Учащенное дыхание ребенка — советы врачей на каждый день

Дыхательная недостаточность у ребенка — это состояние, при котором возникает дисбаланс газового состава крови: дефицит кислорода на фоне избытка углекислоты. Поддержание нормального газообмена при развитии дыхательной недостаточности (ДН) обеспечивается за счет интенсивной работы аппарата дыхания, сердца, что быстро приводит к истощению компенсаторных сил организма. ДН может протекать в острой или хронической форме, проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, неврологической дисфункцией. Диагностика основана на физикальном обследовании, изучении газов крови, спирометрии. Лечение комплексное, включает устранение этиологического фактора, восстановление газообмена.

J96 Дыхательная недостаточность, не классифицированная в других рубриках

В широком понимании дыхание объединяет несколько процессов: внешнее дыхание, обмен газов на уровне альвеол, тканевое дыхание. Нарушение на любом из этапов приводит к развитию дыхательной недостаточности.

ДН у ребенка ‒ очень актуальная проблема в педиатрии, занимает ведущее место в структуре летальности детей первых лет жизни. Это самая частая причина госпитализации в отделение детской реанимации и интенсивной терапии.

Заболеваемость респираторным дистресс-синдромом, связанным с разными причинами, составляет 1,5-13 случаев на 100 000 человек в год. У недоношенных детей частота ДН при рождении достигает 20%-80%.

Дыхательная недостаточность у ребенка

Причин дыхательной недостаточности у ребенка большое множество. Не всегда они связаны именно с заболеваниями респиратоного тракта. Для удобства понимания этиологические факторы принято делить на две большие группы:

  1. Внелегочные. Включают патологии ЦНС, которые приводят к депрессии дыхательного центра (асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), неврозы с респираторным компонентом, паралич дыхательной мускулатуры. Также среди причин ‒ травмы и повреждения грудной клетки, плевры, обструкция трахеи инородными телами. ДН характерна для пороков сердца, генерализованных аллергических реакций.
  2. Легочные. К таким поражениям принадлежат инфильтративно-воспалительные заболевания бронхо-легочного тракта (бронхит, пневмония), застойные явления (шоковое легкое). К данной категории относятся болезни, связанные с уменьшением альвеолярной вентиляции: аплазия и гипоплазия легкого, резекция доли или всего органа, сдавление извне. Для неонатального периода типична ДН при болезни гиалиновых мембран, мекониальной аспирации.

Независимо от причины развития дыхательной недостаточности у ребенка, в основе лежат 2 нарушения: уменьшение напряжения О2 в крови (РаО2) и повышение содержания углекислого газа (РаСО2).

Вначале организм компенсирует кислородное голодание путем усиления работы внешнего дыхания, развития одышки.

Дополнительный поток кислорода поступает за счет учащения дыхательных движений, усиления физической работы респираторной мускулатуры.

Со временем запасы энергии истощаются, поступление О2 и его транспорт эритроцитами снижается, развивается гипоксемия. Как следствие, кислород недополучают ткани организма — формируется гипоксия.

По мере нарастания гипоксии состояние входит в стадию декомпенсации: угнетается функции нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов.

Наряду с гипоксемией избыток СО2 (гиперкапния) оказывает токсическое влияние на системы и органы, усугубляя симптомы дыхательной недостаточности.

Существует несколько вариантов классификации ДН по разным критериям: скорости развития, этиопатогенетическим механизмам, длительности течения, газовому составу крови. Клинически имеет значение выделение острой и хронической форм, стадий течения. Представленная классификация дыхательной недостаточности часто применяется на практике, так как влияет на выбор тактики терапии:

1. По этиологии:

  • Обструктивная. Появляется при нарушении прохождения струи воздуха по респираторному тракту из-за попадания инородных тел в бронхи, бронхообструкции, обтурации просвета слизью, меконием, прорастающей опухолью.
  • Рестриктивная. Сопровождает заболевания, связанные с ограничением подвижность ребер, ткани легкого и плевры. Встречается при плеврите, пневмосклерозе, пневмо- и гидротораксе, тяжелой степени сколиоза.
  • Смешанная. Сочетает в себе признаки обоих этиологических типов, с преобладанием одного из них. Как правило, формируется на фоне длительно текущих кардиальных нарушений.

2. По патогенезу:

  • Гипоксемическая (паренхиматозная). Развивается из-за нарушения альвеолярно-капиллярной диффузии при тяжелых поражениях паренхимы легких: пневмония, кардиогенный шок. Характерно снижение pO2, которое плохо корректируется кислородотерапией.
  • Гиперкапническая (вентиляционная). Формируется при нарушенной механике дыхания — депрессия центра дыхания в ЦНС, утомляемость дыхательных мышц, дефектах костно-мышечной системы грудного отдела. Относительное уменьшение pO2 происходит на фоне повышения рСО2.

Клиническая картина дыхательной недостаточности объединяет симптомы основной патологии, изменения внешнего дыхания, системные проявления.

Изменения общего состояния ребенка характеризуются потливостью, чувством тревоги, страха, отказом от груди у младенцев. Со стороны ЦНС может быть нарушение сознания, синдром угнетения либо гипервозбудимости.

О вовлечении сердечно-сосудистой системы свидетельствует нарушение ритма в различных формах, падение или нестабильность АД.

Респираторные расстройства имеют несколько типичных симптомов: раздувание крыльев носа, изменение дыхательных движений (диспноэ), шумный, свистящий выдох или стон. Диспноэ представлено вариантами:

  • учащение (тахипноэ),
  • урежение (брадипноэ),
  • остановка дыхания (апноэ).

Для компенсации характерно усиление работы дыхания, для декомпенсации — истощение, апноэ. Нарастание гипоксемии проявляется синюшностью кожных покровов и слизистых оболочек разной степени: акроцианоз — синеют кончики пальцев, периферический цианоз — дистальные отделы конечностей, центральный цианоз — слизистые, вся поверхность тела.

Степени ДН

По совокупности симптомов у ребенка выделяют несколько степеней дыхательной недостаточности.

  • При первой степени одышка развивается после значительной физической нагрузки.
  • Вторая степень характеризуется тахипное и появлением легкого цианоза после обычной нагрузки, сосания груди.
  • Третья степень – это выраженная клиника ДН, разлитой цианоз, присоединение неврологической симптоматики.
  • Четвертая степень – самая тяжелая: сознание нарушено вплоть до комы, кислородозависимость абсолютная, дыхание аритмичное, поверхностное.

Хроническая ДН

Особенностью хронической формы дыхательной недостаточности является то, что клиника развивается постепенно, обычно при обострении основной болезни, физическом перенапряжении.

Организм ребенка с хронической дыхательной недостаточностью быстро запускает механизмы долговременной компенсации, поэтому тяжесть ДН редко прогрессирует до 3-й, 4-й стадии.

У ребенка развиваются типичные признаки длительной гипоксии: пальцы в виде «барабанных палочек», темные круги под глазами, бочкообразная грудная клетка, гипертрофия межреберных мышц.

Дыхательная недостаточность ‒ состояние неотложное, угрожающее жизни ребенка. Неверное или позднее оказание первой помощи приводит к летальному исходу, необратимым изменениям ЦНС, лейкомаляции.

Хроническая гипоксемия осложняется легочной гипертензией, недостаточностью кровообращения по правожелудочковому типу.

При развитии тканевой гипоксии компенсаторно увеличивается содержание эритроцитов в периферической крови, что приводит к полицитемии, усиленному тромбообразованию и, как результат, — к инсультам, инфарктам внутренних органов.

На этапе первичной консультации, если позволяет состояние больного, врач собирает анамнез заболевания, жалобы родителей или ребенка. Выясняют связь дыхательной недостаточности с предполагаемой причиной, наличие хронических патологий, врожденных пороков. Алгоритм дальнейшего обследования включает:

  • Физикальный осмотр. Оценку состояния проводит врач-педиатр или детский анестезиолог. Определяется уровень сознания, цвет кожи (цианотичность, бледность), участие брюшного пресса, надключичных и межреберных областей в акте дыхания, подсчет частоты дыхания. Аускультативно над легкими прослушивается ослабление шумов.
  • Пульсоксиметрия. SpO2 (сатурация) на правой руке при дыхательной недостаточности падает ниже 95%. Уровень менее 90% считается критическим. ЧСС изменяется при третьей-четвертой степени ДН.
  • Газовый состав крови. Для респираторных расстройств характерно PaO2 на уровне 80-60 и ниже, РаСО2 менее 35-38 или более 90 мм.рт.ст., рН крови при дыхании атмосферным воздухом падает до 7,2 и меньше.
  • Рентгенография органов грудной полости. На снимке определяется усиление или обеднение легочного рисунка, при пневмонии — очаговые инфильтраты, при кардиальных пороках — изменение формы и положения сосудистого пучка, тени сердца.
  • Спирометрия. Проводится детям старше 5 лет. В пользу обструктивной ДН говорит снижение ОФВ1/ФЖЕЛ, нормальная ФЖЕЛ, рестриктивной — уменьшение ФЖЕЛ. При смешанной форме отмечается снижение ЖЕЛ, ОФВ1/ФЖЕЛ, ОФВ1.

Детям с тяжелой степенью дыхательной недостаточности, приведшей к нарушению витальных функций, проводятся реанимационные мероприятия. Комплексом базовой реанимации должен владеть врач любой специальности. Реанимация проводится по принципу АВС, где

  • А (Airway) – восстановление проходимости респираторного тракта,
  • В (Breathing) — подача воздуха методом искусственной вентиляции,
  • С (Circulation) — непрямой массаж сердца.

Если есть данные о попадании в рото-, носоглотку инородного предмета, то для его эвакуации проводят прием Геймлиха.

Дыхательная поддержка

Для восстановления нормального РаО2 нужно обеспечить поступление кислорода в альвеолы. Для этого используют воздушно-кислородную смесь с различными концентрациями О2. Существует ряд методов, позволяющих доставить смесь в трахео-бронхиальное дерево:

  • Оксигенотерапия. Увлажненный кислород подается свободным потоком через носовые канюли или кислородную палатку. Метод приемлем для детей в сознании, с незначительными отклонениями SpO2. Нужно выбрать минимальную концентрацию оксигена, которая позволяет удерживать стабильные цифры сатурации выше 95%.
  • СДППД (спонтанное дыхание с постоянным положительным давлением). Применяется у пациентов с самостоятельным дыханием, в качестве вспомогательной вентиляции. Поток обогащенного воздуха подается под определенным давлением через назальную маску или канюли.
  • ИВЛ. Искусственная вентиляция легких полностью замещает внешнее дыхание. ИВЛ показана в ситуациях, когда дыхание отсутствует или не способно поддерживать адекватный уровень оксигенации. Ребенку проводится интубация трахеи, согласно возрасту и состоянию подбирается режим и параметры вентиляции.

Медикаментозная терапия

Главный принцип лечения дыхательной недостаточности — устранение причины. В зависимости от течения основного заболевания используются группы препаратов:

  • антибиотики из ряда полусинтетических пенициллинов, цефалоспоринов, аминогликозидов; назначаются при инфекционно-воспалительных патологиях;
  • муколитики для разжижения и эвакуации мокроты;
  • диуретики показаны при сердечной недостаточности;
  • растворы для инфузии применяются для профилактики дегидратации, поддержания стабильного АД;
  • растворы микроэлементов вводятся при электролитных расстройствах или с целью их предупреждения;
  • глюкокортикостероиды в виде ингаляций или системного приема с противоотечной и противовоспалительной целью;
  • бронходилятаторы местно или перорально при обструктивном синдроме.

Прогноз при ДН зависит от этиологии, степени гипоксии и/или ишемии, возраста ребенка, своевременности оказанной помощи.

Прогноз для тяжелой дыхательной недостаточности без проведения ИВЛ неблагоприятен, угрожаем по гибели пациента, со своевременной респираторной поддержкой — условно благоприятен, возможно развитие осложнений.

Специфической профилактики респираторной недостаточности не существует. Для детей с хроническими заболеваниями дыхательного тракта, нервной системы важно получение адекватной терапии основной патологии.

Тахикардия у детей

  • Грудные младенцы и дошкольники
  • Дети школьного возраста
  • Подростки

Заболевание лечит: Детский кардиолог

Тахикардия – это нарушение у ребенка ритма сердца, учащенное сердцебиение. У детей разных возрастов – разные нормы по числу сердечных сокращений в минуту:

  • новорожденные дети – 110-170;
  • 1 год – до 162;
  • 1-2 года – 154;
  • 2-4 года – 140;
  • 4-6 лет – 126;
  • 6-8 лет – 118;
  • 9-10 лет – 108.
Читайте также:  Антитела к вирусу, он есть или нет у меня? - советы врачей на каждый день

Что значит тахикардия у ребенка?

Детские кардиологи считают заболеванием, когда число ударов сердца в минуту превышает норму на 20-30.

На заметку! В синусовом узле в правом предсердии зарождается импульс, который распространяется на предсердия и заставляет их сокращаться.

Импульс на короткое время задерживается в атриовентрикулярном узле между желудочками и предсердиями и передается на желудочки, вызывая их сокращение.

Синусовый узел самостоятельно создает импульсы внутри себя с определенной частотой. Это называется «синусовый ритм».

Тахикардия – это не самостоятельное заболевание, а признак какой-то другой патологии.

Однако бывает физиологическая тахикардия, которая возникает при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении, во время еды, при подъеме температуры тела.

Это состояние совершенно неопасно и не угрожает жизни ребенка. Тахикардия может возникать даже у новорожденного ребенка, если он смеется, старается совершать новые для него движения и др.

Разновидности нарушений ритма сердцебиения

Тахикардия делится на три основных типа:

  • Синусовая – наиболее распространенная. При ней увеличивается ЧСС в синусовом узле. Чаще всего появляется во время физических нагрузок. Однако может быть первым признаком вегетососудистой дистонии по гипертоническому типу и других болезней сердечно-сосудистой системы.
  • Пароксизмальная (эктопическая) – резкое увеличение числа сердечных сокращений в два или три раза. Проявляется одышкой, болью в животе, синюшностью кожи и слизистых оболочек.  Источник: Е.Л. Бокерия Эктопическая предсердная тахикардия у детей: клиника, диагностика и лечение // Анналы аритмологии, 2006, №3, с.16-19
  • Хроническая – состояние, при котором у ребенка снижается артериальное давление, бывают судороги, удушье, боль в грудной клетке. Лечение обычно представляет собой изменение образа жизни. Родители должны оберегать ребенка от психоэмоциональных и физических нагрузок, следить за его режимом дня, обеспечить правильное питание и общее закаливание организма.

Причины заболевания

Рассмотрим отдельно причины патологии у грудных детей и дошкольников, школьников, подростков.

Грудные младенцы и дошкольники

У грудных детей выраженной тахикардией считается ЧСС более 200 в минуту. У дошкольников – в зависимости от возраста, более чем:

  • полгода – 185;
  • 1 год – 160;
  • 2 года – 150;
  • 3 года – 140;
  • 4 года – 135;
  • 5 лет – 120;
  • 6 лет – 115.

Причинами могут быть:

  • гипоксия плода во время родов;
  • анемия;
  • обезвоживание организма;
  • лихорадка;
  • перегрев;
  • простудные заболевания;
  • врожденные пороки сердца, которые диагностируются еще до рождения и требуют постоянного наблюдения.  Источник: А.И. Сафина, И.Я. Лутфуллин, З.А. Гайнуллина Нарушения ритма сердца у новорожденных // Практическая медицина, ноябрь 2010, №6(45), с.75-79

Часто дошкольники не хотят делать ЭКГ и вообще идти к врачу, они капризничают, беспокоятся, плачут. В таких условиях электрокардиограмма обязательно покажет, что у ребенка тахикардия. Поэтому исследование лучше проводить во время сна или после максимального успокоения.

 

Дети дошкольного возраста

Показатели выраженной тахикардии – следующие (более чем ударов в минуту):

  • 7 лет – 110;
  • 8-10 лет – 105;
  • 11 лет – 104;
  • 12 лет – 102.

Основные причины повышения ЧСС в этом возрасте – это эмоциональные и физические нагрузки. Однако есть ряд заболеваний, которые дают такую симптоматику в этой возрастной группе:

  • миокардит;
  • ревматическая лихорадка первичной формы;
  • синдром длинного интервала Q-T;
  • синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта.

При двух последних синдромах тахикардия не синусовая. При синдроме Вольфа-Паркинсона-Уайта она суправентрикулярная, а ЧСС повышается до показателей более 140 ударов в минуту.

При удлиненном интервале Q-T появляются пароксизмы (усиление) желудочковой тахикардии, при этом могут случаться обмороки, а ЧСС увеличивается до более чем 140 в минуту.  Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6595346/ Ranjit I. Kylat and Ricardo A. Samson Permanent junctional reciprocating tachycardia in infants and Children // J Arrhythm. 2019 Jun; 35(3): 494–498

Подростки

О выраженной тахикардии в этом возрасте говорят, когда пульс становится больше, чем (ударов в минуту):

  • 13 лет – 100;
  • 14-15 лет – 98.

Основные причины повышения значений ЧСС у подростка:

  • быстрый рост, вызывающий железодефицитную анемию;
  • увлечение диетами;
  • психофизическая утомляемость;
  • вредные привычки;
  • плохая физическая подготовка;
  • избыточная выработка гормонов щитовидной железы;
  • повышенное артериальное давление;
  • хронические патологии сердца и легких.

Симптомы тахикардии у детей

Симптоматика и ее интенсивность варьируются, в зависимости от вида заболевания и его продолжительности.

Основные проявления:

  • неопределенный дискомфорт в области сердца;
  • ощущение сердцебиения, стук сердца в ушах;
  • нехватка воздуха, одышка;
  • бледность или посинение кожи и слизистых (в тяжелых случаях);
  • слабость, быстрая утомляемость, вялое сосание у новорожденных;
  • тошнота на фоне головокружений;
  • плач, беспокойство;
  • эмоциональное возбуждение;
  • предобморочное состояние, потеря сознания;
  • потливость.

Методы диагностики

  1. Электрокардиография (ЭКГ) . Изучив распечатку, врач уже сможет определить тип тахикардии и увидеть, например, сердечную недостаточность.
  2. Суточное мониторирование по Холтеру – предназначено для выявления пароксизмальной тахикардии. К коже ребенка прикрепляют электроды, соединенные с компактным аппаратом, который круглосуточно снимает показания.

    Бывает, что нужно более суток.

  3. УЗИ сердца (Эхо-КГ) – позволяет увидеть строение сердца, нарушение структуры, визуализировать крупные сосуды и сердечные клапаны и камеры, толщину стенок органа, оценить его сократительную функцию. УЗИ позволяет увидеть пороки сердца.
  4. Клинический анализ крови, направленный на выявление анемии.

    При ней происходит компенсаторное ускорение ЧСС.

  5. Биохимический анализ крови на уровень глюкозы и электролитный состав.
  6. Анализ крови на гормоны щитовидки.
  7. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  8. МРТ сердца – в редких случаях.

  9. Электрофизиологическое исследование (ЭФИ) сердца – нужно, чтобы оценить электрическую активность и найти источник импульсов при пароксизмальном типе тахикардии.

Лечение заболевания 

Как лечить тахикардию, будет понятно после того, как у ребенка выявят ее причину. Лечением такой патологии занимается кардиолог и другие узкопрофильные специалисты, в зависимости от результатов обследования. Например, при проблемах со щитовидной железой это будет эндокринолог.

Важно! Если вы обнаружили у ребенка тахикардию, то до консультации с врачом исключите из его рациона любые стимуляторы – чай, кофе, шоколад, максимально оградите от стрессов.

Терапия подбирается индивидуально с учетом основного заболевания, вызывавшего тахикардию. Если у ребенка нарушения функции ЦНС, то врач-невролог назначит успокоительные препараты. При патологиях сердца терапию проводит кардиолог. При этом заболеваний сердца очень много, поэтому и подходы к лечению различаются.

Так, если инфекция спровоцировала миокардит, то нужно будет принимать антибиотик. При аутоиммунных заболеваниях, приведших к аритмии, назначают цитостатики и глюкокортикостероиды.

Также при любом заболевании, вызвавшем тахикардию, кардиолог может в любом случае назначить препарат, который сделает сердечный ритм реже, чтобы снять нагрузку с сердца.

Что делать, если у ребенка приступ тахикардии, до приезда врачей?

Пока не приехала «скорая», есть несколько способов облегчить состояние ребенка:

Самое главное – успокоить ребенка, открыть окно или форточку, чтобы в помещение шел свежий воздух. Затем можно принять следующие меры:

  • Обтереть лицо ребенка холодной водой, а затем положить ему на лицо ткань, смоченную в холодной воде.
  • Пусть ребенок закроет глаза, после чего вы аккуратно на несколько секунд надавите ему на глазные яблоки. Это спровоцирует рефлекс, при котором снижается ЧСС.
  • Проведите пробу Вальсальвы – ребенок должен плотно закрыть рот и нос и натужиться, как будто хочет сделать выдох.
  • Помассируйте каротидный синус, то есть место, в котором сонная артерия разделяется на две ветви – наружную и внутреннюю. Находится это место примерно там, где щитовидный хрящ с обеих сторон шеи. Нащупать щитовидный хрящ легко, у мужчин это называется «кадык». После этого проведите пальцами чуть вниз, и сразу под кадыком вы почувствуете каротидный синус по характерной пульсации. Надавите на него и в течение нескольких минут массируйте.  Источник: Л.А. Балыкова, И.С. Назарова, А.Н. Тишина Лечение аритмий сердца у детей // Практическая медицина, сентябрь 2011, №(53), с.30-37

Профилактика болезни

Чтобы не только сердце, но и весь организм был крепким и здоровым, нужно в первую очередь нормализовать рацион. Необходимо исключить все кофеинсодержащие напитки, а также шоколад, жареную пищу и уменьшить количество сахара. Самая лучшая диета – растительно-молочная.

Полезны фруктовые соки, свежие овощи. Подкрепить эффект от диеты помогут витаминные комплексы. Ребенку обязательно нужно принимать магний и калий, которые нормализуют сердечный ритм. Предварительно проконсультируйтесь с врачом.

И обязательно включите в дневной распорядок ребенка умеренные физические нагрузки, например утреннюю гимнастику. Она стимулирует работу сердца и повышает его стойкость к выбросу избыточного количества адреналина. В итоге снижается раздражительность, нормализуется эмоциональный фон.

При этом нельзя перенапрягаться, любые занятия должны быть умеренными. Очень полезно, например, плавание.

Источники:

  1. Е.Л. Бокерия. Эктопическая предсердная тахикардия у детей: клиника, диагностика и лечение // Анналы аритмологии, 2006, №3, с.16-19.
  2. А.И. Сафина, И.Я. Лутфуллин, З.А. Гайнуллина. Нарушения ритма сердца у новорожденных // Практическая медицина, ноябрь 2010, №6(45), с.75-79.
  3. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6595346/ Ranjit I. Kylat and Ricardo A. Samson. Permanent junctional reciprocating tachycardia in infants and Children // J Arrhythm. 2019 Jun; 35(3): 494–498.
  4. Л.А. Балыкова, И.С. Назарова, А.Н. Тишина. Лечение аритмий сердца у детей // Практическая медицина, сентябрь 2011, №(53), с.30-37.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Наименование услуги (прайс неполный) Цена
Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 1750 руб.
Назначение схемы лечения (на срок до 1 месяца) 1800 руб.
Консультация (интерпретация) с анализами из сторонних организаций 2250 руб.
Консультация кандидата медицинских наук 2500 руб.
Электрокардиография (ЭКГ) 1400 руб.
Эхокардиография (УЗИ сердца) 3500 руб.
  • Все врачи
  • Маршала Захарова, 20
  • Выборгское шоссе, 17к1

Тахипноэ у новорожденного: что делать и на что надеяться?

С греческого языка тахипноэ переводится, как учащенное дыхание. По медицинскому определению – это респирация со значительным ускорением, что по времени может длиться 10-ть и более минут. Число циклов, то есть выдохов-вдохов, в большинстве своем определяется возрастом пациента. У грудных малышей оно может доходить до 85 и более раз. При вдохе глубина остается незначительной. 

Такие проявления называют по-другому инспираторной одышкой, «дыханием по-собачьи», влажными легкими. У только что родившихся детей эта болезнь в большинстве случаев наступает из-за недостаточного объема кислорода в кровяном русле.

Расстройство дыхания у младенцев возникает после их появления на свет. Проблема присуща как доношенным, так и недоношенным поздним малышам. Более подробно о каждом виде проблемы расскажем здесь и сейчас!

Транзиторное тахипноэ у новорожденных

Транзиторный характер проблемы, значит, переходной, он указывает на то, что состояние это недолговечно. Правда, изначально считалось, что данное заболевание часто наступает у доношенных младенцев, и только иногда у недоношенных.

Но, после проведенного в Италии исследования, было выявлено, что болезни одинаково подвержены все новорожденные.

  В группу риска входят дети, появившиеся на свет посредством кесарева сечения, обмотанные пуповиной и с прочими проблемами:

  • Избыточное потребление матерью жидкости;
  • Вес плода при рождении ниже 2,5 килограммов;
  • Длительные роды или рождение двойни;
  • Применение вакуума;

Кроме того, болезнь вероятна для крох, что появились на свет до 36-38 недель или от матери, у которой диабет.

Для сравнения

В утробе легкие плода наполняются жидкостью. Она помогает им расти. При родах у малыша выделяются вещества, что препятствуют выработке этой жидкости. В этот момент легкие младенца в норме удаляют жидкость. Но они могут ее и поглощать.

Тогда ребенку трудно освободится от жидкости. Большая ее часть остается и развивается ускоренное дыхание. В таких случаях и появляются затруднения в дыхании, хрипы, хрюканье, шум. Между ребрами наблюдаются движения.

Из-за нехватки кислорода кожа приобретает синюшный оттенок.

Лечение транзиторного тахипноэ

Ничем не осложненное состояние проходит быстро, обычно через день-два. Лечение при этом только поддерживающее: ограничение жидкости, СРАР, дополнительный кислород. Ребенок приходит в норму, поскольку неблагоприятные факторы исчезают.

Если же проявления более тяжелые с легочной и сердечной недостаточностью, с сепсисом, асфиксией, тогда врач принимает решение согласно заболеванию и индивидуальным особенностям. При инфекции бактериального типа назначаются антибиотики.

Преходящее тахипноэ новорожденного

Сразу следует отметить, что этот вид нарушения отличается доброкачественным и достаточно легким течением. Все новорожденные выздоравливают.

В медицине данное состояние имеет название дистресс-синдром респираторного генеза второго типа.

Так как у детей, что появились на свет посредством кесарева сечения, количество жидкости внутри легких было несколько больше, а воздуха в груди меньше, то преходящее тахипноэ характерно родившимся обычным путем.

  • Если случай типичный, то, как правило, отсутствует асфиксия, а тахипноэ объясняется участием мускулатуры и созданием шумного выдоха.
  • Если отмечается цианоз, то умеренный, а уровень гипоксемии — легкий, что быстро устраняется при кислородовдыхании.
  • О легочной недостаточности речь не идет. Жидкость может сохраняться исключительно несколько часов. Сетчатозернистый рисунок в большинстве случаев отсутствует, воздушные бронхограммы тоже.
  • Дыхание нарушается в течение 12-ти или менее часов.

Лечение преходящего тахипноэ

Так как данное расстройство носит нозологический характер и имеет легкие рентгенологические и клинические проявления, проходящие самостоятельно, лечить его не нужно.

Для данной патологии, протекающей доброкачественно, вполне достаточно применение концентрированного кислорода.

Если же корригирование гипоксемию не устраняет, что бывает крайне редко при таком расстройстве, успеха можно достичь путем расширения легочных сосудов.

Ритм и тип дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Частоту дыхания лучше подсчитывать у спящего ребенка, хотя это далеко не всегда возможно. В состоянии бодрствования частота дыхания обычно выше, поэтому важно знать диапазон нормы.

Ритм дыхания у здорового ребенка не бывает регулярным, дыхание варьирует как по частоте, так и по глубине. Периодически ребенок производит глубокий вдох, что иногда беспокоит родителей.

Типы характера дыхания у детей, ребенка

Принято различать следующие типы характера дыхания.

Эупноэ — спокойное нормальное дыхание.
Диспноэ — затрудненное, напряженное дыхание с одышкой, иногда с цианозом.
Ортопноэ — затрудненное дыхание, при котором ребенок сидит, опираясь на руки (вынужденное положение сидя с упором на руки). Это положение принимают больные для облегчения работы дыхательной мускулатуры.

Олигопноэ — ослабление дыхательных движений, сопровождающееся уменьшением объема вдоха.
Тахипноэ — учащенное быстрое дыхание.

Частота дыхания возрастает при таких состояниях и обстоятельствах, как высокая окружающая температура, усиленная мышечная работа, возбуждение, лихорадка, заболевания легких с ограничением их поверхности и снижением газообмена, выпадение функции части дыхательной мускулатуры (в результате чего оставшиеся мышцы функционируют с повышенной нагрузкой), заболевания сердца, уменьшение кровотока через легкие при пороках сердца с шунтированием (консультации детского кардиолога — поликлиника «Маркушка»), гиповолемический шок (недостаточность кровообращения), анемия (чем острее она развивается, тем более выражено тахипноэ в покое и при нагрузке).
Брадипноэ — редкое медленное дыхание. Характерно для стеноза дыхательных путей, вызванного крупом, аспирацией инородных тел, сдавлением трахеи опухолью или зобом, для уремии, диабетической комы (дыхание Куссмауля), для тяжелого ацидоза различной природы.
Апноэ — остановка дыхания.
Гиперпноэ — увеличенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Глубокое дыхание характерно для тяжелой анемии, метаболического ацидоза (например, отравление салицилатами, передозировка ингибитора карбоангидразы — диакарба), респираторного алкалоза. Глубокое ацидотическое дыхание Куссмауля является результатом наступившего ацидоза чаще всего метаболического происхождения. Во всех случаях ацидокетоза посредством дыхания выделяется и ацетон, вследствие чего изо рта больного ребенка исходит запах гнилых фруктов.
Гипопноэ — уменьшенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Для констатации поверхностного дыхания желательно оценить и величину дыхательного объема по данным аускультации или по ощущению выдоха ладонью изо рта и носа ребенка. Оно характерно прежде всего для состояний алкалоза, при котором дыхательный центр возбуждается недостаточно. На практике это наблюдается у грудных детей, больных гипертрофическим пилоростенозом, когда они теряют соляную кислоту вследствие упорной рвоты. Кроме того, поверхностное дыхание можно наблюдать и у детей с тяжелыми заболеваниями нервной системы (приводящими к угнетению дыхательного центра), опухолями мозга, энцефалитами, туберкулезным менингитом, гидроцефалией, отравлением барбитуратами. Поверхностные респираторные движения при состояниях церебральной комы могут продолжаться целую минуту и дольше.
Периодическое дыхание — периоды апноэ длительностью до 15 с (у недоношенных детей, при респираторном дисстресс-синдроме).
Нерегулярное дыхание — изменяющиеся амплитуда и частота дыхания (при болях, повышении внутричерепного давления).

Расстройства ритма дыхания у ребенка, детей

К расстройствам ритма дыхания относятся патологические типы дыхания.

Дыхание Чейна-Стокса — дыхательные циклы постепенно нарастают, а по достижении максимальной для данного периода глубины дыхания происходит постепенное снижение ее до минимальной глубины и переход в паузу, в период паузы больной может терять сознание.

Наблюдается при нарушениях кровообращения, кровоизлияниях в мозг, менингитах, опухолях головного мозга, тяжелых интоксикациях, вызванных химическими отравлениями, и др.
Дыхание Биота — чередование равномерных дыхательных движений и продолжительных пауз, строгая закономерность числа дыханий и продолжительность пауз отсутствуют.

Наблюдается при опухолях мозга, менингитах, менингоэнцефалитах, диабетической коме.
Диссоциированное дыхание Грокко — нарушение координационной функции нервно-регуляторного аппарата, обеспечивающего гармоническую и последовательную работу отдельных групп дыхательной мускулатуры.

Этот тип дыхания наблюдается при тяжелых состояниях: нарушениях мозгового кровообращения, абсцессах мозга, базальном менингите, реже — при диабетической коме, уремии.
Дыхание Куссмауля характеризуется медленными или быстрыми глубокими дыхательными движениями с вовлечением вспомогательной дыхательной мускулатуры.

Основным патологическим процессом, вызывающим этот тип дыхания, является ацидоз: диабетическая кома, ацетонемическая рвота, метаболический ацидоз любого происхождения.

Грудной и брюшной типы дыхания у ребенка, детей

Различаются также грудной и брюшной типы дыхания в зависимости от того, преобладает при спокойном дыхании подвижность грудной клетки (грудной тип) или передней брюшной стенки (брюшной тип).

При брюшном типе дыхания в фазу вдоха опускающейся диафрагмой внутренние органы отдавливаются книзу, происходит выбухание передней брюшной стенки. Брюшное дыхание преобладает у детей раннего грудного возраста.

У детей старше 2 лет преобладает грудной тип дыхания, что связано с переходом ребенка в вертикальное положение, изменяющим направление ребер.

Патологически выраженное преобладание брюшного типа дыхания может указывать на следующие состояния: недостаточность межреберных мышц при полиомиелите, полирадикулите (синдром Гийена-Барре), параличе Ландри, постдифтерийном параличе, при наследственной амиотрофии (болезнь Верднига-Гоффманна) и синдроме высокого поперечного поражения спинного мозга; болевой паралич грудных и межреберных мышц (например при переломе ребер).

Прививка от дифтерии ребенку — детский медицинский центр «Маркушка».

При выпадении функции диафрагмы дыхание ребенка обеспечивается только интенсивными движениями грудной стенки

При выпадении функции диафрагмы дыхание обеспечивается только интенсивными движениями грудной стенки. Соответственно при вдохе внутрибрюшные органы уже не отдавливаются книзу и не происходит выбухание передней брюшной стенки.

Вместо этого брюшная стенка при вдохе втягивается, это наблюдается при поражении шейного отдела спинного мозга, шейных позвонков и нервных сплетений на шее, патологических процессах, воздействующих на диафрагмальный нерв на его пути от 4-го шейного сегмента до диафрагмы (медиастинит, опухоли средостения, последствия операций на среднем участке шеи и в грудной полости).

Диспноэ (одышка) у ребенка, детей

Понятие «диспноэ» имеет много различных определений. В наиболее широком смысле оно означает нарушение дыхания. Диспноэ может быть как субъективным ощущением, так и объективным симптомом.

В первом случае это испытываемое самим больным затруднение дыхания или чувство недостатка воздуха, во втором — это объективная симптоматика для пациента и врача.

Основополагающим фактором при интерпретации каждого случая диспноэ является отклонение дыхания от нормы.

Существование причинной связи между симптомами диспноэ и определенными патофизиологическими состояниями до сих пор служит предметом дискуссий.

Все установленные в настоящее время зависимости между гипоксемией, гиперкапнией, ишемией усиленно функционирующих дыхательных мышц и субъективным ощущением повышенной дыхательной работы, а также бронхиальным сопротивлением и направлением работы дыхательных мышц могут быть применены для объяснения лишь некоторых, но далеко не всех состояний диспноэ.

Затрудненное дыхание субъективно воспринимается как неприятное ощущение; у здоровых детей подобное ощущение возникает при дыхании через узкую трубку, что имитирует обструкцию бронхов.

Субъективные ощущения, возникающие при асфиксии, можно воспроизвести, произвольно задерживая дыхание.

Подробные жалобы, естественно, можно услышать лишь от детей школьного возраста, однако и у младших детей диспноэ сопровождается неприятными ощущениями, о чем можно судить по поведению ребенка: беспокойство, растерянность, страх, поиск удобного положения позволяют без труда определить дискомфорт.

Объективная оценка степени диспноэ основана на ряде внешних симптомов.

Напряжение крыльев носа при дыхании связано с участием вспомогательных мышц на вдохе, оно предотвращает сужение входа в нос вследствие всасывающего действия (падения давления) струи вдыхаемого воздуха.

Напряжение крыльев носа — очень характерный симптом, который появляется даже при небольшом диспноэ. Втяжение межреберий, яремной ямки, подключичных областей представляет собой проявления диспноэ, отражающие затруднение в разных фазах дыхания.

При вдохе с усилением вследствие сужения дыхательных путей на любом уровне внутригрудное давление падает намного ниже атмосферного, что проявляется втяжением межреберных промежутков, яремной ямки, надключичных областей.

При затруднении выдоха, напротив, внутригрудное давление превышает атмосферное, поэтому межреберные промежутки уплощаются или даже могут несколько выбухать при выраженной обструкции.

Более заметны, однако, втяжение подреберий, связанное с усиленным сокращением мышц живота, а также уплощение нижних межреберных промежутков вследствие сокращения внутренних межреберных мышц при усиленном выдохе. Дифференцировка инспираторных (вдох) и экспираторных (выдох) втяжений чрезвычайно важна для оценки места и степени обструктивных изменений.

Обструкция верхних дыхательных путей (например, круп) проявляется прежде всего инспираторным затруднением дыхания, тогда как процессы в мелких бронхах (астма, бронхит) приводят к затруднению выдоха и вдоха.

  • Признаки затрудненного дыхания: на вдохе — втяжение межреберий и надключичных впадин, на выдохе — участие в дыхании брюшного пресса («выталкивающее дыхание») и вспомогательной дыхательной мускулатуры (мышц грудной стенки, лопаток, боковых мышц спины и мышц шеи).
  • Формы одышки у детей, ребенка: инспираторная, экспираторная и смешанная
  • Выделяются следующие формы одышки: инспираторная, экспираторная и смешанная.

Инспираторная одышка наблюдается при обструкции верхних дыхательных путей: крупе, врожденном сужении гортани, инородном теле и др. Консультации детского отоларинголога — клиника «Маркушка».

При экспираторной одышке грудная клетка приподнята кверху и почти не участвует в акте дыхания. Выдох совершается медленно, иногда со свистом. Наблюдается при бронхиальной астме.

Смешанная одышка (экспираторно-инспираторная)  свойственна бронхиолиту и пневмонии. В это определение включены все виды вентиляционных отклонений от нормы, все степени дыхательной недостаточности и другие дыхательные нарушения.

Свистящее дыхание у ребенка, детей

Свистящее дыхание — своеобразный феномен, возникающий при затруднении выдоха. Механизм его развития связан с вибрацией просвета крупных бронхов вследствие чрезмерного падения внутрибронхиального давления при высокой скорости струи воздуха. Громкое свистящее дыхание чаще слышно при обструктивных процессах, в значительной мере обусловленных бронхоспазмом.

Стонущее дыхание у ребенка, детей

Дыхание со стоном бывает у детей с тяжелой массивной пневмонией; оно возникает в связи с затруднением вдоха вследствие снижения растяжимости легкого и болевых ощущений, вызванных сопутствующим плевритом.

Нарушение дыхания во сне у детей

Обструктивные нарушения дыхания во сне можно предположить, когда у ребенка  родителями или родственниками замечены остановки дыхания в период ночного сна. Сокращение периода дыхания  обычно вызвано блокадой дыхательных путей.

Тонзиллит и аденоиды  могут у детей вырастать  до размеров больших, чем просвет дыхательных путей ребенка.

Воспаление и инфицирование лимфоидной ткани носоглотки, расположенной по бокам и задней стенке глотки,   приводят к их росту и  блокаде просвета дыхательных путей.

Во время эпизодов блокады дыхания ребенок может выглядеть как  старающийся вдохнуть (грудная клетка вздымается и опускается в фазах дыхания),  но воздух при этом не проникает в легкие.

Часто эти  эпизоды сопровождаются спонтанным преждевременным пробуждением ребенка для того, чтобы компенсировать недостаточность дыхания.

Такие периоды блокады дыхания (обструкций) возникают несколько раз за ночь и являются причиной  нарушения физиологии сна ребенка.

Иногда, из-за невозможности проведения воздуха и кислорода в легкие для обеспечения полноценного дыхания, возникает снижение уровня оксигенации крови. Если эти ситуации продолжительны  – возникает риск выраженного нарушения функции  сердца и легких.

Обструкция ночного дыхания чаще всего выявляется у детей в возрасте от 3-х до 6 лет. Часто наблюдается у детей с синдромом Дауна и при других врожденных патологиях, вызывающих нарушение движение воздуха по дыхательным путям (например,  при увеличении размера языка или аномальном уменьшении нижней челюсти).

Какие причины обструктивного апноэ сна у детей?

У детей наиболее частой причиной обструкции дыхательных путей во время сна являются увеличенные миндалины и аденоиды, препятствующие нормальному потоку воздуха на уровне верхних дыхательных путей.

Инфекционные процессы способствуют увеличению размеров этих лимфоидных образований. Большие аденоиды могут даже полностью блокировать носовые проходы и сделать невозможным свободное дыхание через нос.

Существует множество различных мышц в структуре головы и шеи, которые помогают поддерживать в бодрствовании  дыхательные пути  открытыми для прохождения воздуха при дыхании.

Когда же ребенок засыпает, тонус мышц физиологически снижается, таким образом позволяет тканям  спадаться и нарушать дыхание.

Если дыхательный поток частично перекрыт (увеличенными миндалинами) в период бодрствования, то  во время сна дыхательные пути могут быть полностью закрытыми для воздуха.

Ожирение так же может приводить к обструкции дыхательных путей во время сна. В то время как у взрослых это основная причина, у детей ожирение реже вызывает апноэ сна.

Редкой причиной обструктивного апноэ сна у детей являются опухолевые процессы или разрастание других тканей в дыхательных путях. Некоторые синдромы или врожденные дефекты, такие как синдромы Дауна или Пьерра-Робена, могут также вызывать обструктивные апноэ сна.

  • Какие симптомы обструктивного апноэ сна у детей?
  • Можно указать на самые типичные симптомы обструктивного апноэ сна, но у каждого ребенка  эти симптомы  могут проявляться по-разному.
  • Симптомы апноэ сна включают:
  • Ппериоды отсутствия (остановки) дыхания. При этом грудная клетка будет совершать движения «вдох-выдох», однако воздух и кислород не проходят через рот и нос в легкие. Длительность этих периодов различная и измеряется в несколько секунд и более.
  • Дыхание через рот, храп, просто шумное дыхание. Дыхание через нос может быть полностью блокировано увеличенными аденоидами или миндалинами. Ребенок может при этом  иметь специфический «носовой» голос.
  • Сон не дает полноценный отдых ребенку. Это может быть и при наличии, и при отсутствии явных периодов пробуждения в период ночного сна.
  • Повышенная дневная сонливость или возбудимость. Из-за  сниженного качества ночного сна ребенок трудно просыпается утром, сонлив или повышенно возбудим в период бодрствования.
  • Гиперактивность в период дневного бодрствования. Могут быть проблемы в поведении, школьном обучении или социальные проблемы.

Симптомы обструктивного апноэ сна  могут напоминать другие состояния или медицинские проблемы. Вам необходимо  всегда проконсультироваться у врача для точной постановки диагноза.

Как лечить обструктивное апноэ сна ?  

Метод лечения обструктивного апноэ сна будет выбран вашим врачом на основании некоторых моментов:

  • возраста ребенка, состояния здоровья, анамнеза заболевания
  • причины, вызвавшей обструкцию дыхательных путей
  • возможности или невозможности проведения вашему ребенку специфических процедур, лечения и обследования
  • прогноза течения заболевания
  • будет также учтено вашего мнение и предпочтения в лечении

Лечение обструктивного апноэ сна базируется на причинах его возникновения. Поскольку наиболее частой причиной является увеличение аденоидов и миндалин,  лечение состоит в их хирургическом  удалении. Ваш врач отоларинголог обсудит с вами  этапы лечения, риски и необходимость того или иного лечения.

Если причина нарушений – ожирение, лечение будет менее инвазивным, включающим снижение массы тела и , в ряде случаев, может понадобиться применение СИПАП-терапии (специальная маска в период сна для поддержания дыхательных путей открытыми). Эта маска создает повышенное давление  воздуха  (СРАР) в дыхательных путях. Прибор для детей не совсем адаптирован и может трудно переноситься ребенком, так как надо спать в маске.

Как диагностируется обструктивное апноэ сна ?

Следует обратиться к врачу за обследованием, если у вашего ребенка  шумное дыхание во время сна или храп становятся заметными. Вам может быть рекомендована консультация врача-отоларинголога.

В дополнение  к общему клиническому обследованию, диагностическим процедурам может быть рекомендовано:

  • заполнение опросника сна (родителями, возможно, с помощью врача)
  • исследование верхних дыхательных путей Лор-врачом.
  • -Исследование сна методом полисомнографии. Это наилучший метод  для диагностики обструктивного апноэ сна, или «золотой стандарт».  Этот тест может быть проведен у большого числа детей, однако, у части из них, особенно у маленьких,  возможны трудности  в связи с недостаточным сотрудничеством ребенка во время исследования. Возможны 2 типа исследований: полисомнография или кардиореспираторное мониторирование ( для маленьких детей — с применением уменьшенного количества электродов). Ребенок будет спать в условиях специализированной лаборатории.  Во время исследования будут записаны целый ряд параметров:
  • активности мозга
  • электрической активности сердца
  • содержание кислорода в крови
  • движения грудной клетки и живота
  • мышечная (двигательная) активность
  • количество дыхательного потока через нос и рот

Во время сна будут записаны все эпизоды апноэ или гипопноэ:

  • апноэ – полное отсутствие дыхательного потока
  • гипопноэ – частичное снижение потока воздуха через верхние дыхательные пути со значительным снижение кислорода в крови

Основывающееся на лабораторном тесте, апноэ сна становится значительным у детей, если  более 10 эпизодов наблюдается за ночь, или  один или более эпизод каждый час. Некоторые эксперты определяют проблемы как значительные если  комбинация одного или более  эпизодов апноэ и/или гипопноэ зарегистрированы каждый час.

Симптомы обструктивного апноэ сна могут отражать другие состояния или медицинские проблемы. Необходима в любом случае консультация врача-педиатра.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*