Название: Элективный мутизм у детей.
Элективный мутизм у детей
Элективный мутизм у детей. Психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать.
Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях.
Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.
Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях.
Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%.
Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.
Элективный мутизм у детей
Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят: • Эмоционально. Личностные особенности.
Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению. • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи.
Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту. • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями). • Тип воспитания.
Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
• Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.
Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом.
Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых.
В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.
По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией.
Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения: • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой).
С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные. • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением. • Реактивный.
Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием. • Пассивно. Агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.
Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой.
Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.
Ассоциированные симптомы: Галлюцинации. Логофобия. Отсутствие речи.
Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты.
Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении.
Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.
Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков: • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание. • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения. • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь. Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:
• Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
• Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий. • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти. • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями. • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.
Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы: • Когнитивно. Бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции.
Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации. • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия.
Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием. • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком.
Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний. Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения.
Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.
Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет.
Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.
Мутизм (элективный, акинетический, психогенный) — лечение в Москве, запись на прием и консультацию
«Потерять дар речи» — фраза, которую хотя бы раз в жизни произносил каждый из нас. Но далеко не всем известно, что такое действительно может произойти. И название данному явлению — мутизм. Это состояние, когда функциональность речевого аппарата и восприятие речи у человека сохраняются, но по каким-либо психологическим или физиологическим причинам он перестает разговаривать.
«Онемел от ужаса», «От страха все слова из головы вылетели», «От робости язык проглотил» — все эти идиомы, как нельзя лучше описывают основной принцип развития мутизма. Это тяжелое расстройство инициации речи получило свое название от латинского слова «mutus» — молчание.
Мутизм является болезнью, а точнее патологическим состоянием, при котором человек молчит, но функции речевого аппарата и слуха, а также способность понимать речь окружающих сохраняется.
Неврология рассматривает мутизм, как невротическое нарушение речи, психология — как утрату способности формирования социальных контактов, а психиатрия относится к данному состоянию, как к одной из основных составляющих различных психических отклонений, например, шизофрении, истерии или психозов.
Сегодня мутизм принято трактовать, как поведенческое и эмоциональное расстройство, свойственное чаще всего детям в возрасте от 3 до 9 лет. Но и взрослые могут оказаться в группе риска и пополнить ряды мутистов (именно так называют пациентов с данным диагнозом). Гораздо чаще это женщины. Однако и чрезмерно чувствительные, эмоциональные и ранимые мужчины могут при определенных обстоятельствах, как говорится, потерять дар речи.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы являются ведущими специалистами в своей области и оказывают помощь пациентам с многими расстройствами, в том числе и с мутизмом.
Терапия патологии включается в себя комплексное лечение, благодаря чему удается достигнуть максимально положительного результата.
Высокий уровень медицинских услуг и сервиса способствуют тому, что пациенту удается возобновить свои речевые функции, справиться с первостепенными причинами заболевания.
Причины развития мутизма
Отличить мутизм от других заболеваний, имеющих примерную одинаковую клиническую картину, достаточно сложно. Но определение причины развития данного состояния является основополагающим, как для диагностики, так и для выбора адекватного лечения. Нарушение речи может возникать на фоне:
- Имеющихся психопатологических отклонений, например, аутизма, депрессии, задержки развития;
- Индивидуальных особенностей характера человека, его повышенной чувствительности, ранимости;
- Стресса, сопровождающего пациента постоянно, или сильных эмоциональных потрясений;
- Наличия определенных патологий строения органов речевого аппарата, например, короткой уздечки или так называемой «волчьей пасти»;
- Неправильных методов воспитания и особенностей отношений в семье, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды.
Определить причину мутизма у детей довольно сложно. Наиболее подвержены развитию такого состояния дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые начинают значительную часть своего времени проводить вне семейного круга. Можно также выделить ряд факторов, способных спровоцировать развитие мутизма у взрослых. В основном это:
- Черепно-мозговые травмы;
- Стрессы и сильные потрясения;
- Выход из комы;
- Нарушенное кровообращение головного мозга;
- Некоторые психические расстройства;
- Соматические заболевания.
В зависимости от причин и особенностей проявления заболевания определяется тактика лечения и время, необходимое, чтобы вернуть человеку способность к разговору.
Классификация и симптомы мутизма
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, мутизму присвоен свой идентификатор — F94.0. В частности, речь идет об элективном мутизме, которым в основном страдают дети. По статистике, такой диагноз ставят приблизительно 1 из 150 детей.
Интересно, что чаще всего развитию мутизма подвержены девочки. Элективный мутизм также называется избирательным.
При таком состоянии ребенок может быть активным и болтливым в привычной для него среде, то есть в семье, но полностью замолкать в детском саду и школе, или же терять дар речи в присутствии определенных людей.
Нередко такое поведение ребенка взрослые воспринимают, как социальный протест, и пытаются решить проблему с помощью радикальных воспитательных методов. Но это в корне неправильно, ведь своевременное определение и лечение мутизма позволит избежать проблем с психологическим состоянием ребенка по мере его взросления.
Наиболее распространенным среди детей и взрослых принято считать психогенный мутизм — состояние, при котором человек утрачивает способность разговаривать после сильной психической травмы. Выделяют несколько форм психогенного мутизма:
- Истерический мутизм наступает после испытанного человеком сильного шока. Продолжительность такого состояния может быть разной, и составлять от пары-тройки секунд до нескольких недель, а то и месяцев;
- Логофобическая форма, как видно из ее названия — это молчание, вызванное страхом услышать собственный голос. Чаще всего такое состояние развивается у детей школьного возраста.
Существует и другая классификация мутизма, выделяющая следующие виды данного речевого расстройства:
- Селективный (он же элективный или избирательный) — мутизм, при котором человек не может говорить при определенных обстоятельствах или в общении с конкретными людьми;
- Акинетический мутизм представляет собой комплекс речевых и двигательных нарушений;
- Апаллический синдром — это полное отсутствие какой-либо реакции на внешние раздражители, что по своей картине напоминает состояние комы.
Среди основных симптомов мутизма, указывающих на необходимость срочно обратиться к врачу, можно отметить:
- Полное отсутствие речевого общения, длящееся более месяца;
- Сохранение способности слышать и понимать речь окружающих;
- Отсутствие патологий речевого аппарата и сохранение интеллектуальных способностей;
- Невозможность говорить в определенных ситуациях, при волнении или других эмоциональных колебаниях;
- Общение человека письменной речью, жестами, мимикой и др.
Таким образом, единственным явным признаком возможного развития мутизма является отсутствие разговорной речи. Также в зависимости от вида расстройства возможны некоторые двигательные нарушения.
Если Вы или Ваши близкие испытываете такими симптомы, не следует затягивать с обращением к врачу. Лучшие врачи-психиатры Юсуповской больницы заинтересованы в оказании помощи каждому обратившемуся пациенту. Ведущие специалисты проведут тщательную диагностику, подберут эффективную терапию, а также окажут психологическую поддержку.
Диагностика мутизма
Иногда распознать заболевание достаточно тяжело, особенно, если речь идет о детях, потому что грань между капризом, актом протеста и психологическим расстройством бывает очень условна. Во избежание перехода заболевания в хроническую форму при первых же тревожных симптомах проводятся следующие диагностические исследования:
- Общий сбор анамнеза;
- Осмотр у невропатолога. Проводится ряд исследований, которые будут включать в себя оценку качества речи, рефлексов, ритма дыхания, проводится анализ наличияотсутствия патологий неврологического характера;
- Краниограмма. Чтобы сделать выводы о том, как выглядит мозг пациента, делается рентгеновский снимок черепа;
- КТ и МРТ;
- Электроэнцефалография. Без анализа уровня электрофизиологических процессов, которые протекают в мозге, невозможно создать полную клиническую картину;
- Анализ мочи и крови.
По мере необходимости пациенту необходимо пройти ряд дополнительных исследований и консультаций смежных специалистов.
Методы лечения мутизма
Лечение мутизма в Юсуповской больнице представляет собой комплекс мероприятий. С учетом вида диагностированного расстройства это могут быть психотерапевтические и медикаментозные методы. Также лечение может выполняться, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Но стоит отметить, что универсальной терапии при мутизме не существует.
Психиатры Юсуповской больницы выбирают терапию только в соответствии с принципами доказательной медицины. Не назначают лишних обследований и лекарств с недоказанной эффективностью.
В некоторых случаях без применения медицинских средств не обойтись. Следует помнить, что самолечение не только не поможет, но и несет существенный вред пациенту.
Обычно после тщательного исследования больному приписывают следующие медикаменты:
- Ноотропы (помогают бороться со стрессом);
- Нейролептики (данные антипсихотические вещества необходимы для лечения психических расстройств);
- Антидепрессанты (их прием особенно необходим при психогенном мутизме);
- Бензодиазепины (обладают седативным, снотворным и анксиолитическим действием).
В Юсуповской больнице также проводят общую психологическую поддержку, которая включает в себя:
- Коррекцию тревожного состояния пациента;
- Работу над преодолением стрессов и страхов;
- Социальную адаптацию больного.
Что именно пациенту нужно прорабатывать с психологом, определяется в индивидуальном порядке. При комплексном лечении пациенту могут назначаться дополнительные терапевтические процедуры:
- Массаж;
- Дыхательная и лечебная гимнастика;
- Фото- и арт-терапия и др.
Если причины развития мутизма физиологические, то есть опухоли головного мозга, гематомы и прочие последствия травм, пациенту потребуется хирургическое лечение.
В Юсуповской больнице коррекцией мутизма занимается не только психиатры, но и психологи, невропатологи и другие специалисты. Для повышения эффективности терапии также разработана реабилитационная программа, которая индивидуально подбирается каждому пациенту.
Одной из немаловажных задач Юсуповской больницы является работа с близкими больного — врачи обучают правильно взаимодействовать членов семьи с пациентом. В больнице созданы все условия для комфортного пребывания пациентов: уютные палаты, вежливый медперсонал, заботливые врачи, возможность навещать больного в любое удобное время.
Записаться на прием и консультацию к специалисту Юсуповской больницы можно онлайн на сайте или же позвонить по телефону.
К кому обращаться при элективном мутизме у детей — стоимость приема, запись к врачу на docdoc.ru
Поможем найти врача. Звоните!
Здесь вы сможете выбрать врача, занимающегося лечением элективного мутизма у детей. Если вы не уверены в диагнозе, запишитесь на прием к терапевту или врачу общей практики для уточнения диагноза.
На данной странице представлены рейтинги, цены и отзывы о врачах Москвы, специализирующихся на лечении элективного мутизма у детей.
Чтобы подобрать максимально эффективное лечение, врач может направить вас на консультацию к специалистам:
- Избирательная немота
- Задержка в развитии речи
- Нарушения артикуляции
- Депрессивность
- Недержание кала
- Недержание мочи
- Застенчивость
- Замкнутость
- Агрессия
- Упрямство.
Популярные Рейтинг Стаж Стоимость Отзывы
Соломеина Елена Анатольевна г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 1 8 (499) 519-39-16 81% пациентов рекомендует врача на основе 74 отзыва За последний месяц опубликовано 2 отзыва Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Сходненская Планерная
Белов Владимир Владимирович г. Москва, Каширское ш., д. 56 г. Москва, ул. Брянская, д. 3 8 (499) 519-39-16 86% пациентов рекомендует врача на основе 23 отзыва Всего записалось 377 человек Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Каширская
Богатова Ирина Михайловна Психотерапевтический центр ГРАНАТ г. Москва, 1-й Красносельский пер., д. 9А 8 (499) 116-81-57 63% пациентов рекомендует врача на основе 11 отзывов Всего записалось 99 человек Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Красносельская Сокольники
Комарова Марина Александровна 8 (499) 116-78-78 80% пациентов рекомендует врача на основе 21 отзыв На прошлой неделе записалось 3 человека Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Университет
Герчикова Ирина Борисовна г. Москва, ул. Герасима Курина, д. 16 8 (499) 116-78-96 80% пациентов рекомендует врача на основе 5 отзывов Всего записалось 47 человек Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Славянский бульвар Пионерская Филевский парк
г. Москва, Профсоюзная, д. 104 8 (499) 969-29-33 66% пациентов рекомендует врача на основе 3 отзыва Всего записалось 47 человек Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Беляево Коньково Калужская
8 (499) 519-36-41 57% пациентов рекомендует врача на основе 7 отзывов Всего записалось 116 человек Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Арбатская Смоленская Арбатская
Ермонская Анна Викторовна г. Москва, ул. Шереметьевская, 27 8 (499) 519-36-46 100% пациентов рекомендует врача на основе 3 отзыва Всего записалось 23 человека Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Марьина Роща Бутырская Алексеевская
Медстайл эффект на Достоевской г. Москва, 3-й Самотёчный пер., д. 2 8 (499) 519-39-98 100% пациентов рекомендует врача на основе 1 отзыв Последняя запись к этому врачу была 2 часа назад Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Достоевская Новослободская Цветной бульвар
Мазурина Мария Владимировна Клиника неврозов Мазуриной г. Москва, ул. Ленивка, д.3 стр. 3 8 (495) 185-01-01 100% пациентов рекомендует врача на основе 3 отзыва Всего записалось 19 человек Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Кропоткинская Боровицкая Александровский сад
1 2 3 4 5 … 57
Психолог занимается изучением особенностей личности, поведения в различных ситуациях, оказывает консультативную помощь, помогает решать проблемы, связанные с коммуникациями в обществе, семье.
Консультация психолога не требует специальной подготовки, достаточно сформулировать все проблемы, быть готовым ответить на вопросы врача. Категорически запрещается принимать перед визитом к психологу алкоголь, психотропные средства.
Главное в подготовке к консультации психолога – быть готовым к работе, выполнению заданий врача, которые часто требуют значительного эмоционального напряжения.
Врач — отдельная песня.
Приехали к ней на консультацию по рекомендации психолога этой же клиники (Гранат) Титовой Н.В.
Первые 30-40 минут врач задавала вопросы, бегло осмотрела ребёнка, а потом началась пропаганда своей платной услуги под названием 'заплатите мне 4800 за то, что я просто осмотрю вас ещё раз', или 'диагностика' без каких-либо дополнительных приспособлений. Возникает вопрос, зачем тогда нужна 'консультация' и за что мы платим 3000. А после было априори назначение ходить на платные занятия 2 раза в неделю в течение 3 месяцев, что по сумме вышло бы 96 тыс руб. Это врач или менеджер по продажам? На модерации, 14 июня 2021 Елена Сергеевна отзывчивая, внимательная и очень приятная женщина. Она хорошо меня выслушала, дала дельные советы. Консультация мне понравилась! Доктор очень приятный, хороший, профессиональный и тактичный. Она сразу поняла в чем наша проблема. Мы будем ходить на прием, только к этому врачу! Доктор умеет слушать и объяснить, очень легкая в общении. С какой проблемой пришел, но без нее ушел. Врач все выслушала, объяснила и разложила ситуацию все на пальцах. Всё понравилось. Хороший доктор. Всё спокойно, всё прошло в комфортной обстановке. Ребенок тоже доволен приемом. Наталья, 28 сентября 2018 Ещё раз большое спасибо ❤️ Я в очередной раз убедилась, что надо слушать свое сердце. Не зря оно выбрало Вас! Вы потрясающий специалист! Когда я была в поиске мне озвучивали цены в разы больше и с такой подачей что для понимание проблемы только самой нужно 3-5 встреч. А тут сразу работа. Практика. И результат уже после первой консультации! Когда человек гармоничен внутри, когда там где должно, он творит волшебство. Спасибо большое ещё раз! Я правда очень рада На модерации, 15 июня 2021 Асият Мустафаевна чудесный психотерапевт! Мне она очень помогла. Внимательно слушает, тактично отвечает, не дает ненужных прямых советов — помогает самостоятельно прийти именно к такому решению, которое необходимо. Благодаря работе с Асият Мустафаевной, я многое поняла и изменила в своей жизни. На модерации, 15 июня 2021 Узнала о докторе с помощью СберЗдоровья. Мне понравилось. У меня очень хорошие впечатления от специалиста! Она внимательная, вежливая и оптимистичная. Я пришла с одной проблемой, но за час мы успели обсудить ряд проблем, чтобы видеть общую картину, и понимать, как мне быть дальше. Я бы, наверное, с удовольствием сходила ещё раз со временем. На модерации, 15 июня 2021 Приехали к Надежде Викторовне 29 мая 2021. Ребёнок 3г10мес, не слушается, ведёт себя аутично. 40 минут доктор внимательно слушала жалобы, после чего выписала успокоительные, направила на исследование и посоветовала обратиться к нейропсихологу их же клиники — Богатовой И.М. (про неё — отдельный отзыв). В целом же после консультации были определены 'проблемы с поведением' (с), с чем мы и пришли, спасибо!, а на вопрос 'что нам делать?' был дан ответ — 'воспитывайте'(с). Самое расплавчатое представление как о враче.
3 звезды только за направление на исследование. Так — зря потратили время. На модерации, 14 июня 2021 Показать 10 отзывов из 5066
- Лечение элективного мутизма у детей.
Личный кабинет Регистрация Личный кабинет Партнёрская программа Юридическим лицам 8 (495) 185-01-01 [email protected]
Элективным мутизм. Почему ребенок говорит не со всеми?
В редакцию «МВ» обратилась Людмила С. из Гродненской области с просьбой рассказать о расстройстве, которым страдает ее 14-летняя дочь. Сильно испугавшись 10 лет назад, та разговаривает с очень узким кругом людей.
Такое избирательное общение называется элективным мутизмом и относится к редким расстройствам. Его распространенность в мире составляет 0,8 на 1000 детей. Элективный мутизм чаще наблюдается в возрасте 5—9 лет. В редких случаях впервые возникает в подростковом возрасте. Одинаково распространен среди мальчиков и девочек.
О причинах и последствиях элективного мутизма рассказывают специалисты.
Зав. детским отделением Республиканской клинической психиатрической больницы Инна ТРЕТЬЯК:
— ВЫДЕЛЯЮТ три условия для возникновения мутизма: задержка в развитии, патология в структуре личности или темперамента и семейная патология.
Многими исследованиями подтверждено, что еще до проявления заболевания дети характеризуются как робкие, замкнутые, чувствительные, тревожные и во многих случаях — чрезмерно привязанные к матери.
У родителей часто встречаются расстройства личности и психические заболевания, а в семьях — высокая степень дисгармонии.
Различают элективный и тотальный мутизм. При элективном ребенок вступает в словесный контакт избирательно, с определенными людьми; при тотальном — речевой контакт прекращается со всеми. В какой именно форме проявится мутизм, зависит от степени поражения ЦНС, личности и темперамента, наследственности.
Страх движет человеком. И мутизмом
ДАЖЕ при наличии предрасполагающих факторов мутизм развивается не во всех случаях. Пусковой механизм — стресс, самая распространенная причина которого — страх. Проявится ли мутизм и в какой форме, зависит от того, как ребенок реагирует на стресс.
…9-летний Дима — ранимый и впечатлительный. Мальчик 10 месяцев вне дома ни с кем не говорил. Он замолчал после сильного стресса, полученного во время общеклассной экскурсии.
Тогда учительница в присутствии класса допустила унижающее ребенка высказывание. Сразу после этого Дима пожаловался на боли в животе — стресс был настолько сильным, что сопровождался таким проявлением со стороны вегетативной нер-вной системы.
Другие возможные проявления — расстройство стула или повышение артериального давления.
Но мутизм не возник бы на основе одного только стресса. Такая сильная реакция была возможна при наличии предрасполагающего к патологии условия. У ребенка была задержка в развитии: мальчик физически слабый, у него нарушена моторика.
В связи с этим родители чрезмерно оберегали и баловали свое дитя. Но самое неожиданное: у Димы обнаружили яркие, агрессивные фантазии, не проявляющиеся в поведении. Оказывается, мальчик, имевший прилежное поведение и хорошие отношения с братом и ровесниками, был полон агрессии.
Мутизм мог явиться следствием подавления агрессивных импульсов.
«Осложненный акушерский анамнез»
ТАКУЮ фразу приходится писать в медицинскую карту почти каждого стационарного больного, поступающего в наше отделение с любым диагнозом.
Наиболее распространенные осложнения: хроническая внутриутробная гипоксия плода (другими словами, плод постоянно испытывал недостаток кислорода, в том числе во время развития центральной нервной системы — головного и спинного мозга), патологии беременных, травмы в родах. Все это может приводить к органическим поражениям ЦНС.
Как следствие, происходит задержка психомоторного развития, запаздывает речь. Ребенок начинает говорить простыми предложениями не как положено — в 1,5—2 года, а позже — к 3—5 годам.
Ребенка, начавшего общаться избирательно, следует показать психиатру. Только увидев маленького пациента и изучив историю его развития, специалист может определить, чем в данном случае вызван мутизм.
Важно знать, как протекала беременность, проходили роды и развитие ребенка до и после года: когда и как он начал держать голову, сидеть, ползать, ходить, говорить первые слова и фразы.
До года детей с задержкой развития наблюдают педиатр и невролог, и с 3 лет при наличии патологии — психиатр.
Психика ребенка переживает несколько кризов, во время которых она наиболее подвержена заболеваниям: в возрасте 1, 3, 6—7 и 12—15 лет.
В эти периоды происходит наиболее бурное развитие детского организма и психики.
Развитию патологии психических процессов способствуют неправильный режим дня, нерациональное питание, тяжелые школьные программы, компьютеризация, наркомания и токсикомания. Все это истощает нервную систему.
От избытка опеки…
ВАЖНУЮ роль в возникновении мутизма играет депривация — влияние на развитие ребенка отрицательных факторов социума, которые приводят к нарушению взаимодействия между ним и обществом.
В прошлом году на 2-недельном стационарном лечении находился 8-летний мальчик, который при сохраненной функции речи общался избирательно. Он поступил впервые, по направлению детского психиатра. Мать с раннего детства постоянно находилась рядом с сыном, проявляла гипер-опеку.
Мальчик не говорил с чужими людьми. Когда к нему обращались, закрывал лицо руками, отворачивался. Родители были довольны таким поведением. Однако оно стало проблемой в школьном возрасте: ребенок не отвечал на уроках, выполнял только письменные задания.
С одноклассниками общался избирательно, контакт поддерживал недолго…
Материалы подготовила Елена НАУМЧИК, «МВ».
Остеопатия при задержке речевого развития у детей
Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д.
Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению.
В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:
- все зажимы и блоки в системе мышц и связок
- повреждения костных структур
- нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)
… а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.
Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).
Задержка речевого и интеллектуального развития — очень распространенная проблема у детей. Чаще всего заболевание обнаруживают при подготовке к школе. Дети с задержкой интеллектуального развития отстают от остальных сверстников, сложнее усваивают школьные знания, имеют проблемы с поведением и игровую деятельность учебной.
Задержка речевого развития — это психическое расстройство, которое связанно с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии малыша.
Если малыш в 1 год практически не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, многие близкие люди и даже иногда специалисты часто говорят: здесь нет ничего страшного, нужно подождать, особенно если ребенок — мальчик. И большинство родителей ждут.
Конечно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной коррекции.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми.
Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития, способы коррекции и лечения которых существенно различаются.
Для того чтобы формирование речи происходило своевременно и правильно, необходимо согласованное функционирование ряда систем, составляющих речевой аппарат, который можно разделить на:
- центральный (речевые зоны коры и ряд других важнейших структур головного мозга, зрительный и слуховой анализаторы);
Элективный мутизм у детей — Попечительство и забота
Основной симптом заболевания элективный мутизм – это избирательный метод общения, проявляющийся в каких-то определенных ситуациях.
Ребенок может разговаривать дома, но отказывается общаться в детском саду или школе. Редко, но бывает и наоборот. Маленький пациент может прекратить говорить, если рядом находятся определенные люди.
Больные могут вместо говорения использовать мимику или движения тела.
Для выявления заболевания необходимо посетить врача. В первую очередь специалист выясняет течение беременности у матери и какие болезни она переносила при вынашивании плода. Следующим шагом станет выяснение реакции ребенка на прививку и отклонения в развитии и наличие фобий. Может потребоваться несколько медицинский обследований, таких как:
-
- Краниограмма для оценки состояния головного мозга.
- Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография.
- Электрокардиограмма.
- Рентгенография грудной клетки.
- Электроэнцефалография.
- Анализ крови и мочи для установления уровня гормонов
После прохождения всех медицинских тестов и получения их результатов назначается лечение. Медикаментозное лечение необходимо использовать в обязательном порядке, но принимать лекарства следует только по назначению специалиста. Самолечением нельзя заниматься ни в коем случае, так как это может привести к ухудшению ситуации. После тщательного обследования назначают следующие препараты:
- Антидепрессанты. Они помогают справиться с проблемой. Чаще всего специалисты выписывают Прозак, Флуоксетин.
- Нейролептики. Вещества помогают вылечить психические расстройства. В таком случае назначают Френолон, Гидазепам, Рисперидон.
- Бензодиазепины. Препараты данной группы имеют седативный, снотворный и анксиолитический эффект. Врачи выписывают Гидазепам, Фторфеназин, Алпразолам.
- Ноотропные средства. Главным компонентом является витамин В15, он помогает продлить жизнь и хорошо борется со стрессовыми ситуациями. К таким средствам относятся Пирецетам, Салбутамин и Оксирацетам.
Болезнь может лечиться не только дома, но и в стационарных условиях. Важно, начинать лечение элективного мутизма своевременно. Если время будет упущено, то в будущем будут развиваться неврозы, психические расстройства, социофобии. Помимо лечения большое значение имеет такой фактор, как создание благоприятной обстановки для пациента.
Оставить комментарий