Режим дня и рацион питания ребенка 5-6 лет. Вредные продукты и роль консервантов в питании детей
Врач-педиатр участковый д/п№4 Феденко Ольга Алексеевна
Психологи считают, что пять лет- самый замечательный возраст для ребенка. В прошлом сложности с групповой социализацией в детском саду, малыш уже научился общаться со сверстниками и взрослыми. Вкусовые предпочтения у ребенка пяти лет тоже сформированы, имеются свои взгляды в выборе еды, одежды. Поэтому и к режиму дня у малыша этого возраста также будут свои пожелания.
Памятка родителям по составлению режима дня
Взрослым не стоит сразу расписывать режим дня для ребенка на месяц или на полгода.
Детям быстро надоедает однообразие, поэтому распорядок каждого дня недели («бизнес-план» на день) должен быть интересным, наполненным яркими событиями.
В плане обязательно указывают, сколько времени уходит на посещение детского сада, просмотр любимых мультфильмов, прогулки. В распорядок дня включается и посещение досуговых центров, кружков по интересам.
Приучаем малыша к самостоятельности
Чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом семьи, желательно выделить в его распорядке дня время, которое обозначено как «помощь родителям». Это может быть уборка комнаты, мытье посуды, сортировка игрушек и т.д.
Психологи считают, что именно с этого возраста нужно приучать детей наводить порядок после игры без помощи взрослых. При этом недопустимо стимулировать его помощь денежным вознаграждением или сладостями.
У пятилетнего ребенка должно сформироваться чувство ответственности за свою территорию.
Время на отдых
Следует избегать перегруженности ребенка. Так, если у ребенка на один из дней запланировано занятие в секции, то днем и вечером он должен отдыхать. Это может быть прогулка на свежем воздухе, пикник на природе, поход в магазине, просмотр любимого кино и прочее, чтобы мозг ребенка легче переключился на новый вид деятельности.
Саморазвитие
Следует помнить, что 30 минут в день ребенок должен посвящать учебно-игровой деятельности: чтение сказок, разгадывание загадок и ребусов и т.д. Такие занятия способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики, усидчивости ребенка, что, несомненно, сыграет важную роль в период школьного обучения.
Чтобы научить ребенка самостоятельно планировать свой распорядок дня, составьте/нарисуйте и заполните его сначала вместе. Поощряйте ребенка за соблюдение всех пунктов режима в конце недели. Ребенок должен понимать, что его старания и успехи заметны. При поддержке взрослых самостоятельное заполнение режима дня ребенком станет его хорошей привычкой.
Рацион питания ребенка 5-6 лет
По заданию Минздрава России ФГБНУ «НИИ питания» разработал рекомендации по составлению наборов основных пищевых продуктов для отдельных групп населения (в соответствии с п.2 Плана мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи В РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2014 г. №2028-р).
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
- Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?
- Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание
- Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:
- Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
В-третьих, доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.
В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Характеристика основных компонентов пищи
Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.
Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма.Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров — масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.
Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.
Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.
) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.
Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:
- — кальций и фосфор — в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;
- — магний — в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);
- — железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.
Витамины — в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей.
Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются.
Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
Организация питания, режим и примерное меню
В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.
Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.
Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.
Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.
Фрукты, овощи, плодоовощные сокисодержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.
Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.
Всего в день ребенок 5-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.
Завтрак | ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. |
Обед | должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. |
Полдник | ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты. |
Ужин | лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует. |
В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника.
Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы.
Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов.
Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты
Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.
Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.
Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.
- Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей.
- Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.
- Нежелательна термическая обработкапродуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.
Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.
Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.
Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются в питании детей:
- Продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность
- Продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшим сроком годности, признаками порчи и загрязнения /подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты)
- Пища, приготовленная накануне
- Субпродукты(кроме печени и языка)
- Непотрошеная птица
- Яйца и мясо водоплавающей птицы (утки, гуси)
- Яйца столовые, яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой «тек», «бой»
- Консервы с нарушением герметичности банок, банки с ржавчиной деформированные, без этикеток
- Мука, крупа, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями
- Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты)
- Творог из непастеризованного молока, фляжный творог
- Грибы и продукты (кулинарные изделия) , приготовленные на их основе
- Квас
- Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы
- Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия
- Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный/черный) и другие острые/жгучие приправы
- Острые соусы, кетчупы, майонез, маринованные овощи и фрукты
- Кофе натуральный
- Кулинарные жиры, свиное/баранье сало, маргарин и другие жиры
- Газированные напитки
- Молочные продукты, мороженое на основе растительных жиров
- Молочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%)
- Заливные блюда (мясные, рыбные), студни, форшмак из сельди
- Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья
- Окрошка и холодные супы
- Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом
- Яичница-глазунья
- Паштеты и блинчики с мясом и творогом
- Первые и вторые блюда из/на основе костного бульона и пищевых концентратов быстрого приготовления
Красители, консерванты, пищевые добавки, которые важно исключить из детского питания
Из детского питания желательно исключить продукты с потенциально вредными добавками (фруктовые соки в коробках, колбасы, сардельки,сосиски, Растишка, Иммунеле, Барни, чипсы, сухарики и т.д.)
- Е-102 Тартразин –может вызвать аллергические реакции
- Е-103 Алканет, алканин –может вызвать онкозаболевания
- Е-104 Желтый хинолиновый –может вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции
- Е-107 Желтый 2G –может вызывать аллергические реакции
- Е-110 Желтый «солнечный закат» FCF, оранжево-желтый S — может вызывать аллергические реакции
- Е-120 Кошениль; карминовая кислота; кармины — может вызывать аллергические реакции. Изготавливается из насекомых
- Е-121 Цитрусовый красный –может вызвать онкозаболевания
- Е-122 Азорубин, кармуазин –может вызвать заболевания жкт, аллергические реакции. Запрещен во многих странах
Е-123 Амарант — может вызвать онкозаболевания, аллергические реакции. Производится из побочных нефтяных продуктов.
- Е-124 Понсо 4R- может вызвать аллергические реакции
- Е-125 Понсо, пунцовый SX — может вызвать онкозаболевания
- Е-127 Эритрозин — может вызвать аллергические реакции
- Е-128 Красный 2G- может вызвать аллергические реакции
- Е-129 Красный очаровательный АС- может вызвать аллергические реакции
- Е-131 Синий патентованный V — может вызвать онкозаболевания
- Е-132 Индиготин, индигокармин — может вызвать аллергические реакции
- Е-133 Синий блестящий FCF – вызывает аллергические реакции
- Е-142 Зеленый S — может вызвать онкозаболевания, аллергические реакции
- Е-151 Черный блестящий BN, черный PN — может вызвать заболевания жкт, кожи, аллергические реакции
- Е-152 Уголь- может вызвать онкозаболевания, заболевания жкт
- Е-154 Коричневый FK –возможны скачки артериального давления
- Е-171 Диоксид титана/ Е-172 Оксиды и гидроксиды железа/Е-173 –может вызывать заболевания печени
- Е-180 Рубиновый литол ВК — может вызвать заболевания жкт, аллергические реакции
- Консерванты (Е-200-Е-299)
- Е-200 Сорбиновая кислота/Е-201 Сорбат натрия/ Е-202 Сорбат калия/Е-210 Бензойная кислота /Е-211 Бензоат натрия/Е-212 Бензоат калия/Е-213 Бензоат кальция/Е214 Пара-гидроксибензойный кислоты этиловый эфир/Е-215 Пара-гидроксибензойной кислоты этилового эфира натриевая соль/Е-216… Е-343- вызывают аллергические реакции, способны спровоцировать развитие онкозаболеваний
Лфк и физические упражнения для детей. советы врача-ортопеда родителям — статья от экспертов орто-лайн
Комментарий детского ортопеда Юрия Шкурко, поликлиника травматологии и ортопедии НАМН Украины: «Комплекс лечебной физкультуры для профилактики может выполняться с родителями или самостоятельно детьми старшего возраста. При наличии ортопедической патологии ЛФК выполняют под контролем врача-методиста согласно назначению ортопеда или педиатра, установившего точный диагноз во избежание ошибок при выполнении, которые могут привести к ухудшению состояния ребёнка. Для этих целей существуют кабинеты ЛФК в поликлиниках и прочих профильных учреждениях».
Физические упражнения для детей необходимы для полноценного развития. Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другие.
Физическое развитие малыша не менее важно, чем развитие психоэмоциональное. Современные люди с раннего возраста мало двигаются, проводя время с гаджетами или у телевизора. Утренняя зарядка для детей с элементами комплекса ЛФК поможет укрепить организм и исправить многие проблемы с позвоночником.
Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другими проблемами опорно-двигательного аппарата. Если у вашего ребенка диагностирована врачом-ортопедом определенное заболевание, рекомендуем согласовать комплекс физических упражнений.
Лфк в педиатрии
Лечебная физкультура – это специально подобранные и организованные движения, направленные на профилактику и лечение различных патологий. Основные принципы ЛФК:
- систематичность;
- движение от простого к сложному;
- соответствие нагрузки уровню развития и состоянию здоровья ребенка;
- сочетание общего и специального воздействия.
ЛФК применяется для лечения ряда заболеваний и в качестве профилактики.
Как действует ЛФК на организм ребенка?
Лечебная зарядка оказывает положительное влияние на организм ребенка, позволяя:
- сформировать правильную осанку;
- избежать развития плоскостопия;
- нормализовать функции иммунной и эндокринной систем;
- повысить стрессоустойчивость.
ЛФК пойдет на пользу и полностью здоровым ребятам, и малышам, страдающим различными заболеваниями
При каких заболеваниях и состоянии помогают занятия ЛФК?
Лечебная физкультура является вспомогательным средством терапии многих патологий, в том числе заболеваний:
- опорно-двигательного аппарата;
- сердечнососудистой системы;
- органов дыхания;
- желудочно-кишечного тракта.
ЛФК необходимо использовать в период восстановления после травм и операций, при неврологических нарушениях и для стабилизации психоэмоционального состояния.
Как подбирается индивидуальный комплекс ЛФК?
Комплекс ЛФК делится на две части. В первую входят общеукрепляющие упражнения, направленные на укрепление всего организма. Вторая состоит из специально разработанных движений, направленных на исправление конкретных патологий.
При подборе упражнений учитывают:
- возраст;
- уровень физического и психоэмоционального развития;
- развитость мелкой моторики.
Подбирать комплекс должен специалист, способный адекватно оценить состояние маленького пациента.
Противопоказания к ЛФК
Несмотря на очевидную пользу лечебной гимнастики, есть ряд противопоказаний к проведению тренировок. Это:
- любые патологии в острой форме, занятия проводят в период ремиссии;
- наличие злокачественных новообразований;
- серьезные нарушения свертываемости крови;
- порок сердца;
- заболевания с высокой температурой.
Плохое самочувствие малыша – повод отложить тренировку. Снова приступить к занятиям ЛФК можно будет после выздоровления.
И если ЛФК – это индивидуальный подход для решения той или иной проблемы у ребенка, то обычные физические упражнения в виде регулярной зарядки будут полезны и показаны абсолютно всем детям.
Физические упражнения для детей
Физические тренировки подбирают с учетом показателей физического и психоэмоционального развития каждого малыша. В основе детской зарядки:
- ходьба;
- подвижные игры;
- лазанье;
- преодоление препятствий.
Начинать нужно с самых простых движений, постепенно усложняя их. Дошкольники любят подражать, поэтому родителям стоит самим показывать упражнения.
Зачем нужна утренняя зарядка
Пользу утренней зарядки для детей сложно переоценить. Основные цели занятий:
- развитие мышечной системы, связок, суставов;
- стимуляция кровообращения, что обеспечивает все внутренние органы питательными веществами и кислородом;
- улучшение координации движений;
- нормализация работы нервной системы;
- укрепление иммунитета;
- улучшение аппетита;
- формирование полезной привычки начинать день с зарядки.
Поскольку зарядка для малышей проводится в игровой форме, то занятия улучшают настроение, приносят радость.
Время проведения
Зарядка с малышами, как правило, проводится с утра, сразу после пробуждения. Если по каким-то причинам утренние часы заняты, то можно выбрать другое время для проведения физических упражнений.
Важно не проводить занятия сразу же после еды. После кормления должен пройти 1 час. Общая продолжительность тренировки зависит от возраста:
- 1-2 года – 4-5 минут;
- 3-4 года – 5-8 минут;
- 5-6 лет – 8-10 минут.
Физические упражнения для детей младшего школьного возраста может продолжаться 10-15 минут.
Как проводить гимнастику
Упражнения для дошкольников нужно проводить только в форме игры с активным участием родителей. Занятия должны увлекать, а не быть скучной обязанностью.
Ключевая деятельность для этого возраста – предметная, поэтому нужно использовать для занятий игрушки.
Одежда
Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения, выполненной из натуральных тканей. Для занятий дома достаточно майки, трусиков и носочков. Если тренировка проводится на улице, следует одеться по погоде.
Исключают присутствие на одежде крупной фурнитуры и других элементов, которые могут сдавливать тело при активном движении и выполнении движений в положении лежа.
Условия
Если есть возможность, то летом физические упражнения или детская утренняя зарядка проводится на улице или открытой веранде. При проведении занятий в квартире летом нужно открыть окно, а зимой предварительно проветрить комнату. Оптимальная температура – 18-20 градусов.
Следует убедиться, что в помещении достаточно места, и ребенок не может случайно натолкнуться на какой-либо предмет при выполнении движений.
Для стимуляции интереса занятия для детей проводится под музыку. Следует подобрать ритмичные мелодии и веселые песенки.
Дополнительные элементы
Детская зарядка для малышей проводится в форме игры. В зависимости от плана тренировки выбирается дополнительный инвентарь. Может потребоваться:
- мячик;
- флажки или погремушки с ручкой для удобного захвата;
- легкий обруч.
Для выполнения упражнений вместе с родителем используют фитбол, шведскую стенку.
Темп и очередность
Физические упражнения для детей проводятся в среднем темпе. Новые движения сначала нужно выполнять медленно, добиваясь того, чтобы оно было выполнено правильно. Затем темп можно будет увеличить.
Любая физзарядка для детей всегда начинается с разминки. Затем переходят к основному комплексу и завершают спокойной ходьбой и растяжкой.
Настроение
Зарядка с детьми должна приносить радость. Если малыш встал с плохим настроением или он неважно себя чувствует, то лучше отложить тренировку. Задача родителей – заинтересовать сына или дочку.
Как сделать зарядку привлекательной
Дошкольный возраст – время игр. Поэтому самый простой способ привлечь малышей к выполнению упражнений – предложить им поиграть. Зарядка для маленьких детей должна быть интересной и весёлой.
Еще один мощный стимул – пример родителей. Чтобы привлечь дошкольников к занятиям физической культурой, нужно «подружиться» со спортом самим.
Утренняя зарядка для детей 8-9 лет – это уже более серьезные тренировки. В этом возрасте стимулом может стать желание стать сильным, приобрести красивую фигуру.
Как составить план занятий
Родители, которые всерьез заботятся о физическом развитии своих детей, проводят занятия по определенному плану. Этот план поможет включать в комплекс зарядки для детей упражнения, направленные на отдельные группы мышц.
Особенно важно планировать тренировки, если ребенок имеет некоторые особенности развития и им нужно делать упор на определенные виды нагрузок. Например, при сколиозе необходимо больше внимания уделять укреплению мышц спины.
План занятий лучше составлять на длительный срок, постепенно увеличивая нагрузки. Планирование должно быть гибким, чтобы можно было вносить изменения в зависимости от успехов ребенка.
Помимо планирования на длительный срок, необходимо составлять план занятий на день или неделю, чтобы успеть подготовить требуемый инвентарь и музыку.
Из чего состоит комплекс физических упражнений для малыша
Составляя комплекс упражнений для ежедневных упражнений или утренней зарядки для ребенка, необходимо включить в него три этапа:
- разминку;
- основной комплекс упражнений;
- завершающий этап.
Эта схема едина для детей любого возраста, отступать от неё нельзя.
Разминка
Цель этого этапа занятия – разогрев суставов и мышц. Исключение разминки может стать причиной получения микротравм при выполнении основного комплекса.
В разминку включают такие движения:
- ходьба по комнате или на месте;
- махи руками;
- наклоны.
В процессе разминки можно читать бодрые стихи, рассказать начало игровой истории, по которой составлен комплекс утренней гимнастики для детей.
Основной комплекс
После завершения разминки приступают к выполнению основного комплекса. В него включают физические упражнения для детей, направленные на развитие мышц всего тела. Чтобы дошкольник не терял интерес, все движения должны быть связаны общей игровой историей.
Взрослый выполняет движения вместе с малышом и следит за тем, чтобы движения выполнялись правильно.
Завершающий этап
Завершают тренировку ходьбой по комнате и выполнением растяжки и дыхательных упражнений. После физических упражнений полезно будет сделать массаж. Детей старше 2 лет можно постепенно обучать приемам самомассажа.
Примеры упражнений для рук и плеч
Примеры движений для развития мышц рук и плечевого пояса, которые можно включить в утреннюю зарядку для малышей:
- «Растем большими». ИП (исходное положение) – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки, тянуться вверх, вернуться в ИП.
- «Ладошки». ИП то же. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх (показать ладошки), затем завести руки за спину (спрятать ладошки).
- «Море волнуется». ИП то же. Немного наклониться вперед, опустив руки. Делать движения руками из стороны в сторону. Вернуться в ИП.
Примеры упражнений для ног
Упражнения для утренней зарядки для детей для укрепления мышц ног:
- «Маленький-большой». ИП стоя, опустив руки. Присесть (стал маленьким), встать, поднимая руки вверх (стал большим).
- «Качаем ножкой». ИП стоя, держась за спинку стула правой рукой. Делать махи левой ногой вперед-назад. Затем повернуться и выполнить другой ногой.
- «Догонялки». Дети бегают по кругу, а взрослый делает вид, что хочет их поймать.
Упражнения для совершенствования ходьбы
В комплекс утренней гимнастики для детей включают движения для совершенствования ходьбы. Примеры:
- «По узкой дорожке». Дорожку обозначают веревками, мелом или любым другим способом. Первоначально ширина должна быть 30 см, затем можно уменьшить её до 20 см, а потом и до 10 см.
- «В горку, под горку». Нужно установить доску или гимнастическую скамейку так, чтобы один конец был выше другого на 20-25 см. Дети ходят по доске вверх и вниз с поддержкой.
- «Влево-вправо». Выполняются мелкие приставные шаги боком по обозначенной дорожке или по доске.
Упражнения в развитии чувства равновесия
Эти игры для зарядки по утрам для детей помогают развить чувство равновесия:
- «На одной ножке». Ребенок поднимает одну ногу, сгибая её в колене, стараясь удержать равновесие.
- Ходьба с переступанием через предметы.
- Ходьба вдоль шнура, проложенного в форме круга или зигзага.
Упражнения в лазанье
Физзарядка для малышей может включать обучение лазанью, если дома есть спортивный уголок со шведской стенкой. При отсутствии этого инвентаря, тренировки проводят во время прогулок на детских площадках. Родители учат ребенка лазать по лесенкам. В первое время малыша необходимо страховать.
Упражнения в ползании
В детскую утреннюю гимнастику включают обучение ползанию. Малыша нужно научить ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони. Позднее переходят к обучению ползанию на животе по скамейке – горизонтальной и наклонной. Следующий этап – ползание под натянутой веревкой, перебирание через скамейку.
Общеукрепляющие упражнения
Обязательно используют в зарядке для детей упражнения общеукрепляющего действия. Примеры:
- «Бабочка». ИП стоя, руки опущены. Делать махи руками, имитируя движение крыльев бабочки.
- «Самолет». ИП стоя, руки в стороны. Выполнять наклоны влево-вправо.
- «Собираем грибы». Взрослый разбрасывает по комнате «грибы» (любые предметы), малыш собирает их, делая наклоны вперед с прямыми ногами.
Упражнения с мячом
Игры с мячом часто включают в комплекс утренней зарядки для детей. Примеры:
- ИП сидя на полу, вытянув ноги вперед. Небольшой мячик положить на ноги, близко к животу. Прокатывать мяч по ногам, не сгибая коленей, до ступней и назад.
- ИП лежа на полу. Зажать мяч между ступнями и попытаться поднять ноги.
- ИП лежа на животе. Спереди положить мяч. Ребенок приподнимает руки и голову, стараясь положить руки на мяч.
Упражнения на растяжку
В завершающую часть утренней гимнастики для малышей добавляют упражнения на повышение эластичности мышц и сухожилий. Примеры:
- «Кошечка». ИП встать на четвереньки, голову опустить вниз. На вдохе голову поднять, спину максимально выгнуть. На выдохе возврат в ИП.
- «Лодочка». ИП стоя. Выставить одну ногу вперед, поочередно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Переменить ноги.
- «Тянемся к носочкам». Сесть на пол, широко расставив ноги. Наклоняться поочередно то к одной, то к другой ноге, стараясь достать до носочка ноги.
Несколько важных советов родителям
Полезные советы для родителей:
- никогда не пропускайте этапы разминки и завершающий этап;
- не занимайтесь, если малыш расстроен или плохо себя чувствует;
- старайтесь разнообразить упражнения, проводите интересные зарядки для детей с играми.
Советы врача
Проведение гимнастики с раннего возраста – необходимое условие развития детского организма. Правильно подобранные упражнения помогают устранить функциональные нарушения и повысить устойчивость к инфекциям. Самое главное условие – регулярность занятий.
Семь правил здорового образа жизни для школьников
Если ты хочешь хорошо учиться, быть ловким и умелым, запомни несколько правил, которые помогут тебе добиться успехов во всех делах.
Правило №1 «Организуй свой режим дня»
Спать, гулять, делать уроки, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Твой организм быстро привыкнет к режиму, ему легче будет справляться с любой нагрузкой.
Правило №2 «Здоровый сон – залог здоровья»
Сколько часов сна нужно?
- Детям
- — 1-2 лет — 11-14 часов;
- — 3-5 лет — 10-13 часов;
- — 6-12 лет — 9-12 часов.
- Продолжительность сна младенцев и детей дошкольного и школьного возраста обязательно включает дневной сон. Он является прекрасным средством перезагрузки нервной системы, поэтому его следует сохранить как можно дольше.
- Подросткам 13-17 лет — 8-10 часов. Стоит отметить, что количество часов сна в период полового созревания зависит от того, насколько активен образ жизни подростка.
- Взрослым людям (с 18 лет) медики рекомендуют спать 7-8 часов.
Недостаточное количество сна может негативно сказаться на иммунитете человека и сделать его более уязвимым к болезням. Если же вы хорошо отдыхаете ночью, то в его организме повышается устойчивость к сезонным заболеваниям (например, гриппу). Ночью мозг высвобождает химические вещества, которые поддерживают восстановление иммунной системы.
Правило №3 «Больше двигайся»
Утро начинайте с водных процедур и сделайте гимнастику. Обязательно гуляйте, желательно на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день. Посещайте бассейн. Плавание поможет укрепить мышцы спины и пресса.
Одним из оптимальных видов физической активности считается активных отдых. Это может быть любой вид спорта, катание на велосипеде, утренняя пробежка или активные игры на природе. Но самым лучшим активным отдыхом являются пешие прогулки на природе.
Физическая активность важна как для укрепления мышечной системы, так и для укрепления мышечной системы, так и для психологической разгрузки, так и для укрепления всех без исключения систем организма. Поэтому – вперед на прогулку, наслаждаться свежим воздухом и хорошим настроением! Главное, одеться по погоде и тогда ваши физические нагрузки будут только на здоровье Вам.
Правило №4 «Питайся правильно»
Для растущего организма необходимы витамины, минеральные вещества, поэтому питание должно быть разнообразным. В рационе должны быть молочные продукты, каши, овощи и фрукты, ягоды, орехи. Пейте натуральные соки, компоты и кисели. Полезно пить чистую воду не менее 30 мл. на килограмм веса тела.
Правило №5 «Береги зубы»
Чистить зубы нужно 2 раза в день: утром – после завтрака, и вечером – перед сном. Важно правильно чистить зубы.
Современные стоматологи разработали следующие рекомендации относительно чистки зубов:
- Перед началом чистки зубную щетку необходимо тщательно прополоскать;
- Не следует использовать слишком большое количество зубной пасты. Для взрослого человека полоска не должна быть длиннее 10 мм;
- Гигиеническая процедура не может занимать менее 2 минут, но не должна продолжаться дольше 5 минут;
- Щетку следует держать правильно по отношению к зубам. Угол наклона должен составлять 45 градусов;
- Начинать процедуру очистки необходимо с нижнего зубного ряда, а в последующем переходить к чистке верхних зубов;
- Первыми очищаются фронтальные зубы, затем нужно чистить те зубы, которые располагаются в глубине ротовой полости;
- Направление движения при очистке нижних зубов — снизу-вверх, а при очистке верхних зубов — сверху вниз;
- Жевательная поверхность зубов очищается с помощью круговых движений;
- Рот после процедуры необходимо тщательно прополоскать;
- После того, как зубы будут очищены, необходимо обработать поверхность языка. На ней скапливается большое количество бактерий, которые подлежат удалению. Для этой цели все современные зубные щетки оснащены специальной ребристой поверхностью, которая расположена с обратной стороны щетины;
- Если есть возможность, после очищения зубов следует прополоскать рот специальным ополаскивателем;
- Щетка после проведения процедуры должна быть тщательно промыта. Ставить на хранение ее необходимо в стакан, повернув чистящей поверхностью вверх.
Правило №6 «Берегите зрение»
Чтобы зрение было хорошим, необходимо соблюдать определённые правила. Когда смотрите телевизор, отойдите на 4 шага от экрана, сядьте удобно, во время рекламы отвлекитесь. Не увлекайтесь работой за компьютером. У экрана проводить время можно не более 2 часов в день.
Комплекс для улучшения зрения
Большую известность получил комплекс упражнений Н. Исаевой. Он понравится тем, кто предпочитает заниматься лежа. Особенно полезно его выполнять тем, кто весь день на работе находится на ногах.
Упражнение 1 Выполнять можно сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на пространство между бровями и попробуйте удержать взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Каждый последующий день добавляйте по одной секунде, пока продолжительность упражнения не дойдет до одной-двух минут.
Упражнение 2 Посмотрите обоими глазами на кончик носа и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока не доведете продолжительность занятия до одной-двух минут.
Упражнение 3 Его также можно выполнять в положении сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на левое плечо и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока продолжительность занятия не доведете до одной-двух минут в день.
Упражнение 4 Оно выполняется аналогично третьему, только на этот раз посмотрите обоими глазами на правое плечо. Удерживайте взгляд в течение пяти секунд. Это упражнение тоже надо будет довести до одной-двух минут в день.
Упражнение 5 Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончиком носа, затем то же самое проделайте в противоположную сторону. Повторите упражнение четыре-пять раз.
Правило №7 «Не совершай плохих поступков»
- Что же такое плохой поступок?
- Поступок, являющийся плохим — это действие, нарушающее общепринятые нормы поведения в обществе.
- Будь доброжелателен с другими, вежлив, уважай окружающих тебя людей, и тогда твоя жизнь будет интереснее, радостнее и веселее!
- Психолог Центра здоровья подростков и молодёжиУЗ «Вилейская ЦРБ»Шляпо Олеся Владимировна
Оставить комментарий