Ребёнок в 4 года не разговаривает, сделали ЭЭГ — советы врачей на каждый день

Речевые отклонения — частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.

Когда следует обращаться к врачу

К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении.

Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки.

Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.

Ребёнок в 4 года не разговаривает, сделали ЭЭГ - советы врачей на каждый день

Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.

ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно.

В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы.

Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.

Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

Характерные симптомы:

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые — во время родов и после рождения.

Антенатальные причины:

  • осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
  • болезни будущей мамы — обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
  • состояния, которые привели к гипоксии плода — патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.

Во время родов:

  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • травмы во время родов;
  • неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.

После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:

  • травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
  • болезни — неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
  • неблагоприятная обстановка в семье — конфликты, родители не занимаются ребенком;
  • противоположная ситуация — гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
  • чрезмерные нагрузки — физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).

Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,

Способы лечения ЗРР в 4 года

Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача.

Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода.

Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.

Ребёнок в 4 года не разговаривает, сделали ЭЭГ - советы врачей на каждый день

Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.

Проводится:

  1. Медикаментозное лечение — ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
  2. Логопедическая коррекция — логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
  3. Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
  4. Общий массаж;
  5. Лечебная физкультура.

Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.

Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.

При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.

Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится — важно вовремя начать терапию.

Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно.

Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки.

Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Советы родителям

Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.

Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:

  • пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
  • творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
  • массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
  • развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
  • логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.

Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.

Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.

Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.

Ребенок не говорит в 4-5 лет — что делать?

Ребёнок в 4 года не разговаривает, сделали ЭЭГ - советы врачей на каждый день

Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Читайте также:  УЗИ головного мозга у ребенка - советы врачей на каждый день

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр.

А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха.

ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.

Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Ээг в детском возрасте – важное исследование работы коры головного мозга

ЭЭГ головного мозга у детей, что это такое? Это вид изучения работы коры головного мозга, основанный на записи и отображении электрических импульсов. Не стоит переживать о том, насколько безопасно исследование, если вы решили сделать ЭЭГ ребенку:

  • Биотоки, протекающие по электродам, очень маленькие и не несут вреда детскому организму.
  • Оборудование для исследования предварительно заземляется.
  • Чтобы снизить неприятные ощущения, поверхность датчиков смачивается гелем или физиологическим раствором. Если ребенку не вымыли голову, потребуется протирание кожи с целью ее обезжиривания.

ЭЭГ головного мозга ребенку назначает врач-невропатолог для диагностики и уточнения сосудистых, органических заболеваний головного мозга.  Исследование абсолютно безопасно и может проводиться как новорожденным, младенцам, так и детям более старшего возраста.

Когда показана детям ЭЭГ?

Ребёнок в 4 года не разговаривает, сделали ЭЭГ - советы врачей на каждый день

Методика позволяет определить состояние нервной системы малыша. Она основана на передаче электрических импульсов нейронами, создающими биоэлектрическую активность головного мозга. Что это такое – ЭЭГ для детей? Электроэнцелограф отображает полученную информацию в виде кривых линий в разные периоды активности. Если врач направил ребенка на обследование, не стоит отказываться от проведения исследования. Оно безболезненно и в то же время достаточно информативно для выявления патологий головного мозга различного характера.

Врач назначает ребенку ЭЭГ в следующих случаях:

  • при периодически повторяющейся потере сознания;
  • если ребенок выпадает из реальности;
  • после черепно-мозговой травмы средней степени тяжести;
  • при эпилептической клинике;
  • стойких нарушениях сна;
  • при подозрении на онкологические процессы;
  • для контроля процесса реабилитации после перенесенной нейрохирургической операции;
  • в случае врожденной патологии (напр. гидроцефалия);
  • при нарушениях мозгового кровообращения;
  • при нарушениях в неврологическом статусе (детский церебральный паралич, другие двигательные нарушения);
  • при расстройствах аутистического спектра;
  • задержке развития, как в психической, так и в физической сфере.

Электроэнцефалография показывает локализацию очагов эпилептиформной активности, степень и динамику заболевания, эффективность подобранной терапии. Поэтому область ее применения очень широка.

Иногда врач направляет ребенка на ЭЭГ даже при отсутствии определенных соматических патологий. Показаниями к ее проведению являются отклонения в поведении, развитие, несоответствующее возрасту, слабая память и отсутствие концентрации, гиперактивность. В школьном возрасте при чрезмерно быстрой утомляемости также может быть назначена электроэнцефалограмма головного мозга для детей.

Метод широко используется с целью диагностики эпилепсии.

Есть ли противопоказания?

Исследование не имеет ограничений к проведению. Однако, при наличии на коже головы ран, потертостей, свежих швов или сыпи ее откладывают до устранения симптомов.

Как подготовиться к обследованию?

Алгоритм проведения исследования отличается в зависимости от возраста ребенка. Общим правилом является мытье головы накануне снятия электроэнцефалограммы, чтобы удалить кожный жир с ее поверхности.

ЭЭГ грудничку нередко делают преимущественно во время сна, поэтому выбранное время проведения исследования должно совпадать с графиком сна. Перед исследованием необходимо покормить малыша.

Если возраст малыша старше года, важным условием является выполнение всех просьб врача. С детьми родители предварительно должны провести беседу, подготовив их психологически к сеансу:

  • Детям 2-3 лет можно попробовать представить исследование в виде увлекательного путешествия, пусть они побудут супергероями.
  • Усидчивому ребенку рекомендуют взять с собой любимую игрушку или книгу с картинками.
  • Научите кроху открывать и закрывать глаза, при этом сохраняя дыхание ровным и не боясь.

Если ребенку назначен прием лекарственных препаратов, отказываться от них нельзя. Исключением являются ситуации, когда противосудорожные средства отменяют за 1-3 дня до обследования по требованию лечащего врача. Попросите перенести проведение исследования, если оно совпала с респираторным заболеванием, сопровождающимся выраженными катаральными явлениями (насморк, кашель).

Поведение пациента во время сеанса сказывается на информативности полученных данных, поэтому отнеситесь к подготовке серьезно.

Постарайтесь по возможности снизить нагрузку на нервную систему накануне проведения обследования. Это касается не только эмоционального перевозбуждения, но и погрешностей в питании. Не стоит накануне поить ребенка тонизирующими напитками. В то же время, за два часа до электроэнцефалографии лучше его покормить, чтобы ребенок лучше перенес исследование.

В чем заключается исследование?

Для проведения ЭЭГ головного мозга у детей используют комнату, по возможности не пропускающую свет и звук. На голову пациента перед исследованием надевают специальную шапочку с датчиками, которые передают сигналы на прибор (электроэнцелограф).

Длительность сеанса составляет от 30 минут в рамках рутинного исследования до многосуточных видео-ЭЭГ-мониторингов в рамках прехирургической диагностики эпилепсии. Обследование детей от года проходит в несколько этапов:

  • Снятие энцефалограммы в состоянии покоя. При этом ребенок должен находиться в положении сидя или лежа.
  • Проведение пробы с открытыми и закрытыми глазами. Это делается для определения основного ритма.
  • В дальнейшем техника обследования будет отличаться в зависимости от цели проведения исследования.
  • Проба с гипервентиляцией заключается в глубоких выдохах и вдохах с целью провокации патологической активности мозга.
  • Во время пробы с фотостимуляцией лампочка выдает вспышки в определенные промежутки времени. Ребенок в этот момент находится с закрытыми глазами.
  • Дополнительно может быть проведена звуковая стимуляция, сжимание-разжимание кулаков, психологическая оценка.
  • Также проводится запись ЭЭГ сна (дневного, ночного).

Следующим этапом является расшифровка результатов с целью выявления отклонений от нормы и определения патологических процессов.

Оценка результатов

Активность клеток головного мозга отражается на дисплее. Это позволяет врачу распечатать данные и расшифровать показатели более точно. Полученные данные значительно облегчают и ускоряют постановку диагноза пациенту.

Не пытайтесь разобраться в результатах энцефалограммы самостоятельно. У каждого человека скорость импульсов отличается, особенно это распространяется на детей.

При постановке диагноза врач-невропатолог будет также учитывать данные анамнеза ребенка, результаты дополнительных исследований.

Оценка колебаний

На основании данных обследования на энцефалограмме отображаются ритмы работы головного мозга:

  • Основной ритм или альфа ритм регистрируется в затылочных отделах.
  • Бета колебания максимально определяются в лобной области.
  • Тета и дельта ритмы максимально регистрируются во время сна ребенка.
Читайте также:  Боль внизу живота у мужчины - советы врачей на каждый день

Стоимость исследования

Стоимость часа видео-ЭЭГ-мониторинга в Москве от 3 000 до 4 000 руб. Итоговая стоимость исследования зависит от количества часов.

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. Причины отсутствия и задержки речи у детей. | Речевой онлайн центр "Русская речь"

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте.

  Раннее начало логопедических занятий позволяет справиться логопеду с нарушением самостоятельно и сделать это с большей вероятностью излечения и быстрее. Если ждать (после 2 лет), когда ребенок разговорится, то психологические проблемы растут.

  Все больше нарушается эмоционально волевая сфера, ухудшается поведение ребенка, все больше отстают от сверстников ВПФ (высшие психические функции — память, внимание, мышление, интеллект).

  Поэтому при длительном отсутствии речи полная логопедическая коррекция занимает больше времени и все больше требуются дополнительные специалисты, работающие параллельно с логопедом.

До 90% причин, по которым ребенок не говорит может выявить и излечить логопед-дефектолог, так как нелогопедические причины отсутствия речи встречаются достаточно редко. И при работе логопеда совместно с дополнительными специалистами, ведущим специалистом должен являться именно логопед. Но в последние годы, все чаще, родители неговорящих детей  обращаются к врачам, вместо логопедов.

Это происходит потому что все больше стран, включая Россию, переходят на международную классификацию болезней МКБ-10 , куда начали входить речевые нарушения, которыми занимается логопед. И если раньше неврологи не имели права писать причину отсутствия речи до получения  логопедического заключения, то сейчас они обязаны ставить причину отсутствия речи без логопеда.

Врачи изучают логопедию всего один месяц (17 лекций), а логопеды изучают неврологию один год. Но логопеды не могут работать неврологами, а неврологов заставили работать логопедами. Поэтому, если врачи вам поставити диагноз — задержка речевого развития, задержка психоречевого развития, алалию, расстройство аутистического спектра, аутизм, атипичный аутизм — это ничего не значит.

Требуется провериться у логопеда.

Проблема с речевыми нарушениями у МКБ-10 существует не только в России, но и  в других странах Европы, и в Америке.

Родители годами бегают по врачам, пытаясь понять, почему ребенок не говорит, проводят множество ненужных, дорогостоящих обследований, и когда, в 5-6 лет все таки приходят к логопеду, то в большинстве случаев слышат от логопеда: «я ребенка уже не смогу довести до полной нормы, где вы были раньше?» Из-за исключения логопедов из логопедии количество речевых нарушений выросло с 30% до 62% у детей в России. В несколько раз возросло количество детей, которым диагностируют расстройство аутистического спектра, аутизм, атипичный аутизм — просто врачи не знают, что такое алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная). И из-за схожести некоторых симптомов пишут всем аутизм. В результате то, что логопеды могли бы своевременно исправить не излечивается и из-за упущенного времени становится неизлечимым. За границей многие логопедические сайты стали писать: «если у вас ребенок не говорит, то не тратьте время, а сразу идите к логопеду.»

  • Для того, чтобы провести правильное обследование и выявить наиболее точно, какое именно речевое нарушение у вашего ребенка, не каждый логопед подходит: — логопед должен быть с высшим логопедическим образованием (5 лет учебы в университете — такие логопеды выпускались раньше), либо магистр (6 лет учебы в университете), так как бакалавр изучает не все речевые нарушения и неврологию.
  • — Логопед должен иметь большой опыт успешной коррекции всех речевых нарушений, чтобы знать в динамике изменение симптоматики.
И у нас такой специалист есть. Опыт работы с 1996 года. В Skype 11 лет (одна из первых). Проведено около 14000 логопедических обследований. Вы можете прочитать статью, которую она написали ниже. чтобы понять, почему ваш ребенок не говорит, или обследоваться в скайп у нее бесплатно.  Ссылка на ее страницу с контактами Логопед Ирина Петровна 
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить.  Как это выглядит для родителей  Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года. Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза.  Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. См. Специализированные сайты.  Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения.  Не слышит никаких звуков окружающей среды.  ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
 Ринолалия,  Сразу после  рождения   Расщелины губы, нёба.  Хирург, Логопед-дефектолог

Что делать, если ребенок плохо разговаривает в 4 года

Любой родитель обеспокоится, если его ребёнок плохо говорит в 4 года. Какая же причина, и как помочь малышу — поможет ответить на вопросы хороший специалист. Но знать основы развития и почему малыш плохо говорит, родителям необходимо.

Что делать родителям, если ребенок в 4 года плохо разговаривает?

Если возникают какие-то сомнения в речевом развитии ребёнка, стоит обратиться к специалисту. В данной ситуации лучше оказаться предусмотрительным.

Индивидуальный темп или задержка в развитии?

Жестких критериев нормального речевого развития не существует. Одни дети в 4 года уже рассказывают наизусть басни, а другие говорят простыми предложениями. И в том, и в другом случаях, это будет норма. Поэтому только специалист в состоянии оценить уровень речевого развития.

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Обычно простые осмысленные слова ребёнок начинает произносить в первый годик своей жизни. Это средний возраст для начала появления слов. Дальнейшее речевое развитие происходит индивидуально и зависит от многих факторов.

Эти факторы делят на две большие группы: биологические (генетическая предрасположенность, особенности центральной нервной системы, строение органов речи и слуха и другое) и социальные (под ними понимают окружение малыша и условия для речевого развития).

Развитие речи чада начинается с самого рождения. Первое время общается малыш только с помощью крика. Постепенно появляются новые формы коммуникации. К трём годам кроха уже говорит предложениями, состоящими из трёх и более слов. Способен пересказывать разные истории, комментировать события.

Важно помнить! Некоторые особенности речи могут являться возрастной нормой. Например, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом.

Признаки задержки развития речи

Если ребенок плохо разговаривает в 4 года, что делать родителям? Есть несколько основных признаков, которые являются поводом обратиться к специалисту для определения наличия задержки речевого развития:

  • Маленький набор слов, который использует четырёхлетка (20 и менее).
  • Отсутствует желание общаться.
  • Невнятное произношение слов, в результате чего невозможно разобрать услышанное. Кроха выдаёт непонятный набор или съедает слова.
  • Выполнение просьб взрослых, но отсутствие при этом способности прокомментировать свои действия.
  • Неспособность выполнить одновременно две и более просьбы, связанные с одним объектом (возьми батон, отломи кусочек и покорми уточек).
  • При выражении мысли предложениями, чадо «выкидывает» часть слов.
  • Малыш не повторяет за взрослыми слова в процессе общения.

Как помочь заговорить?

Самую важную роль в развитии речи малыша безусловно играют условия в семье. Для формирования речи ребёнок нуждается в каждодневном общении со взрослыми, играх и развивающих занятиях.

Условия в семье, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Попадая в детский сад, в котором есть группа сверстников и система занятий, малыш с большой долей вероятности заговорит довольно быстро. Наличие других детей, с которыми ему приходится общаться, подталкивают его к этому. Но, как же способствовать речевому развитию дома?

  Что делать, если ребенок плохо говорит в 6 лет?

Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:

  • Разговаривать с малышом. Это самый главный пункт. Дети учатся, перенимая, поэтому нуждаются в образце для подражания. В семье важно разговаривать, много общаться с ребёнком. Известный факт, что если ребёнок растёт в семье глухонемых, то даже при отсутствии у него патологии, разговаривать он не начнёт, так как научиться ему будет просто не у кого. Жест и мимика будут его способами выражения мыслей, речевой навык не сформируется (это при условии, что малыш не будет посещать детские коллективы). Специалисты советуют проговаривать вслух все действия, которые взрослый совершает вместе с сыном или дочкой. И, даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает и не отвечает, то делать это всё равно нужно. Малыш слышит речь, запоминает и учится.
  • Наполнить жизнь маленького человека впечатлениями и эмоциями, организовать его досуг. Это основная задача. Если он будет сидеть, не видя интересного и манящего окружающего мира, ребёнок заговорит гораздо позднее, словарный запас его будет более скудным. Поэтому необходимо организовать совместные прогулки в новое место, походы в парки, музеи, на интересные детские площадки, записать в кружок.
  • Создать комфортную психологическую атмосферу в семье. Семья, это культурная ниша ребёнка и лучшее средство для его развития. Если в доме царят постоянные скандалы, используется ненормативная лексика, то эмоциональное и соответственно и речевое развитие ребёнка будет страдать.
Читайте также:  Не мочится ночью - советы врачей на каждый день

Выявляем и устраняем причины задержки речевого развития

Родители могут заметить, что речь четырёхлетки недостаточно развита, его невозможно разговорить, и обратиться за консультацией к специалистам (педиатру, неврологу, логопеду, отоларингологу, психологу и психиатру).

Эти специалисты должны будут определить, есть ли задержка и, для начала выявить причины. Педиатр должен будет определить состояние ребёнка и при необходимости направить к узкому специалисту.

Необходимо проверить, есть ли поражение головного мозга у малыша, исключить отиты, тугоухость (малыш может просто не слышать звуковой сигнал), аденоиды, оценить психическое развитие и психологическое состояние ребёнка, провести логопедическое обследование.

Если врач обнаружит какие-то проблемы, мешающие развитию, то они, конечно, должны быть устранены, если это возможно. Если есть проблемы с кровообращением в головном мозге, то назначается соответствующая терапия, направленная на восстановление кровообращения. Отоларингологические проблемы также требуют лечения. При необходимости, должна быть оказана психологическая помощь.

Параллельно с этим, ребёнок с задержкой речевого развития должен будет посещать занятие с логопедом. Дефектолог также даст грамотный современный совет по ФГОС. Для достижения наилучшего эффекта, родители также должны будут заниматься с малышом дома, следуя рекомендациям специалистов.

  Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

Важно помнить! В этом деле необходим индивидуальный подход.

Основная цель развития речи

Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте? Развитие речи у ребёнка в четыре года необходимо для его гармоничного развития, развития его культуры в целом, ведь речь, это показатель духовного и интеллектуального развития человека, она определяет направление человека в жизни.

Как научить культуре речи ребенка?

Культура речи является частью общей культуры человека. Совершенствовать речь необходимо всю свою жизнь. Нужно учить ребёнка следить за своей речью:

  • контролировать;
  • не допускать ошибок в произношении;
  • правильно использовать интонации.

К сведению! Необходимо постоянно пополнять словарный запас ребёнка. Для этого нужно больше разговаривать с ним, читать художественную литературу, учить пересказывать прочитанное и рассказывать увиденное. Организация речевого развития крайне важна для малыша.

Для повышения культуры речи можно использовать специальные упражнения, раздавая сюжетные картинки, просить рассказать, что на них изображено, что делают герои, о чем они могут разговаривать. Стоит предлагать разыграть небольшие сюжеты, например, диалог продавца и покупателя, поздравление мамы на праздник. Полезно читать с выражением и по ролям художественную литературу и другое.

Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Помимо того что театрализованная деятельность благотворно влияет на речевое развитие дошколят, она имеет большое значение в развитии в целом, а именно:

  • Знакомит детей с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства.
  • Повышает общую культуру малышей.
  • Прививает правила общения в обществе, знакомит с нормами поведения, этикетом.
  • Развивает артистические способности детей.
  • Учит взаимодействовать и общаться со сверстниками.
  • Развивает игровую деятельность, творческие способности.

Советы специалистов: Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» — это методическое пособие для логопедов и воспитателей, основанное на многолетнем опыте работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Её методика уникальна. С помощью этого пособия можно помочь сформировать ребёнку фразовую и связную речь, используя конспекты логопедических занятий.

Методические приемы по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста

Методические приёмы, это те инструменты, которые помогут ответственному родителю, воспитателю или логопеду, сформировать речь малыша-дошкольника.

Выделяют три основных группы методических приемов:

  • Игровые (сюжетно-ролевые игры, игра-упражнение, театрализованные игры и другое).
  • Словесные (прием вопрос-ответ, метод повторное проговаривание, разговор, образец речи, указание, оценка, морфологический разбор и другое).
  • Наглядные (показывать иллюстрации, изображений; помощь в организации наблюдения и другое).

Некоторые специалисты выделяют ещё четвёртый тип приемов — комплексный.

Время, потраченное на обследование и работа грамотного специалиста способны помочь, если ребёнок в 4 года плохо говорит, в формировании речи. Однако родителям нужно понимать, что многое в этом деле зависит от них самих, и они — главная сторона в этом.

Задержка речи: необходимые обследования неговорящего ребенка

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет.

    Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» – просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача.

    Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.

  2. Логопед-дефектолог.

    Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше.

    В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты – ребенок 1 г. 10 мес.).

  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы.

    Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга.

    В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).

  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы.

    Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*