Громкие негодующие крики, валяние по полу или на земле, гневные жесты, душераздирающий плач и дрожащие губы — картина, знакомая большинству родителей.
Возраст от года до четырех в разных источниках наделяется кризисом одного года, кризисом трех лет, званием «эти ужасные двухлетки»… Ни года без кризиса, и порой ни дня без шумного негодования по какой-либо причине, переходящего в неуправляемую истерику. Как пережить это время и не сойти с ума?
Нормальное развитие детей и психическое здоровье взрослых: кто кого?
Пожалуй, самое сложное для родителя маленького скандалиста — не взорваться самому. Когда у ребенка начинается неконтролируемое выражение эмоций, мамы и папы, ощущая свою беспомощность, тоже порой «доходят до точки», не зная, что предпринять. Особенно неприятно, если истерика с паданием на пол происходит в людных местах, собирая массу советов и замечаний от прохожих.
Как быть?
Во-первых, что бы там ни сообщали доброжелатели о правильном воспитании и хороших малышах, абсолютное большинство детей проходят через стадию истерик. Кто-то делает это чаще и громче, у кого-то быстрее получается преодолеть сложный этап. Так что первое, что нужно усвоить растерянным родителям: ужасная истерика — нормальный этап развития детей.
Начало истерик не зависит от того, насколько прекрасна мама или авторитетен отец. Супер-понимающие родители и лучшие воспитатели также сталкиваются с проявлением яростного негодования у детей.
Ну, а требовать от маленького ребенка «вести себя прилично» пока еще рановато: буддистского спокойствия эта мысль не принесет, но, вероятно, поможет сохранить психическое здоровье и сберечь нервные клетки.
Все же легче осознавать, что тысячи других таких же замечательных родителей именно в этот момент растерянно смотрят на свое чадо, лежащее посреди супермаркета. Ну а у советчиков с их «идеальными детьми» просто плохая память.
Во-вторых, бурные проявления чувств и эмоций свойственны детям, растущим в тех семьях, где принято с вниманием относиться к желаниям друг друга.
Малыши, растущие в условиях Домов Малютки и получающие внимание и заботу по расписанию, редко активно требуют что-либо недоступное. Частые фрустрации приводят к подавлению множества потребностей.
А вот дети, живущие с родителями, особенно, если у них холерический темперамент, могут бурно настаивать на своем, ожидая от взрослых удовлетворения.
Почему такие милые малыши устраивают такие гадкие истерики?
Истерики — весьма неприятная часть взросления. Не так просто продолжать нежно любить свое чадо, норовящее упасть в лужу и бить там ногами с громкими криками. Однако понимание причин позволяет спокойнее пережидать эти периоды и, более того, сокращать их длительность и количество.
Каждая истерика — это результат несовпадения желания и возможностей. Малышу прямо сейчас нужно именно то, о чем рассказать он пока не может, а взрослые и не догадываются.
Неразвитость коммуникативных навыков, скудность активного словаря и неумение справляться с собственными эмоциями — основные причины истерик у детей от года до двух. Срочно надо выпить еще соку, помыть попу, погладить вон ту собаку, а объяснить не получается.
Желания растут, становятся более разнообразными, и словарный запас за ними не успевает.
При этом дети не задумываются, насколько понятно они сообщают о своем требовании, и то, что родители его не выполняют, приводит к состоянию фрустрации (негативным эмоциям из-за несоответствия желаемого и действительного) и последующему «взрыву».
У тоддлеров, детей в возрасте 3-4 лет, умеющих выражать свои желания, истерики связаны обычно с «борьбой за власть». Кризис самоидентификации, начинающееся в трехлетнем возрасте отделение себя от мамы, попытки автономии и проверки границ приводят к бурным эмоциональным реакциям в ответ на неудовлетворенные потребности вчерашних грудничков.
Как остановить взрыв? 10 советов экспертов и опытных родителей
Различные причины истерик требуют разных подходов к их прекращению. Столкнувшись пару раз с бурным негодованием, родители начинают представлять, в какой ситуации и почему малыш может выдать ожидаемую реакцию. Исходя из особенностей ребенка, мамы и папы подбирают лучший способ (или два, или все десять), наиболее эффективно воздействующий на любимое чадо.
- Предоставление пространства
Бывают ситуации, когда ребенок осознает, что желаемое невозможно получить сейчас, но не может справиться со своими чувствами.
В таких случаях ему нужна возможность выплеснуть эмоции (предварительно удостоверившись, что он не сможет пораниться или причинить вред окружающим).
Отойдите на пару метров, не вступайте в битву за возвращение к нормальному поведению, предоставьте ему шанс выплеснуть гнев и вернуться к контролю над чувствами самостоятельно. Иногда разумно сочетать этот способ с игнорированием.
На самом деле, это возможность дать ребенку успокоиться до того момента, когда какие-либо слова взрослого наконец будут услышаны.
Во время настоящей истерики фронтальная часть коры, отвечающая за понимание и принятие решений, практически отключается под воздействием эмоций.
Поэтому доводы и урезонивания взрослых часто не работают, они просто не могут быть восприняты: невозможно научить плавать, когда кто-то тонет.
Лучший вариант, если дело дошло до неконтролируемой истерики, — дать малышу успокоиться, прийти в себя, и уже потом начинать разбираться в причинах. Важно помнить: игнорирование в данном случае — не наказание. Бессмысленно пытаться наказывать малыша, не способного справиться с ситуацией. Надо просто дать ему шанс выплеснуть эмоции без особой реакции со стороны.
К счастью, малыши еще не очень умеют концентрироваться на чем-то одном. Почти всегда в самом начале истерики есть шанс переключить внимание на что-то другое. В тяжелые периоды хорошо иметь при себе новые игрушки, незнакомые штучки, книжки, мелкие вкусности.
Можно также отвлекать действием. Если в магазине вот-вот разразится буря по поводу нежелания купить новую машинку, стоит попробовать сообщить что-то вроде: «Ой, мы совсем забыли про мороженое! Поможешь мне выбрать?» или «Ты не забыл посмотреть, какие сегодня рыбы вон в том отделе? Пойдем скорее к аквариуму!».
Важно помнить, что, несмотря на внушаемость и отвлекаемость, дети отлично чувствуют фальшивые интонации. Так что этот способ работает, только если родители заставят себя и малыша поверить, что мороженое и рыба действительно важны.
Словарный запас детей невелик, и порой даже активно болтающим малышам не до объяснений. Невозможность донести до родителей причину горя расстраивает их еще больше. В таком случае можно договариваться о секретных знаках, например, «пить», «есть», «еще», «устал».
Еще один бонус угадывания — включение эмпатии. Даже если мама в попытке выявить причину уже провела детективное расследование, а желание все еще не угадано, малышу становится полегче. Ощущение, что его потребность значима и будет удовлетворена, снижает накал страстей. Ну а игра в угадайку, опять-таки, способна отвлечь ребенка.
Просто обнять и молча пожалеть малыша тоже, как ни странно, помогает. Дети чувствуют, что их беды родителям небезразличны, даже если Спайдермена прямо сейчас получить не удастся, и что их любят, несмотря на поведение.
Также объятия помогают ребенку почувствовать себя защищенными, находящимися в безопасном месте. Порой это сразу же избавляет от истерик, связанных с обидой на весь окружающий мир или его отдельных представителей.
Некоторые дети устраивают скандалы изо дня в день примерно в одно и то же время. Скорее всего, они успевают проголодаться в неурочный час или нуждаются в дополнительном отдыхе. Падение уровня сахара в крови или усталость способны спровоцировать целую бурю по самым незначительным поводам.
Стоит также помнить, что избыток сладостей и быстроусвояемых углеводов в рационе могут провоцировать нестабильное поведение и приводить к эмоциональным «взрывам» даже самых спокойных малышей.
- Предварительные инструкции
Если мама предполагает, что посещение поликлиники или, например, кафе с длительным сидением на одном месте способно спровоцировать истерику, можно попробовать договориться заранее.
«Вова, я хочу, чтобы ты сегодня спокойно посидел перед кабинетом и поиграл в машинки. Ты же это сможешь, правда? Если все пройдет хорошо, то дома мы посмотрим новый мультфильм».
И как только Владимир начнет уставать и вести себя неподобающим образом, надо мягко напомнить ему об уговоре и мультике.
- Спокойствие, только спокойствие
Легче, конечно, сказать, чем сделать.
Однако во многих случаях отсутствие раздражения и негативных эмоций, так же, как и излишнего внимания и эмоционального выяснения, что произошло с бедным крошкой, помогает детям прекратить истерику.
Малыши любопытны и изобретательны, и заставить маму опять громко покричать может быть неосознанной целью истерики. Это один из способов проверки границ и попыток принудить взрослых играть по своим правилам.
Иногда это также способ привлечь к себе внимание. Как известно, негативное внимание (ругань, крики, шлепки) тоже приносит частичное удовлетворение, если ребенок чувствует себя одиноким и покинутым.
Не поддавайтесь на провокации. Играйте и разговаривайте с малышом больше, когда он ведет себя хорошо. И даже в случае, если повод для истерики — совсем не манипуляции маминым настроением, сохранение спокойствия (хотя бы внешнее) поможет быстрее свести бунт «на нет».
- Сочувственная улыбка как оружие борьбы с незнакомцами
Если родители вдруг обнаружили себя рядом с ребенком, кричащим или лежащим на полу в людном месте, и вокруг уже начали собираться сочувствующие, стоит хотя бы сделать вид, что все под контролем. Спокойная улыбка, твердый тихий голос и уверенное поведение дадут окружающим понять, что в советах мама или папа не нуждаются и отвлекаться на болтовню им некогда.
Ну а малыш получит меньше внимания от прохожих, снизив свои шансы «подавить на жалость» или усилить истерику благодаря неправильному поведению чужих людей.
… и забрать с собой малыша. Если поводом для негодования является что-то, что есть рядом — мороженое в магазине, аттракцион, чужая машинка в песочнице, то порой проще всего увести или унести ребенка из этого места и дать ему успокоиться. Смена обстановки зачастую действует просто волшебно.
Порой дети способны выводить из себя самых умудренных родителей, практически «познавших дзен». Любой человек может приходить в состояние фрустрации, недовольства, беспомощности.
В ситуациях, когда малыши доводят «до ручки», хорошо напоминать себе высказывание «Как же дети уверены в нашей любви, что позволяют себе так себя вести».
И радоваться, что вот этот невозможный ребенок абсолютно точно знает, что он — самый любимый и обожаемый в мире малыш.
А истерики пройдут.
Ребенок психует и плачет в 3, 4, 5 лет
В период от 3 до 5 лет дети часто устраивают истерики без видимого повода. Часто это связано с возрастными кризисами, но бывают и более серьезные причины. Мы расскажем вам, почему плачет и нервничает ваш ребенок и как справиться с этой ситуацией.
Основные причины истерики
Возрастные особенности
По наблюдениям психологов, кризис 3 лет потихоньку сдвигается и все больше детей переживают его, когда вступают в младший дошкольный возраст, то есть в 3 – 4 года.
В этот период ребенок активно познает мир и отношения между людьми, круг общения значительно расширяется. Он стремится к самостоятельности и в то же время хочет оставаться как можно дольше под маминой опекой.
Негативизм, истерики, бунт, упрямство – это попытка исследовать границы дозволенного и установить собственные правила игры.
В старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 лет, ребенок становится спокойнее, так как на первый план выходят познавательные процессы. К потребности быть самостоятельным прибавляется желание стать успешным. Некоторые дети переживают неудачи, например, при выполнении учебного задания или игре, очень болезненно, здесь срабатывает защитный механизм – истерика.
Болезнь
Истерика, вспышки агрессии, беспричинный плач – могут быть вызваны плохим самочувствием или более серьезным заболеванием – неврозом. Маленькие дети не могут точно сказать, что их что-то беспокоит, где болит. Прежде чем заниматься воспитанием ребенка, обязательно покажите его врачу – педиатру или неврологу, чтобы не пропустить начало заболевания.
Привлечение внимания
В первый год жизни мама круглосуточно находится с ребенком. Став постарше, он никак не может принять тот факт, что у мамы теперь есть и другие дела.
Даже если она проводит с малышом много времени, этого ему кажется недостаточным.
Бывает и так, что когда ребенок ищет сочувствия, вы ошибочно принимает вид строгого воспитателя, это тоже влечет за собой появление эмоционального дискомфорта у малыша.
Двойные стандарты
Основной принцип воспитания – это единство правил и запретов. Если мама не разрешает, кушать много конфет, а бабушка готова скупить всю кондитерскую фабрику, ничего хорошего из этого выйдет.
Ребенок просто теряется, что можно, а что нельзя, и добивается желаемого всеми способами. Другой пример, вы потратили часы на объяснение малышу правил дорожного движения, а сами перебегаете дорогу на красный свет.
В результате ребенок становится раздражительным, так как он постоянно должен выбирать между противоположными и навязанными ему извне моделями поведения.
Низкая социализация
Единственных и долгожданных детей родители часто опекают без всякой меры. Ребенок быстро привыкают к тому, что мир крутится вокруг него, все желания моментально угадываются и исполняются.
Когда такой «маленький император» попадает в детский коллектив, он испытывает сильнейшее потрясение. Например, в садике – никто с ним не носится, все равны.
То же самое происходит, когда в семье рождается еще один ребенок – первенец уходит на второй план, ведь мама теперь все время посвящает новорожденному.
Плохая обстановка в семье
Если родители постоянно скандалят между собой, это неминуемо отражается на неокрепшей психике ребенка, ведь она впитывает эмоции мамы и папы, как губка.
Особенно тяжелой ситуация становится, если родители начинают делить детей при разводе и прибегают к преступным методам. Это непосильное испытание для малыша, оно часто приводит к неврозу.
Ребенком овладевает беспричинный гнев, он не слушается, устраивает истерики.
Чем опасна истерика?
Наверняка, вам уже говорили «мудрые» соседки: «С возрастом пройдет!» Но они не сказали, что с возрастом вспышки агрессии и истерики проходят только у тех детей, чьи родители смогли с ними справиться.
Если с истерикой и «психами» ничего не делать, то с возрастом они усугубляются, перерастают в очень неприятные черты характера и остаются с ребенком на всю жизнь.
Запущенные неврозы приводят к серьезным расстройствам психики, бессоннице, потери аппетита, хронической усталости, энурезу, утрате интереса к жизни, нервному тику и т. д.
Как справиться с истерикой?
Дайте ребенку проявить самостоятельность
Никогда не делайте за него то, что он в состоянии сделать сам. При выборе одежды, досуга, меню обсуждайте возможные варианты вместе и учитывайте его мнение. Если требование абсурдно, невыполнимо, доступно объясните, почему это нельзя сделать.
Откажитесь от тотального контроля и позвольте ребенку делать свои ошибки. Мягко указывайте на них, покажите, как правильно, но все остальное он должен сделать сам.
Советы психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?
Единые правила и запреты
Все взрослые, которые участвуют в воспитании ребенка, должны быть едины во мнениях и последовательны в соблюдении правил и запретов. Нельзя так нельзя. В крайнем случае, ищите компромиссный вариант, который устроит всех. Хорошо все продумайте и объясните их смысл малышу. На первое время создайте 5-6 запретов, которые легко запомнить и соблюдать.
Всегда предлагайте варианты
Например, сегодня вы собираетесь в детский сад, но брать с собой много игрушек нельзя. Нарастает бунт. Предложите ребенку выбрать: машинку, зайчика или мячик? Мнение ребенка учтено, игрушку взяли, проблема решена.
Не реагируйте на истерику
Лучший способ справиться с истерикой – сохранять олимпийское спокойствие и не обращать внимания. В этом случае ребенок «работает» на зрителя.
Без лишних слов оставьте маленького актера одного в комнате, а сами займитесь другими делами. Без внимания он успокоится быстро.
Опытные мамы советуют обустроить дома специальное место для истерик, например, кресло или что-то типа домика и не разрешать ребенку покидать его, пока он не успокоится.
Если истерика застала вас в общественном месте, срочно уводите ребенка из раздражающей обстановки, старайтесь переключить его внимание на что-то другое. Иногда помогает просто отойти в сторонку и сделать вид, что вы видите его в первый раз. Через пять минут ребенок успокоится сам.
Главное – не идите на поводу, не исполняйте моментально желание, например, не покупайте и не обещайте купить игрушку, из-за которой он плачет. Этим вы подпишите себе приговор. Единственный вывод, который сделает ребенок: истерикой можно добиться чего угодно.
Внимание! Нужно различать истерический плач и слезы от обиды. Если ребенка действительно обидели, и он нуждается в вашей защите, немедленно придите к нему на помощь.
Проанализируйте свои отношения с ребенком и супругом
Может быть, действительно малыш недополучает внимания и ласки, а с его папой вы стали часто ссориться? Поговорите с супругом, работайте над своими отношениями. Попробуйте проводить больше времени все вместе, найдите позитивное и полезное занятие, которое объединит вас в дружную команду.
Станьте другом своему ребенку, когда он захочет поделиться с вами, внимательно слушайте, проявляйте интерес, задавайте вопросы.
Проверьте, не испытывает ли ребенок дискомфорт и как организован его досуг
Маленькие дети часто капризничают, когда слишком устали, голодны, испытывают жажду, хотят в туалет, но стесняются сказать об этом.
Иногда плохое поведение объясняется тем, что ребенок боится нового места, чужих людей – нужно подготовить его заранее, объяснить, мама рядом, он будет в безопасности. Другой враг хорошего поведения – скука.
Заполните день ребенка интересными развивающими занятиями, держите про запас несколько новых вариантов. В дорогу всегда берите мини-игры, книжку, любимую плюшевую обезьянку, небольшое лакомство и бутылочку воды.
Договаривайтесь с ребенком
Многие дети охотно идут на конструктивный диалог, когда видят, что вы настроены серьезно и готовы учитывать его мнение.
Не хочет надевать теплую куртку? Сделайте отметку на термометре и договоритесь, что когда красный столбик будет ниже черты, куртка нужна обязательно, когда выше – можно выбрать что-то полегче.
Или, например, ребенок делает все, что хочет в пятницу, но в другие дни недели ведет себя идеально. При таком раскладе каждый участник переговоров получает то, что ему нужно, и все довольны. Это лучше и эффективнее, чем ругань и шантаж.
Не теряйте времени! Если для чтобы успокоить трехлетнего ребенка, вам нужно только немного изменить отношения с ним, проявить больше внимания и участия, то с пятилетним дошкольником вы не справитесь без помощи специалистов.
Ребенок истерит по любому поводу: что делать родителям? | Детский психолог Ольга Товпеко
Чаще всего реакция на истерику формируется вследствие того, как родители сами ее видят. Например, если мама убеждена, что ребенок просто пытается привлечь внимание — ее реакция является продолжением такого убеждения: нужно отвернуться, оставить ребенка одного, он успокоится. Но причина может быть совсем в другом!
Чтобы не попасть в такую ловушку, разберем самые популярные ошибочные представления о возникновении детских истерик:
Такая реакция связана с представлением о том, что у ребенка есть некие нереализованные потребности, которые он не может сам удовлетворить.
Так мама кидается к ребенку и задает ему вопрос за вопросом: “Ну, что тебе нужно? Конфетку? Машинку? Ручки грязные?”. Чаще всего, вслед за этим истерика разгорается еще пуще.
Потому что правило “Чем больше будешь удовлетворять ребенка — тем меньше будет истерик” НЕ РАБОТАЕТ!
Так сформируется только правило ребенка “Чем больше я тревожусь — тем более взвинченный ребенок”.
Эта реакция рождается из видения, согласно которому плохое поведение ребенка можно сдержать стыдом.
Якобы ребенок настолько боиться быть пристыженным, что от осознания своего позора он начнет себя контролировать, а все его потребности отойдут на второй план.
Звучит комично, правда? Тем не менее, фразы “Да как тебе не стыдно?! Ты позоришь маму! Да я в твоем возрасте…” только ухудшают ситуацию, вызывая у ребенка ощущение отвержения со стороны родителей.
Такие родители считают, что ребенок ведет себя сознательно, назло родителю, умышленно закатывает истерику. Как результат, стараются его “обуздать” и заставить вести себя, как подобает, с помощью наказания. К сожалению, такие меры редко бывают последовательны и больше похожи на “месть” родителей и их способ выразить досаду. Не говоря о том, что они могут быть разрушительны для ребенка.
Желание игнорировать истерику связано с еще одним ложным представлением о том, что истерики, якобы, происходят для привлечения внимания.
Ах, если бы все было так просто! Потребность во внимании — часто не цель, а лишь средство для получения какой-то другой помощи.
Игнорируя ребенка таким образом, мы не учим его как ПРАВИЛЬНО коммуницировать: обращаться за помощью, просить, а не требовать, формулировать свои желания без крика и пр.
Это лишь часть ошибочных теорий в отношении истерики.
В мастер-классе, который входит в курс “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому” вы узнаете также о таких неправильных реакциях на истерики, как подпитка — стремление справиться с помощью ласки и нежности, и переключение — попытка просто отвлечь ребенка от проблемы, которые также часто встречаются среди родителей в моей практике. В основе этих теорий также лежат ложные установки.
Ответьте себе честно, есть ли у вас подобные представления? Наверняка, они знакомы вам — настолько они распространены.
Но не нужно опускать руки! Научиться различать настоящую причину истерик вполне реально. Но для начала давайте вспомним основы основ возрастной психологии.
Во-первых, следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны, потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает, как их удовлетворить. Ему остается только кричать, и ждать, что мама с папой отгадают его проблему и решат ситуацию.
Во-вторых, никогда не поздно научиться правильно реагировать на истерики. Это поможет уменьшить их количество и интенсивность, а также освоить навыки самоконтроля, общения и терпения.
С чего же начать? Мой ответ — учиться понимать причину истерик!
Да, многие из нас не знают, что истерики бывают совершенно разных видов и на каждую стоит реагировать по-разному. Именно неправильная реакция на ту или иную истерику усугубляет ее и приводит к бесконечному повторению. Поэтому так важно научиться с этим работать!
Все виды истерики, а также сценарии реагирования родителей с простыми упражнениями собраны в моем курсе “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому”, который состоит из 4-х уроков и двухчасового мастер-класса!
Благодаря этим урокам для родителей вы узнаете:
- почему ребенок ведет себя плохо
- какие бывают виды истерик и какие потребности ребенка лежат в их основе
- как правильно нужно реагировать на истерику каждого вида;
- как научить ребенка общаться без истерик
Вы также получите чек-листы, алгоритмы и последовательные шаги, как снизить количество истерик до минимума, которые можно быстро распечатать и повесить на холодильник, чтобы всегда были под рукой!
Этот курс — моя лучшая рекомендация для родителей маленьких непослушаек, если у вас нет много времени на учебу, а результат нужен очень быстро. Все подробности по ссылке:
Ребенок часто психует и капризничает — советы специалиста
Марфа Гончарова, журнал «Мой Кроха и Я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.
Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.
Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.
Юлия Андронникова: «Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте.
Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция.
Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.
Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди.
Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть.
Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее».
Инфекционные заболевания
Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания.
Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита.
Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.
Метеочувствительность
Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.
Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе.
У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство.
Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.
Хронические заболевания
Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.
Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра.
Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений.
Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.
Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».
Переутомление
Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок.
Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания.
А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.
Каприз как послание родителям
Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает.
Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы.
Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке.
В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.
Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике.
Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными.
Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже.
Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.
Борьба за самостоятельность
Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд.
Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект.
Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты.
Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.
В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!».
Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца.
Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.
Упрямые факты
- Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
- Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.
Полезные советы:
- Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.
Ваши любовь и внимание – вот лучшие «лекарства» от стресса. Беседуйте с малышом, давайте ему возможность выговориться, выясняйте причины переживаний. Играйте с ним, рисуйте, привлекайте его к занятиям спортом, но старайтесь уберечь от непосильных нагрузок.
Статья была опубликована в журнале «Мой кроха и я» (2014 г.) и размещена на сайте krokha.ru.
Детские истерики: как их погасить и предупредить
Авторы: Козлов Н.И.
Дети иногда устраивают истерики: падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Откуда это и что с этим делать?
Иногда говорят, что истерика детей — это всегда реакция на взрослого, ответ на то, что в отношениях взрослого и ребенка есть что-то грозно-неправильное. Это не совсем так, это некоторое преувеличение роли взрослого.
Ребенок — существо не только реагирующее, отвечающее на то или иное, правильное или нет, поведение взрослого. Слава богу, дети бывают очень активными, ведущими свою игру и политику в отношении взрослого.
У детских истерик много корней, и это не только и не всегда реакция на ошибочное поведение взрослого.
Непослушание и истерики бывают возрастными симптомами, иногда — сигналами о том, что ребенок устал или заболел, а чаще всего это — проверка ребенком родительской устойчивости, проба сил: «А можно ли, родители, вас не слушаться?».
Обычно дети начинают истерики, подглядев, как это делают другие дети, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.
История от читательницы: «Дочери 4 года, она заболела, температура под 40.
Мне нужно дать ей таблетку, она ни в какую: таблетку выплевывает, орет, если пытаемся засунуть таблетку в рот насильно, устраивает практически рвоту. Мы с нею воевали почти три часа, но я не отставала…
Когда мы измотались обе и она поняла, что я не отстану все равно, она вдруг мгновенно успокоилась и четко спросила: «А если я съем таблетку, что мне за это будет?»
Как бороться с истериками и где взять нервы, чтобы выдержать плач ребенка? Ответы просты: не разрешать истерики с самого начала. Помнить, что истерика — это эмоция, а значит — только подача сигнала ключевым лицам с целью донесения информации до них. С другой стороны, подсказывайте ребенку, как можно добиваться своего без плача и представлений, а именно учите его обращаться с просьбой.
Волшебная формула для этого звучит так: «Когда ты плачешь и кричишь, я тебя не понимаю. Скажи спокойно, что ты хочешь».
Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу — правильные действия ребенка следует вознаграждать. Важно, что если здоровый ребенок получает все то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, что ему просто хочется.
Отчет мамы: «Моя дочь 2 лет сидит за своим столиком и что-то там делает. Все остальные — за общим столом. Вдруг она начинает резко и громко орать. Сначала не могу понять, что ей надо, говорит еще плохо. Потом разбираю слова: «Хочу красить».
Имеется в виду рисовать кисточкой. Я смотрю на нее внимательно и говорю: «Подойди ко мне и спокойно объясни, что тебе надо». Подходит уже без крика, а очень тихонько: «Хочу касить». Я отвечаю: «Бери стаканчик и иди набирай воду».
Пошла за водой, вопрос решен».
Как вы конкретно отреагируете в какой-то конкретной ситуации — это вообще не важно.
Оперативное реагирование может быть практически любым, оно мало важно в сравнении с вашей системой поведения, системой ваших взаимоотношений с ребенком.
Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость. Все не страшно, если ваша главная линия воспитания — верная.
Главное правило при этом такое: «Взрослый (папа и мама) главный». Не ведитесь на истерики. Управляйте ребенком, не позволяйте ребенку управлять вами.
Если вам нужно идти по своим делам, а ребенок орет и не хочет вас отпускать — идите по своим делам. Ребенок будет плакать, может быть, даже кричать — от этого еще никто не умирал.
Это не вредно для здоровья, это развивает легкие ребенка и делает его более выносливым.
Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять), а умыться (одеться, идти гулять) ему нужно — умойте его, оденьте его, отправьте его гулять, а его протесты — это его выбор и его развлечение.
Самый лучший родитель — сильный родитель, использующий свою силу для заботы о ребенке и знающий, что это правильно. (Посмотрите фрагмент из фильма «Сотворившая чудо».
В его основу положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. А еще стала маленьким тираном.
Новая воспитательница, Анни Салливан, решает дать ей бой. Будьте готовы — это трудная история.)
Соблюдайте Главное правило, но не идите против себя.
Если, выполняя Правило, вы сомневаетесь в собственной правоте, тем более если внутренне считаете себя чудовищем, «отвратительной матерью», «моральным уродом» (вариант — вам это рассказывают, и вы чувствуете в этом какую-то правду), то когда-то можно и не упираться. Фанатизма не нужно, исключения возможны, когда можно не упираться и поискать более гибкие варианты.
Когда-то можно и посидеть с ребенком, если он вас не отпускает, едва ли это займет более 15 минут, — а после он вас отпустит. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять) — не приставайте к нему без крайней надобности, от этого еще никто не умирал. Попозже и умоете, и оденете, и еще сам побежит гулять. Главное — внутренне не напрягайтесь.
- Самый лучший родитель — тот, который внутренне чувствует себя хорошо.
- Главное — думайте о будущем, воспитывайте правильные привычки.
- Профилактика истерик (памятка для родителей)
Реагировать на упорные истерики — все равно что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это называется — профилактика истерик, главные направления здесь следующие.
Во-первых, подумайте о причинах.
Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина — или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимания: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. Это может быть поведение ошибочное, может быть — проблемное. Разберитесь.
Во-вторых, ответьте себе на вопрос, приучили ли вы ребенка вас слушаться. Не бывает истерик у ребенка, которого родители приучили к порядку, который родителей слушается. Поэтому приучайте ребенка вас слушать и слушаться, начиная с самых простых и легких вещей. Приучайте ребенка последовательно, в направлении от легкого к трудному. Самый простой алгоритм — «Семь шагов»:
- Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.
- Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
- Делайте свои дела, не реагируя на ребенка, — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
- Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.
- Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.
- Давайте трудные и самостоятельные задания. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).
- И, естественно, важен ваш пример. Приучать ребенка к порядку, если у вас самих в комнате и на столе бардак — очень спорный эксперимент. Возможно, у вас не хватит на это психологического мастерства. Если же в вашей семье Порядок живет на уровне Иконы, порядок естественным образом уважается всеми взрослыми — ребенок, скорее всего, впитает привычку к порядку на уровне элементарного подражания.
Далее — опыт родителей.
Игнорировать истерику
«Моему птенчику было полтора года, но он был ещё тот бутуз. Я его сажала в коляску, он в ней съезжал вниз, так что ноги его волочились по земле, и орал. Я останавливалась, усаживала его удобно, но как только трогалась с места, он опять съезжал вниз и орал.
Однажды он очередной раз мне такое устроил, я несколько раз усадила его поудобней, увидела, что это не помогает, и покатила коляску, не останавливаясь. Так мы и шли: я катила коляску с каменным лицом, а сын в ней ехал полусидя-полулёжа, с волочащимися по земле ногами, и РЕВЕЛ.
Через пару-тройку кварталов замолчал, а потом сам уселся в коляске поудобней, и больше такой проблемы не было».
Пишет Татьяна Розова:
«Хочется покричать — иди в свою комнату и кричи сколько хочешь. Раскидаешь вещи — сама потом уберешь. Не захочешь уйти — отнесу. Будешь выходить — закрою. Запретить истерику сложно. Но сделать ее бессмысленной — легко. Если не для кого орать, то дети, как правило, и не орут».
Я вешал его себе на плечо вверх ногами
«Мне помогал простой прием: если мои дети начинали громко орать и буянить, я ребенка поднимал высоко к плечу, а потом перекидывал дальше через плечо, так что он оказывался попой кверху у меня за спиной.
Если он от этого не успокаивался, я потихоньку отпускал его за спину все ниже и ниже, держа его только за ноги.
Рано или поздно ребенок уже держался за меня, как за единственного спасителя, и плакать прекращал, потому что плакать в таком положении было уже неудобно и просто мешало держаться. Ну и хорошо. Дальше мы весело и спокойно шли дальше.
Я брала его под мышку
«Мой сын — не плакса. Сейчас на хоккейной площадке он никогда не покажет, что ему больно или обидно, но в детстве у него было повышенное внутричерепное давление, в связи с этим легкая возбудимость — и частый громкий ор.
Почти каждый день повторялась одна и та же картина: я иду домой, под мышкой несу ребенка, он громко орет и пинается. На первый взгляд — жутко и неприемлемо. На самом деле — он не мог по-другому.
Во время прогулки вдруг начинал куда-то бежать (на проезжую часть, например), требовать чего-то невыполнимого, садиться на землю и сидеть или лежать, а потом орать. Не действовало ничего. Был только один способ — взять под мышку (по-другому — никак, потому что он изгибался и вырывался) и отнести домой.
Там положить на пол (со всего остального он мог упасть) и оставить в покое. Через какое-то время он успокаивался, если спрашивали, почему он плакал, говорил — не знаю. Главное было не разозлиться — чем спокойней я себя чувствовала и вела, тем быстрее все заканчивалось.
Сейчас он ходит в 1 класс, на уроках очень собран и работает очень хорошо. Осталась эмоциональность — мгновенный плач, если что-то пошло не так (но только перед мамой или папой). Тогда главное — быстро среагировать, предложив выход из ситуации, и сказать несколько утешительных слов — его личико сразу светлеет.
Я уверена, что нельзя делать такую вещь — ребенок что-то просит, ты ему отвечаешь отказом, он продолжает просить, потом ноет, потом плачет, и тогда ты соглашаешься. Так совершенно точно воспитаешь истерика. Ребенок должен понимать, что «да» — это «да», а «нет» — это «нет».
Здесь работает основной принцип бихевиоризма: «стимул — реакция — подкрепление». Своим потворством истерикам, когда вы выполняете в итоге требование ребёнка (например, истерика «возьми на ручки» или «купи куколку» и т. п.
), вы закрепляете в ребёнке этот стереотип поведения — «истерика действует! этим можно достичь результата!».
Особенно опасно такое потворство при воспитании девочек, т. к. женщины более склонны к истерическим реакциям, чем мужчины, и впоследствии, уже во взрослом возрасте, усвоенная в детстве истеричность может полностью искалечить жизнь женщины, делая совместную жизнь с ней мужчины невыносимой.
В результате такая женщина будет обречена либо остаться одна, либо будет всю жизнь менять мужей/сожителей, надеясь встретить «принца», готового выполнять по первому же требованию все её истерические требования.
Если вы не хотите такой участи для своего чада, не ведитесь на детские истерики, гните свою линию спокойно и методично, без криков и шлепков, но настаивая и добиваясь своего».
Выйти в другую комнату
«Мне помогали такие штуки. Первое — в случае истерики выйти всем в другую комнату, оставить ребенка без зрителей. Поскольку ребенок плачет кому-то, плач скоро прекращался. Но это не быстро.
Если же нет времени (сегодня к врачу спешили, а она вдруг заупрямилась), то можно мою милую обнять, прижать к себе и не отпускать.
Она сперва вырывается, потом начинает смеяться, а я — ее щекотать… Все завершилось весело и прекрасно».
Не валяйся на земле, грязненьким будешь!
«Когда дочке было три года, я практиковала жесткое правило: если она упала на землю специально, мы тут же завершали прогулку и возвращались домой. Это пришлось сделать всего три раза, после этого связь между проступком и негативным следствием была усвоена.
А где-то к пяти годам я уже делала так: если дочка гуляла неаккуратно и сильно себя грязнила, я оставляла все как есть и отправляла ее гулять в грязном комбинезоне, обращая внимание на то, что она теперь выглядит не так привлекательно, как обычно.
А когда она просила меня постирать, я к стирке подключала ее: «Ты одежду сегодня испачкала, теперь приведи все в порядок». Взаимопонимание налаживалось быстро».
Естественные последствия наказывают наглядно
«Ничто так для ребенка не убедительно, как метод естественных последствий. Если он в ярости начал кидаться игрушками — прекрасно, мы берем большой мешок из-под мусора и убирает туда все игрушки.
«Я вижу, ты решила освободиться от этих игрушек. Хорошо, я принимаю твой выбор!» Далее по ситуации: или идете их выкидывать (важно, чтобы это видел сам ребенок), или убираете их на некоторое время.
Обычно убрать любимые игрушки даже на час — уже хороший урок.
Аналогично, если пошли в магазин и ребенок там раскапризничался, — просто развернулись и вернулись домой без покупок, ни с чем. Покушать нечего.
Не упрекая ребенка, сокрушаетесь, а еще лучше, когда вся семья сокрушается — ой, как голодно, как плохо, что ничего не удалось купить… Но с ребенком все при этом ведут себя как ни в чем не бывало, никакой вины ему не вменяется. У меня в семье хватило одного раза».
Обвинения в жестокости
«Если ты меня родила, ты должна обо мне заботиться! Ты не имеешь права отбирать у меня мои вещи! Ты не мать, ты меня не любишь!» — «Дочка, я правильно понимаю, что теперь, когда мы разобрались с вещами, ты хотела бы лучше разобраться с юридической составляющей взаимоотношений родителей и детей, а именно каковы права и обязанности ребенка, а каковы права и обязанности родителей? Мне это приятно, я с удовольствием тебе это расскажу. Тебе правда это интересно?»
- Источник
Оставить комментарий