®).

Ключевые слова: дети, ОРИ, ЧБД, тонзиллит, левокарнитин, энерготропная терапия.Для цитирования: Морозов С.Л. Часто болеющие дети. Современный взгляд педиатра. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019;8:7–9

Ведение

В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема часто болеющих детей (ЧБД). С наступлением осенне-зимнего периода и началом обучения у школьников возникают перегрузки, нарастает утомление, увеличивается количество контактов в коллективах, и дети начинают чаще болеть острыми респираторными инфекциями (ОРИ) [1].

К группе ЧБД относят пациентов с повторными эпизодами ОРИ более 8 раз в год [2]. В структуре заболеваемости вирусные инфекции составляют 65–90% (вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, респираторно-синцитиальный вирус). Вирусная моноинфекция выявляется в 52%, ассоциация из 2 вирусов и более — в 36% случаев [3].

Наиболее высокая заболеваемость респираторными инфекциями отмечена в детских организованных коллективах у детей дошкольного и младшего школьного возраста, пик заболеваемости приходится на первые годы посещения детских дошкольных учреждений [3].

Так, в ясельных и младших группах детских дошкольных учреждений доля ЧБД может превышать 50%, тогда как среди школьников эта доля составляет примерно 10%, постепенно снижаясь до 3–5% в старших классах [3–4].

Факторы, повышающие частоту рецидивирования ОРИ у детей

Частому развитию заболеваний у детей способствуют психологический фактор, нарушение адаптации к нагрузкам, вегетативные дисфункции. ЧБД младшего дошкольного возраста имеют высокий уровень личностной тревожности.

Дети с часто повторяющимися респираторными инфекциями негативно реагируют на такие ситуации, как укладывание спать в одиночестве, умывание, выговор, принудительное собирание игрушек, изоляция, еда в одиночестве [5].

Читайте также:  Котёнок играл с отравленной мышью - советы врачей на каждый день

Каковы же причины частой заболеваемости детей респираторными инфекциями? К сожалению, это явление носит многофакторный характер.

Общеизвестны эндогенные факторы риска частых ОРИ: неблагоприятное течение беременности, недоношенность, антенатальное и интранатальное поражение ЦНС, дефицитные состояния, раннее искусственное вскармливание, инфицированность микобактериями туберкулеза.

Более часто по сравнению со сверстниками ОРИ подвержены дети с экссудативно-катаральной и лимфатико-гипопластической аномалиями конституции.

К значимым экзогенным факторам риска можно отнести высокую контагиозность возбудителей ОРИ, наличие взрослых или других детей в семье с хроническими очагами инфекции, пассивное курение, дефицитное по микронутриентам питание, посещение детских учреждений с раннего возраста, экологические факторы (загрязнение воздуха), наличие в воде и продуктах питания ксенобиотиков [6].

Детей с частыми эпизодами ОРИ принято выделять в особую группу диспансерного наблюдения — группу ЧБД и рассматривать их как угрожаемых по формированию рецидивирующих и хронических форм бронхолегочных заболеваний [1].

Особенности ведения ЧБД

В общей педиатрической практике в период респираторных заболеваний детям обычно назначают симптоматическую, противовирусную и антибактериальную терапию, проводят санацию очагов хронической инфекции.

В семье, где есть ЧБД, рекомендуется придерживаться определенных правил: установить рациональный режим дня; вести здоровый образ жизни в семье (в т. ч.

полностью отказаться от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится); следить за сбалансированным и полноценным питанием; применять закаливание, лечебную физкультуру, фитотерапию, кислородные коктейли и витаминотерапию, использовать средства и методы, повышающие общую резистентность организма.

Повышение адаптационно-приспособительных резервов ЧБД энерготропными препаратами

Нарушение общей резистентности организма к инфекциям сопровождается снижением энергетического обмена. В последние годы перспективным направлением в терапии ЧБД стало дополнение общепринятых схем лечения энерготропными препаратами. Применение левокарнитина способствует улучшению обмена веществ и энергообеспечения тканей.

Препарат способствует проникновению жирных кислот через клеточные мембраны из цитоплазмы в митохондрии, где они подвергаются процессу бета-окисления с образованием АТФ и ацетил-КоА [7].

Левокарнитин улучшает белковый и жировой обмен, угнетает образование кетокислот и анаэробный гликолиз, уменьшает степень лактоацидоза, повышает устойчивость к физическим нагрузкам, способствует экономному расходованию гликогена и увеличивает его запасы в печени и мышцах.

Кроме того, он обладает антигипоксантным, антиоксидантным действием, предотвращает дегенеративное поражение клеток нервной системы, способствуя восстановлению их целостности и функций, что крайне важно с учетом тесной связи нервной и иммунной систем и того факта, что среди детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС очень высока доля ЧБД.

Левокарнитин, являясь универсальным стимулятором и корректором энергетического обмена при различной патологии, повышает общие защитные и адаптационные возможности организма. Доказана эффективность и безопасность препарата в лечении заболеваний детского возраста и их профилактике, в т. ч. в лечении ЧБД [8].

По данным В.С. Сухорукова и соавт., прием препарата в возрастных дозировках приводил к уменьшению жалоб, нормализации сна и аппетита, повышению физической выносливости, было отмечено изменение активности митохондриальных ферментов.

Одной из ведущих причин значительной вариабельности показателей клеточного энергообмена являются различия в степени нарушений и уровне адаптационно-приспособительных процессов у детей. Анализ результатов исследования показал, что максимальный эффект коррекции нарушенного энергетического статуса характерен для детей с изначально наиболее низкими показателями ферментативного статуса.

Авторы отметили отсутствие каких-либо побочных эффектов даже у детей с отягощенным аллергоанамнезом и признаками резидуального поражения ЦНС [9, 10].

Учитывая зачастую рецидивирующий характер бронхитов, пневмоний на фоне частых респираторных заболеваний, мы проявили интерес к работе Т.Е. Бойченко [11], где продемонстрирована эффективность левокарнитина в комплексной терапии детей в возрасте от рождения до 3 лет с пневмонией.

На фоне энерготропной терапии продолжительность симптомов интоксикации (недомогание, слабость, снижение аппетита), частота остаточных изменений в легких (по данным рентгенологического исследования) достоверно были ниже, чем у детей, у которых энерготропная терапия не применялась.

Очевидно, что повышение активационных реакций свидетельствует о достаточных адаптационных возможностях детского организма и связано с иммуномодулирующей и метаболической терапией, действие которой направлено на активацию системы иммунитета и энергозатрат, т. е.

на активацию саморегуляции систем организма.

Еще одной распространенной проблемой ЧБД является формирование хронического тонзиллита, который носит рецидивирующий характер и обостряется практически при каждом респираторном заболевании. В исследовании В.А.

Белова отмечается, что при хроническом тонзиллите нарушается энергетический обмен, развивается энергодефицит, что является несомненным показанием к специальной корригирующей терапии.

Применение препарата левокарнитина (Элькар®) у детей с хроническим тонзиллитом в сочетании с энергодефицитным состоянием приводило к уменьшению частоты обострений хронического тонзиллита, нормализации цитохимических показателей активности митохондриальных ферментов [12].

В исследовании С.Л. Морозова (2015) показано влияние левокарнитина на состояние вегетативной регуляции и повышение устойчивости к нагрузкам. Так, при оценке показателей вариабельности сердечного ритма, наряду с нормализацией уровня митохондриальных ферментов, у детей отмечалась нормализация состояния вегетативной нервной системы и, как следствие, повышение адаптации к нагрузкам [13].

Заключение

Таким образом, представляется целесообразным включение в схему ведения ЧБД методов, повышающих общую резистентность, стимулирующих адаптационно-приспособительные механизмы организма. К таким методам можно отнести энерготропную терапию, в частности лечение левокарнитином.

Препарат левокарнитина (Элькар®) показал хорошую переносимость в сочетании с высокой клинической эффективностью в терапии ЧБД, а его применение продуктивно не только с лечебной, но и с профилактической целью.

Лечение левокарнитином позволяет существенно улучшить состояние здоровья ЧБД, нормализуя механизмы вегетативной регуляции, стабилизируя клеточный энергообмен, что, в свою очередь, способствует возрастанию физической активности детей и повышению иммунитета.

При этом важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, в т. ч. имеющиеся функциональные изменения, что необходимо для составления комплексной программы лечения и реабилитации, включающей средства метаболической коррекции [14].

Литература

1. Житникова Л.М. Применение витаминного антиоксидантного комплекса у часто болеющих детей и детей с атопией. Инфекционные болезни. 2011;9(4):70–74. [Zhitnikova L.M. The use of a vitamin antioxidant complex in frequently ill children and children with atopy. Infectious diseases. 2011;9(4):70–74 (in Russ.)].2. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Сарвилина И.В. Синдром «часто болеющий ребенок». Антибиотики и химиотерапия. 2012;57(9–10):8–16. [Romantsov M.G., Melnikova I.Yu., Sarvilina I.V. Syndrome «often sick child». Antibiotics and chemotherapy. 2012;57(9–10):8–16 (in Russ.)].3. Авезова Г.С., Косимова С.М. Часто болеющие дети: распространенность и факторы риска. European Research. 2017;5(28):79–80. [Avezova G.S., Kosimova S.M. Frequently ill children: prevalence and risk factors. European Research. 2017;5(28):79–80 (in Russ.)].4. Бабаян М.Л. Часто болеющие дети: проблемы терапии острых респираторных инфекций у детей. Медицинский совет. 2014;14:11–13. [Babayan M.L. Frequently ill children: problems in the treatment of acute respiratory infections in children. Medical advice. 2014:14:11–13 (in Russ.)].5. Дубовик Е.Ю. Особенности проявления тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребенком дошкольного возраста. Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2006;1:134–140. [Dubovik E.Yu. Features of the manifestation of anxiety in parent-child relationships by an often ill child of preschool age. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva. 2006;1:134–140 (in Russ.)].6. Делягин В.М. Повторные респираторные инфекции у детей (часто болеющие дети). РМЖ. 2013;21(25):1237–1240. [Delyagin V.M. Repeated respiratory infections in children (often sick children). RMJ. 2013;21(25):1237–1240 (in Russ.)].7. Marcovina S.M., Sirtori C., Peracino A. et al. Translating the basic knowledge of mitochondrial functions to metabolic therapy: role of L-carnitine. Translational Research. 2013;161(2):73–84.8. Брин И.Л., Неудахин Е.В., Дунайкин М.Л. Карнитин в педиатрии: исследования и клиническая практика. М.: Медпрактика-М; 2015. [Brin I.L., Neudakhin E.V., Dunaikin M.L. Carnitine in pediatrics: research and clinical practice. M.: Medpraktika-M; 2015 (in Russ.)].9. Накостенко Т.Н., Ключников С.О., Сухоруков В.С. Коррекция нарушений вегетативного гомеостаза и внутриклеточного энергообмена у часто болеющих детей. Вестник педиатрической фармакологии и нутрициологии. 2007;1:25–29. [Nakostenko T.N., Klyuchnikov S.O., Sukhorukov V.S. Correction of disorders of autonomic homeostasis and intracellular energy metabolism in frequently ill children. Bulletin of pediatric pharmacology and nutrition. 2007;1:25–29 (in Russ.)].10. Сухоруков В.С. Энергодефицитный диатез у детей. 2-е изд. М.: Медпрактика-М; 2012. [Sukhorukov V.S. Energy deficient diathesis in children. Second Edition. M.: Medpraktika-M; 2012 (in Russ.)].11. Бойченко Т.Е. Особенности течения острых бронхолегочных заболеваний у детей первых трех лет жизни из социопатических семей: автореф. дис. … канд. мед. наук. Хабаровск; 2007. [Boychenko T.E. Features of the course of acute bronchopulmonary diseases in children of the first three years of life from sociopathic families: thesis. Khabarovsk; 2007 (in Russ.)].

Полный список литературы Вы можете найти на сайте http://www.rmj.ru

Ранее опубликовано в «РМЖ. Медицинское обозрение, 2019 № 8»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*