Прогноз для ребёнка и к кому обратиться — советы врачей на каждый день

На этой неделе столичные школьники вернулись к очному обучению. Образовательные учреждения встречать детей готовы: в каждой столичной школе обеспечены все меры безопасности в рамках борьбы с распространением коронавируса.

Тем не менее риски детям заразиться инфекцией все равно остаются, поэтому в рамках процесса обучения эксперты рекомендуют родителям и учителям соблюдать ряд простых, но необходимых правил. Подробности читайте в нашем материале.

Школы к детям готовы

портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко

В понедельник, 18 января, к очному обучению в столичные школы вернулись более миллиона детей. В тот же день в столице по указанию мэра разблокировали транспортные карты учащихся, чтобы они смогли пользоваться правом льготного проезда.

Ребята устали сидеть дома. Но и риск роста заболеваемости среди школьников по-прежнему очень велик. Поэтому школы должны максимально строго соблюдать меры эпидемиологической безопасности.

Поэтому образовательные учреждения, перед тем как открыть свои двери, основательно подготовились к наплыву детей.

В классах установили дозаторы с антисептическим средством и бактерицидные лампы, при входе всем ученикам меряют температуру.

Для минимизации контактов в каждой школе теперь действует гибкий график работы, согласно которому каждая параллель приходит на уроки в свое установленное время. Это позволит избавиться от скопления учеников на пороге и в холле школы каждое утро.

Кроме того, для снижения рисков заболеваемости учителя и весь школьный персонал в обязательном порядке проходят бесплатное тестирование на коронавирус. В случае выявления хоть одного случая COVID-19 как среди учителей, так и учеников указанный класс вновь временно будут переводить на дистанционное обучение.

Контроль здоровья ребенка

Москва 24/Антон Великжанин

Несмотря на то что школа обеспечила все меры для безопасного обучения, этого будет недостаточно для защиты детей во время очного обучения. Часть ответственности ложится и на плечи родителей: в этот период они должны наиболее пристально следить за малышами и подростками.

«Дети если болеют коронавирусом, то, как правило, бессимптомно. Но при этом они являются переносчиками инфекции. Поэтому здесь важно ответственное поведение их родителей. Если ребенок приболел, не нужно, чтобы он героически шел при этом в школу», – заявил в беседе с Москвой 24 ведущий научный сотрудник МГУ имени Ломоносова, молекулярный биолог, вирусолог Максим Скулачев.

В школах медперсонал также тщательно будет отслеживать состояние прибывающих на уроки детей, узнавать об имеющихся жалобах. И тем не менее лучше всего понять состояние ребенка смогут только его родители, уверена врач-педиатр, член Союза педиатров России Ирина Добрецова.

«Каждый родитель лучше чем кто-либо знает, как заболевает его ребенок. Поэтому при каждом спорном случае или симптоме, будь то хоть повышенная утомляемость, детей необходимо оставлять дома, хотя бы чтобы просто понаблюдать за ситуацией», – рассказала специалист в беседе с Москвой 24.

Правильное питание и режим

depositphotos/oksun70

Также педиатр советует обратить особое внимание на поддержание иммунитета детей. В этом в первую очередь поможет здоровое и полноценное питание, а также правильный режим дня.

Сейчас в питание, чтобы поддержать иммунитет, обязательно должен быть добавлен белок. Ребенок должен каждый день есть такие блюда, как мясо, творог, молочные продукты.

Ирина Добрецова

врач-педиатр, член Союза педиатров России

Педиатр отметила, что отмена дистанционки сейчас очень даже кстати. Правильное питание для иммунитета особенно важно зимой. А в школах, по ее мнению, проще взять на контроль прием детьми сбалансированной, полезной пищи.

Что касается режима, врач утверждает, что дистанционка внесла в него свои коррективы. «Так как уроки онлайн и идти никуда не надо, дети и их родители могли себе позволить ложиться попозже и вставать попозже. Возвращение в школы поможет родителями настроить детей на правильный лад», – считает Добрецова.

Она настаивает, что дети должны ложиться спать до 10 вечера. После этого времени в фазе глубоко сна вырабатываются те гормоны, которые регулируют и восстанавливают иммунитет, в том числе мелатонин. «Вообще дети, которые рано ложатся спать, меньше болеют респираторными вирусными инфекциями», – заявила Добрецова.

Ограниченный досуг

портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов

Врач также посоветовала родителям по возможности контролировать перемещение их детей по городу. По словам Добрецовой, вероятность ребенку заразиться коронавирусом от другого ребенка очень мала. Чаще всего дети подхватывают инфекцию в торговых центрах или на развлекательных площадках.

«Раз на сегодняшний день эпидемиологическая ситуация позволила вывести детей в школы, а это очень важно, потому что социализация детям нужна, моя рекомендация – ограничить их контакты вне школы, связанные с развлекательными мероприятиями, на сегодняшний день полностью погрузиться в школьный процесс», – настаивает собеседница Москвы 24.

Комфортные классы

Москва 24/Антон Великжанин

Также педиатр дала дополнительные рекомендации школам, которые помогут сделать обстановку на уроках еще более безопасной. Речь идет о банальном проветривании помещений.

Один из рисков заболевания – это пересушенная слизистая носа. На сухую слизистую оболочку лучше всего прилипают вирусы. А сегодня из-за морозов батареи работают сильнее, поэтому воздух в комнатах и кабинетах сухой.

Ирина Добрецова

врач-педиатр, член Союза педиатров России

Регулярное проветривание помещений – это способ не только наполнить комнату чистым воздухом и кислородом, но и увлажнить его, что благоприятно скажется на слизистой оболочке носа.

Только делать, по словам врача, это нужно правильно: открывать окно всего на несколько минут, не создавая сквозняка. При этом в классе в этот момент никого находиться не должно.

Маски на уроках?

Москва 24/Антон Великжанин

Что касается традиционных уже мер защиты, в школах, по словам вирусолога Скулачева, они бессмысленны. «Дети не смогут соблюдать социальную дистанцию между уроками, они слишком свободные личности. Да и на уроках в ней смысла нет, когда почти час все находятся в одном замкнутом помещении и дышат одним воздухом», – поделился мнением специалист.

При этом Добрецова настаивает, что не стоит детей заставлять надевать маски ни в школах, ни во время уроков.

«Повторюсь, подхватить вирус от другого ребенка или учителей, которым уже доступна вакцинация, очень низкий.

Можно надеть на ребенка маску в общественном транспорте по пути в школу, но на уроках это не будет иметь пользы, а лишь будет давать повышенную нагрузку на психологическое состояние детей», – заявила врач.

Специалист считает, что очные уроки в школах пойдут ученикам на пользу. Главное – и родителям, и учителям предпринять сейчас все меры и помогать детям вести себя осознанно, чтобы те не вернулись из-за парт обратно в свои комнаты.

Ученики после долгого перерыва вернулись в столичные школы

Противовирусные детские препараты

Говоря о противовирусных средствах, зачастую имеют в виду средства, которые используются при лечении острых респираторных вирусных инфекциях (ОРВИ).

ОРВИ представляют собой группу вирусных инфекций, которые приводят к развитию воспаления органов верхних и нижних дыхательных путей.

К ОРВИ относят: грипп, аденовирусную, риновирусную, респираторно-синцитиальную, парагриппозную, реовирусную и коронавирусную инфекции. Данные вирусы объединены между собой не просто так. Они имеют ряд общих черт: 

  • Источником инфекции является больной человек. Больной наиболее заразен во время лихорадки и катарального синдрома. Для понимания, катаральный синдром представляет собой совокупность таких симптомов, как: першение в горле, краснота горла, заложенность и сопли из носа, многое другое. Более подробно на этом вопросе мы остановимся при рассмотрении симптомов ОРВИ у детей. 
  • Для них характерен основной механизм передачи – воздушно-капельный.
  • Имеют сезонность. Наибольшее количество ОРВИ приходится на зимние месяцы. 

В данной статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся формирования иммунитета у детей при ОРВИ, симптомы простуды, а также лечение данного недуга у малыша. Углубленно рассмотрим наиболее популярные, назначаемые противовирусные средства у малышей.

Формирование иммунитета при ОРВИ

Согласно работам ВОЗ, острые респираторные вирусные инфекции являются лидерами среди заболеваемости у детей первых трех лет. Высокая заболеваемость ОРВИ связана, прежде всего, с неустойчивостью иммунитета после встречи с данными патогенами.

Также большую роль играет и высокая распространенность данных вирусов среди населения, особенно в осенне-зимний период. Высокая заболеваемость в эти времена года связана со скученностью населения, а также со снижением факторов неспецифической иммунной защиты на фоне переохлаждения.

Не стоит откладывать на последний план экологию, которая может предопределять более тяжелое течение вирусных инфекций, особенно у детей раннего возраста. 


Высокая заболеваемость ОРВИ связана с неустойчивостью иммунитета после встречи с патогенами.

Симптомы ОРВИ у детей

Для всех острых респираторных вирусных инфекций характерно преимущественное наличие двух синдромов: интоксикационного и катарального. 

Для интоксикационного синдрома характерно наличие таких симптомов:

  • Озноб.
  • Повышение температуры тела.
  • Слабость.
  • Разбитость.
  • Головная боль.
  • Светобоязнь.
  • Боли в мышцах, суставах, костях.

Катаральный синдром характеризуется более разнообразным наличием симптомов, стоит выделить наиболее распространенные из них:

  • Першение в горле. Дети нередко описывают данный симптом как сухость, дискомфорт в горле.
  • Заложенность носа, выделения из носа.
  • Гиперемия задней стенки глотки, дужек, мягкого неба. Иными словами, это называют «красным горлом‎»‎.
  • Краснота глаз.
  • Кашель.

Помимо вышеописанных симптомов, каждый из перечисленных выше вирусов имеет свои особенности:

  • Так, для аденовирусной инфекции характерно острое повышение температуры тела до 38-39 градусов, ангина и фарингит (воспаление глотки). Довольно характерным является наличие множественных увеличенных фолликулов на задней стенке глотки. Фолликулы выглядят в виде маленьких бугорков. Часто увеличиваются лимфоузлы. Нередко увеличивается печень и селезенка. У таких детей типичный внешний вид: лицо «одутловатое‎»‎, затруднено дыхание через нос, ярко красные, полнокровные слизистые. 
  • Риновирусная инфекция отличается от других тем, что у малыша появляются выраженные выделения из носа. При этом общее самочувствие может быть мало измененным. 
  • Респираторно-синцитиальная инфекция характеризуется поражением преимущественно нижних отделов респираторного тракта в виде бронхита или бронхиолита у детей. С первых дней болезни появляется сухой кашель, который нарастает. Нередко кашель носит приступообразный характер с трудноотделяемой мокротой. 
  • Парагрипп, чаще всего, приводит к развитию ларингита. Для ларингита характерен грубый, лающий кашель с охриплостью голоса. 
Читайте также:  Насморк, зеленые сопли неделю - советы врачей на каждый день

Лечение ОРВИ у детей

На приеме у педиатра часто задают множество вопросов, касающихся лечения ребенка с простудой. Наиболее популярными из них являются: «Какое противовирусное средство самое эффективное для ребенка? Какие реально работающие противовирусные препараты для детей? Какие хорошие противовирусные препараты для детей?‎»‎. Ответить коротко на этот вопрос не возможно.

Мы ответим на этот вопрос доступно и развернуто. Дело в том, что почти каждое заболевание имеет свои протоколы для лечения. Мы рассмотрим данный вопрос, опираясь на данные, приведенные в разработанном протоколе по лечению ОРВИ у детей союзом педиатров России.

В силу того, что на практике многие педиатры используют средства, не входящие в список рекомендованных, мы остановимся более подробно и на них.


Перед приемом каких-либо препаратов обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Противовирусные препараты для детей

Противовирусные средства позволяют напрямую воздействовать на возбудитель инфекции – вирус. Противовирусное лечение назначается только при гриппе (А и В). Причем данные средства должны быть назначены в первые два дня болезни.

Используются два средства из группы ингибиторов нейраминидазы: занамивир, осельтамивир. Они являются реально работающими противовирусными лекарствами для детей.

Что касается остальных противовирусных средств при ОРВИ, то здесь можно ответить коротко: «Нет доказательной базы по применению других противовирусных средств у детей‎»‎. 

Иммунотропные препараты

Согласно протоколу, данные лекарства не обладают эффективным действием, поэтому их применение нецелесообразно в детском возрасте. Упоминается лишь интерферон альфа, который, как и занамивир и осельтамивир, используют не позднее первых двух дней болезни.

Стоит также упомянуть интерфероногены. Данная группа препаратов способствует стимуляции образования интерферона в организме. По данным, приведенным в протоколе, указанная группа лекарств не оказывает выраженного эффекта у детей старше 7 лет.

Представителей данной группы препаратов мы рассмотрим позже. 

Антибактериальные лекарственные препараты

Применение антибиотиков является необходимым при условии наличия у малютки хронической патологии, в особенности, дыхательной системы (например, муковисцидоз).

В остальных случаях использовать антибиотики не рекомендуют. Более того, назначение антибиотиков без показаний может способствовать присоединению бактерий.

Это связано с тем, что антибактериальные средства подавляют нормальную микрофлору органов дыхания. 


Принимать антибиотики необходимо только при наличии хронической патологии.

Симптоматическое лечение

Стоит отметить, что симптоматическое лечение при ОРВИ является основополагающим лечением.

К симптоматическому лечению относят: адекватный питьевой режим, промывание носовых ходов солевыми растворами, использование жаропонижающих средств (парацетамол и ибупрофен), сосудосуживающие капли в нос (оксиметазолин, ксилометазолин); использование леденцов, пастилок и местных спреев, содержащие антисептики (мирамистин, фарингосепт, декатилен, трахисан и другие).

Наиболее назначаемые противовирусные препараты у детей

Ниже перечислим список наиболее назначаемых противовирусных препаратов для детей:

  • Виферон. Хорошее противовирусное для детей. Используется у детей раннего возраста. Выпускается в виде ректальных свечей. Основным действующим веществом является интерферон альфа, который рекомендуется для лечения ОРВИ у детей согласно протоколу. 
  • Оциллококцинум.
  • Тамифлю. Действующим веществом является осельтамивир, который также рекомендован протоколом для лечения. Является противовирусным средством для детей. Используется для лечения гриппа А и В. Очень важно назначение препарата в первые два дня болезни. 
  • Кагоцел.
  • Арбидол.
  • Циклоферон.
  • Тилорон.
  • Неовир.
  • Полудан.

Острые респираторные вирусные инфекции являются одной из наиболее распространенной группой заболеваний. Высокая заболеваемость связана с неустойчивым иммунитетом после перенесенного заболевания. Важно помнить основные проявления ОРВИ у детей.

При лечении данного недуга делается акцент на использование симптоматического лечения для облегчения симптомов заболевания. Нужно своевременно обратиться к педиатру, который назначит адекватное лечение для выздоровления вашего малыша. Врачи-педиатры в своей работе придерживаются ряду протоколов для лечения.

В данной статье мы делали уклон на один из таких протоколов, разработанный союзом педиатров России. 

Не занимайтесь самолечением, при возникновении симптомов заболевания у малыша, обращайтесь к врачу. 

ОРВИ: симптомы, лечение. Когда при ОРВИ надо обращаться к врачу

ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции) – это группа заболеваний, передающихся преимущественно воздушно-капельным путем (посредством вдыхания возбудителей заболевания, отсюда и слово «респираторные» в названии – от латинского respiratum «дыхание»). Возбудителями ОРВИ являются вирусы.

ОРВИ – самое распространённое заболевание. То, что в народе называется простудой, на медицинском языке как раз и есть ОРВИ. Слово «простуда» немного обманывает, оно указывает на причину заболевания – переохлаждение, но на самом деле, причина болезни не в этом. Без проникновения вирусов в наш организм извне, простудой не заболеешь.

Заражение всегда происходит от другого человека – носителя инфекции. Однако вирусы поражают нас чаще именно в холодное время года. Почему? Исчерпывающего ответа нет.

Существует целый ряд причин: зимой менее влажно, что способствует сохранению активности вируса; люди более скучены; холодная погода заставляет бережнее относиться к теплу – меньше сквозняков, реже проветривания, – всё это благоприятствует развитию инфекции.

В среднем, взрослый человек болеет ОРВИ от 1-го до 3-х раз в год. Дети до полугода, как правило, имеют иммунитет, полученный ещё от материнского организма, а вот дети постарше болеют чаще, чем взрослые.  Средний дошкольник заболевает ОРВИ от 8 до 12 раз в году.

Понятие ОРВИ объединяет более 200 разновидностей заболеваний, самое известное из которых это – грипп. Кроме гриппа в ОРВИ включают вирус парагриппа, аденовирусную и риновиросную инфекции, а также ряд менее известных вирусов.

Причины ОРВИ

Как правило, ОРВИ проникает в организм вместе с вдыхаемым воздухом. Больной человек чихает и кашляет, рассеивая вокруг себя частицы слизи, содержащие вирус. И если мы оказываемся рядом и не предпринимаем простейших мер безопасности (например, не надеваем марлевую повязку), то рискуем заразиться.

В теплом, сухом, пыльном и неподвижном воздухе вирусы сохраняют свою активность в течение многих часов (в некоторых случаях – до нескольких суток). Поэтому возможен и бытовой способ заражения – через грязные руки.

Само по себе нахождение возбудителя ОРВИ на коже не страшно, для того, чтобы вызвать болезнь, он должен попасть на слизистую оболочку, например, рта. Взрослый человек вряд ли будет облизывать руки, а вот малышам это свойственно.

Дети и пальцы в рот кладут, и мир познают, пробуя окружающие их предметы на вкус. В результате дети до 3-х лет заболевают ОРВИ чаще других возрастных групп.

Факторами, также способствующими развитию ОРВИ, являются:

Симптомы ОРВИ

Инкубационный период ОРВИ, как правило, составляет 1-3 дня.

Обычно развитие заболевания начинается с насморка. В зависимости от того, какой участок дыхательных путей оказался наиболее подвержен инфекции (где сконцентрирован воспалительный процесс), ОРВИ может протекать в виде:

  • ринита (поражается слизистая носа);
  • фарингита (воспаляется слизистая оболочка глотки);
  • ларингита (воспалительный процесс локализуется в гортани);
  • трахеита (воспаляется слизистая трахеи).

Инфекция, как говорят, «спускается» по дыхательному пути. Чем ниже спустилась инфекция, тем тяжелее протекает заболевание. Через какое-то время после начала воспалительного процесса вирус попадает в кровь, вызывая симптомы интоксикации (озноб, головную боль, ломоту в спине и конечностях). 

Обычно не позднее чем через 7 дней больной  чувствует значительное улучшение состояния. Большинство больных выздоравливают в течение 10 дней.

Больной максимально заразен в первые 2-3 дня, в дальнейшем активность вируса снижается. Однако угроза заразить окружающих сохраняется  до последнего дня болезни.

Основными симптомами ОРВИ являются:

Боль в горле

Ещё один типичный симптом ОРВИ – боль в горле или болезненность при глотании. С острой болью в горле при правильном лечении (тепло, полоскания) удается справиться менее, чем за 3 дня.

Кашель

 

Кашель при ОРВИ сначала сухой. Переход к мокрому кашлю говорит о том, что больной пошёл на поправку.

Подробнее о симптоме

Повышение температуры

При ОРВИ обычно наблюдается повышение температуры (в большинстве случаев незначительное – 37-37,5 или до 38° C; при гриппе температура может подниматься и выше).Повышенная температура, как правило, держится не дольше 3-х дней.

Методы лечения ОРВИ

Если иммунитет не ослаблен, защитные силы организма в состоянии самостоятельно справиться с инфекцией. Большинство симптомов ОРВИ представляют собой как раз защитную реакцию организма на проникновение вируса.

Борьбе организма с вирусом можно помочь, а можно помешать. В последнем случае возможны осложнения и длительное протекание болезни. Поэтому врачи не рекомендуют больным самостоятельно применять медицинские препараты. Применение лекарств должно быть целевым и оправданным, и потому курс медикаментозного лечения должен назначаться врачом.

Не повредят такие домашние средства как обильное питье, полоскание горла (при боли в горле), постельный режим. Помещение, где находится больной, должно часто проветриваться. При проветривании больного желательно переводить в другое помещение – организм должен оставаться в тепле.

Обязательно следует обратиться к врачу, если:

  • симптомы ОРВИ сохраняются более 7 дней;
  • на фоне других симптомов замечена одышка (затрудненность дыхания);
  • имеются сильно выраженные симптомы – высокая температура, острая боль в горле, сильный кашель, сыпь и т.д.
  • есть подозрения на осложнения. Типичными осложнениями ОРВИ являются синусит (воспаление придаточных пазух носа), острый бронхит (впоследствии может перейти в пневмонию), средний отит (воспаление среднего уха).

Консультация специалиста

Фото и видео галерея

Все заболевания

Что лечит детский невролог и когда к нему нужно обращаться? | Медицинский центр «Сердолик»

Обращаться к детскому неврологу стоит во многих случаях, даже если в поведении ребенка появились незначительные изменения. Визит в клинику поможет выявить возможные проблемы и не допустить их развития.

Читайте также:  Что может быть диагностировано по данному заключению ЭЭГ? - советы врачей на каждый день

Что лечит детский невролог

Детский невролог специализируется на заболеваниях периферической и центральной нервной системы. Врач проводит профилактические и лечебные меры отклонений и патологий в сфере.

Нервная система ребенка формируется еще в утробе матери. На патологическое развитие могут повлиять многие процессы:

  • токсикоз;
  • курение и употребление алкоголя матерью;
  • инфекции в период беременности;
  • прием препаратов.

Нередки случаи заболеваний нервной системы вследствие непрофессиональных действий врача акушера во время родов. Часто из-за неправильного положения ребенка или осложнений во время родов происходит гипоксия и асфиксия плода, что негативно сказывается на нервной системе младенца.

После рождения осмотр ребенка проводит врач педиатр. Манипуляция поверхностная и недостаточная для обнаружения специфических проблем. Очень важно после рождения ребенка проходить плановые осмотры у всех специалистов.

Детский невролог занимается лечением специфических симптомов, наследственных и посттравматических заболеваний, таких как:

  • ДЦП;
  • проблемы развития;
  • невралгии;
  • заикания и проблемы речи;
  • травмы позвоночника и черепа;
  • нарушение координации;
  • проблемы сна;
  • невропатии;
  • гиперактивность и др.

При обнаружении специфических симптомов не стоит ждать очереди в государственную клинику. Среди специалистов частных медицинский учреждений множество узких специалистов.

Причинами для внепланового посещения специалиста являются:

  • Обильное и частое срыгивание (подобное явление распространено, но если объем отторгнутого молока велик, лучше обратиться к врачу);
  • травмы головы;
  • беспокойный сон и частые плачи;
  • судороги с повышением температуры;
  • дрожащие конечности или подбородок во время плача.

Каждый период взросления ребенка может выявить специфические проблемы нервной системы. Стоит обращать внимание на гиперактивность, тревожность и задержку развития.

Тревожные симптомы у ребенка

Согласно статистике больше половины детских инвалидностей вызваны заболеваниями нервной системы. Подавляющее большинство проблем неврологического характера формируется еще в период формирования плода внутри утробы матери. Очень важно не только проводить осмотр новорожденного, но и планово вести всю беременность.

Причинами для внепланового посещения специалиста являются:

Обильное и частое срыгивание (подобное явление распространено, но если объем отторгнутого молока велик, лучше обратиться к врачу);

  • травмы головы;
  • беспокойный сон и частые плачи;
  • судороги с повышением температуры;
  • недержание (энурез);
  • регулярные головные боли;
  • проблемы внимания и памяти;
  • неадекватное поведение;
  • обмороки и головокружения
  • дрожащие конечности или подбородок во время плача, нервные тики.

Каждый период взросления ребенка может выявить специфические проблемы нервной системы. Стоит обращать внимание на гиперактивность, тревожность и задержку развития.

График обязательного посещения невролога

Детский невролог должен осматривать новорожденного раз в 3 месяца в первый год его жизни. Специалист оценивает темпы развития ребенка и корректирует при необходимости график прививок. Последующие приемы проходят в важные этапы формирования психики ребенка:

  • 4-5 лет;
  • 7 лет;
  • 13-14 лет.

Осмотр невролога рекомендуется проводить хотя бы раз в год в течение всей жизни ребенка. На осмотре врач проверяет эмоциональные и двигательные функции ребенка, а также отслеживает психоэмоциональное состояние матери. Нередко проблемы нервной системы детей связаны с беспокойным поведением родителей.

Трехлетний возраст ребенка считается важным и опасным в вопросе формирования нервной системы. В этот период у детей появляются первые невротические состояния:

  • навязчивые страхи;
  • нарушения сна
  • навязчивые движения (нетипичное моргание, всхлипывание, вздохи и прочее).

Подобные проблемы часто связаны с неправильным общением родителей и ребенка, невролог может вовремя выявить и скорректировать данную проблему.

В клинике «Сердолик» в Новосибирске вы сможете выбрать опытного детского невролога, который сможет исключить патологию или не допустить ее развития.

Витамины для школьника: как понять, что ребенку нужны пищевые добавки? Ответ врача-педиатра

Алена Парецкая, врач-педиатр

В современном мире есть биодобавки для всего — от витаминов для улучшения памяти до тех, которые поднимут здоровье сердца. Но как определить, какие витамины нужны ребенку? Должны ли дети принимать витамины курсами? Есть ли особенности состава витаминно-минеральных комплексов для школьников?

Я собрала несколько важных фактов о витаминах, чтобы вы могли быть уверены, что выбрали лучшие добавки для укрепления здоровья ребенка.

Какие витамины нужны ребенку?

Дети ежедневно получают витамины и минералы из продуктов. В одних блюдах содержится больше полезных веществ, в других — совсем мало. Витамины делятся на две категории: жирорастворимые и водорастворимые. Жирорастворимые витамины — A, D, E и K — растворяются в жирах и могут сохраняться организмом.

Водорастворимые витамины — витамины С и группа В (такие как витамины В6, В12, ниацин, рибофлавин и фолат) — должны раствориться в воде, прежде чем ваш организм сможет их усвоить. В связи с этим организм не может сохранить эти витамины. Витамин С или витамины группы В, которые поступают в организм малыша, не задерживаются там, и выводятся с мочой.

Таким образом, школьнику нужно обеспечить поступление этих витаминов каждый день. Уважаемые родители, не торопитесь бежать в аптеку!
 

Важно обсудить этот вопрос с лечащим врачом!

Несмотря на то, что витамины продаются в любой аптеке без рецепта, не покупайте их без предварительной консультации с врачом. Минералы и витамины очень важны для здоровья детей, давать поливитаминные комплексы, особенно с жирорастворимыми витаминами опасно – витамины А и Д могут накапливаться в теле, провоцируя токсический эффект.

Врач (на основании анализов) определит конкретный курс витаминов, который подойдет вашему ребенку.

Избыточный прием поливитаминов вызывает токсический эффект: тошноту, рвоту, сыпь и головные боли, а иногда и более серьезные побочные эффекты.

В среднем, курс витаминов длится две недели, затем делается перерыв на месяц, и повторяется двухнедельный прием. Принимать препараты лучше в период каникул, чтобы поддержать организм ученика перед нагрузками.

Оцените состояние: нужны ли витамины?

Если вы думаете начать прием витаминов, оцените физическое состояние ребенка. Большинство здоровых детей не нуждаются в поливитаминах. Комплексы будут полезны, если у малыша особая диета, проблемы с ростом, пищевая аллергия или хронические заболевания.

Если ребенок занимается спортом, его потребности в питании могут немного отличаться от менее активных детей. Детям-спортсменам важно включить в рацион важные минералы и витамины — это кальций, железо и витамин D. Железо помогает организму доставлять кислород, витамин D крайне важен для здоровья костей и помогает усвоению кальция.

Возраст и пол имеют решающее значение в выборе витаминов для ребенка и их правильной дозировке.
 

К примеру, ученикам начальной школы требуется 25 мг витамина С каждый день, 3000 МЕ витамина А и 400 МЕ витамина D. Кроме того, малышам нужны и все витамины группы В.  Причем, мальчикам нужно чуть больше витаминов, чем девочкам. Но в период полового созревания, который у девочек наступает раньше, соотношение становится противоположным.

Витамин D: нужен ли он школьникам?

Исследование 2016 года, опубликованное в журнале «Эпидемиология»,[i] выявило, что дети, в рационе которых не было коровьего молока, могут страдать от нехватки витамина D. Поэтому с октября по апрель им показаны профилактические курсы этой добавки. Можно использовать комплексные БАДы с омега-3 и витамином D, капсулы с рыбьим жиром или капли (водный или масляный раствор).

В летнее время ребенку не нужен прием этого витамина. Важно, чтобы малыш как можно больше бывал на свежем воздухе и получал необходимый ему витамин. Но не стоит длительно находиться под палящими лучами солнца – возможны ожоги. Витамин Д можно получить даже в тени.

  • Когда добавки необходимы?
  • Многие родители задаются вопросом: должны ли дети принимать витаминные или минеральные добавки?
  • Если меню вашего ребенка богато правильными и разнообразными продуктами, включает блюда из цельного зерна, свежие фрукты и овощи, молочные продукты, орехи, семена, яйца и мясо, тогда, возможно, витаминные комплексы не нужны.
  • Если ребенок пропускает приемы пищи, соблюдает диету или родители обеспокоены тем, что он не ест какие-то конкретные блюда, к примеру, овощи или молочные продукты, тогда рекомендуется  не пренебрегать курсами витаминов.

Витамины и минералы стимулируют иммунную систему, поддерживают нормальный рост и развитие и помогают клеткам и органам выполнять свою работу.

Если у школьника возникают проблемы со зрением, он быстро устает, часто болеет, шелушится кожа, трескаются губы – ему нужен курс витаминов, подобранных совместно с врачом.

Помочь организму справляться с нагрузками в период быстрого роста (в 8-9 лет), в период полового созревания помогут витаминно-минеральные комплексы.

Наряду со всеми вышеупомянутыми витаминами, в эти периоды нужен кальций и железо, йод, цинк и селен. А в периоды повышенных умственных нагрузок важно достаточное поступление йода, меди, магния и витамина В6.

Курс витаминов хотя бы дважды в год (в межсезонье) нужен детям, склонным к полноте, любителям фастфуда и сладкой газировки.
Если же дети придерживаются вегетарианской диеты, им нужно дополнительно принимать витамины группы В, особенно фолат (В9) и цианокобаламин (В12).

`Готов` ли ребенок к визиту к врачу-остеопату?

Удивительно, но среди некоторых родителей бытует мнение, что ребенок должен быть как то готов к тому или иному лечению. Самое интересное, что находятся и специалисты, которые эту мысль, к сожалению, поддерживают.

Особенно людям нравится рассуждать о психологических проблемах, которые могут возникнуть вследствие того или иного события в жизни малыша (в частности, лечения). Конечно же, любой родитель желает только добра своему чаду, но иногда, поверьте, это желание имеет сильно гипертрофированный характер.

И в этом случае мама (папа, бабушка-дедушка) может оказать сильно медвежью услугу своему ребенку. Не берусь в этой статье рассуждать о психолого-педагогических установках, которые часто используются в воспитании современных детей (начиная от высаживания новорожденного над горшком и заканчивая грудным вскармливанием аж «до присяги»).

Читайте также:  Можно принимать при варикозное болезни гормональные препараты? - советы врачей на каждый день

А хочется лишь рассказать «всю правду» об остеопатах, остеопатии и с чем их надо есть…

  • Итак, давайте определимся с понятиями:
  • Остеопатия — это наука о биомеханике, изучающая функциональные взаимоотношения между анатомическими структурами нашего тела и возможными патологиями, которые могут возникать при нарушении этих взаимоотношений.
  • Врач-остеопат — это специалист, применяющий знания остеопатии с лечебной или профилактической целью.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что остеопат — это прежде всего врач. В оценке состояния человека каждый врач должен применять в первую очередь академические знания, полученные в медицинском институте при изучении базовых медицинских наук (например, пропедевтики).

Диагноз должен всегда строиться на результатах осмотра, данные которого должны сочетаться с историей болезни и жалобами пациента.

Врач-остеопат обязан понять суть страданий пациента и только после этого искать или исключать причинно-следственную связь между собственно диагнозом и остеопатическими конфликтами в теле больного.

Но с детьми дело обстоит несколько иначе, так как информации от пациента практически нет или она неправдоподобна (в силу возрастных особенностей). Зато есть информация от родителей, которая практически всегда имеет субъективный оттенок и зачастую сформирована советами различных интернет-сообществ и «продвинутыми» блогерами.

Мгновенный обмен информации между людьми, конечно же, это огромное достижение современного мира. Но не стоит забывать, что различного рода сочувствующие советчики из виртуального мира могут сами иметь некоторые проблемы с восприятием мира внешнего, в силу чего их мнение может сильно отличаться от разумного (я уж умолчу об уровне их медицинских знаний).

А сила убеждения таких людей огромна (это может подтвердить любой доктор-психиатр). Даже советы квалифицированных врачей по интернету — это профанация, если врач не знаком с пациентом.

Поэтому адекватно оценить состояние ребенка и необходимость медицинского вмешательства может лишь врач на приеме при доскональном его осмотре, опираясь на объективные данные, полученные при этом.

В данной статье я хотел бы рассказать об особенностях, которые касаются остеопатических осмотра и лечения.

В частности, фокусировка здесь в основном будет на новорожденных, так как именно с этим периодом жизни связано большинство мистики («нельзя показывать ребенка никому в первые 40 (!) дней жизни!!!!!» (А почему не 39 или 41 день?)) и тревог («он такой беззащитный, всегда мерзнет и нервничает» (холодные ручки-ножки и трясущийся подбородок).

Так вот, дорогие родители, поверьте мне, как обычному классическому доктору, что реальная оценка состояния новорожденного должна основываться на объективных вещах, а именно на оценке его двигательно-рефлекторной сферы (и даже не на результатах НСГ и прочих рентгенов!!!).

В арсенале врачей, работающих с детьми, имеются соответствующие показатели возрастных норм, которые являются объективным эталоном информации об этапах развития ребенка.

Например, ребенок в полтора года в присутствии матери и любимых игрушек, находясь у себя дома должен согласиться на осмотр, должен хотя бы пытаться общаться с врачом при помощи жестов и односложных слов; окружающим должны быть понятны его эмоции…

но если кроме отрицательных эмоций с одновременным припаданием к маминой груди от ребенка добиться ничего не удается в течение 2,5 часов, то любой квалифицированный невролог интерпретирует такую ситуацию, как задержку психо-речевого развития.

Хочу подчеркнуть, что это не умственная отсталость (как правило, многие мамы склонны «услышать» именно это и поставить врачу точно такой-же диагноз), это лишь сигнал родителям, что ребенок скорее всего нуждается в квалифицированной медицинской помощи. И если в этом случае данные анамнеза (рассказа мамы о беременности, родах) говорят о высокой вероятности получения травмы во время родов, то ребенок должен быть обязательно пролечен.

Сразу необходимо сказать о том, что дети, имеющие те или иные механические повреждения (родовые травмы) часто бывают «беспричинно» беспокойны. В своей клинической практике этой жалобе я определяю особую роль, так как она может быть основной при диагностическом поиске.

Конечно же, в этом случае начинают лечение, как правило, все с «животиков». И все бы ничего, когда «антиживотиковые» препараты помогают… Но часто бывает так, что родители испробовали весь арсенал медикаментов, имеющийся в ближайшей аптеке, а ребенок все кричит и кричит. Это одна из явных причин для похода к остеопату.

Такой крик с медицинской точки зрения может объясняться тем, что хрупкая система ликвородинамики скорее всего угнетена теми или иными анатомическими структурами, имеющими функциональные асимметрии (например, голова), вследствие чего может повышаться внутричерепное давление.

В этих случаях, как правило, у ребенка возникает головная боль, повышается чувствительность волосистой части головы (ему некомфортно при одевании шапки, причесывании, на остеопатическом сеансе (при коррекции черепа)). Из-за этого ребенок и кричит. И кричит много.

Этот крик в какой-то степени способствует расправлению косточек черепа изнутри, из-за происходящего при крике кратковременного повышения внутричерепного давления (такова уж мудрость природы). Но это ни в коем случае не означает «неготовность» ребенка к остеопатической коррекции.

Если дожидаться его «готовности», то можно очень сильно опоздать, а иногда и безвозвратно упустить единственную возможность реальной помощи новорожденному. Так что все те советчики, которые принимают позицию ожидания берут на себя огромную ответственность перед детьми и их родителями.

Наверное, с точки зрения психологии и формирования каких-нибудь матриц взаимоотношений внешних и внутренних миров это не совсем правильно. Но, дорогие родители, будьте благоразумны. Не лишайте своего ребенка качественного и своевременного лечения тогда, когда актуальность этого максимальна.

Говорят, что все инструкции по технике безопасности написаны кровью. К сожалению, все то, о чем я пишу в этой статье, также взято из реальной жизни.

На практике часто приходится сталкиваться с пациентами, которым по разным причинам не была оказана квалифицированная помощь вовремя. Многие родители, например, предпочли гомеопатическое лечение. Я очень уважаю коллег-гомеопатов, но если у ребенка родовая травма (!) шеи, то лишь своевременная остеопатическая коррекция ему может помочь.

Лечиться гомеопатическими препаратами здесь тоже, конечно же, можно, но вылечиться вряд ли… Многим из таких деток, если вовремя не сделано все необходимое, в будущем помочь уже никто не сможет в полной мере…. Время уходит, к сожалению, безвозвратно.

Также можно сказать и про «коллег-остеопатов», которые при вашем-же желании возьмутся за лечение чего угодно, вплоть до коррекции генетического кода!!! И это тоже реальная история…

Никогда не стоит забывать, что у каждой специальности, у каждого доктора есть свои рамки компетенции… Однажды ко мне пришла мама с требованием вылечить ее дочке атопический дерматит путем «вставления на место» второго шейного позвонка.

Она пришла с МРТ, где действительно визуализировалось некоторое смещение этого позвонка (и многих других, кстати говоря). Все мои увещевания на счет экологии, питания и, наконец, генетики были восприняты не очень правильно, даже несколько враждебно.

Мама разочаровалась во мне и, скорее всего, в остеопатии. Ранее ее убедил кто-то, что именно этот позвонок отвечает у ее дочери за проблемы с кожей…

В конце концов я ей порекомендовал обратиться к гомеопату с уверенностью, что в таких случаях гомеопатия — это то, что действительно может оказать реальную помощь. Лечить аллергию у гомеопата получиться намного эффективнее, чем у остеопата.

Иногда родители просят полечить гипервозбудимость (неуправляемость, непослушание, игнорирование всего и вся) ребенку, который в принципе с точки зрения остеопатии и неврологии здоров.

Пытаешься объяснить родителям, что надо пересмотреть воспитательный процесс, обратиться к психологу.

В конце концов, перестать его баловать и отложить его уже из родительской кровати, так как ему давно уже больше годика, а недавно исполнилось 12 лет… И это тоже, к сожалению, не выдуманная история.

Но часто «компетентные спецы» из виртуального мира, любящие порассуждать о том, «как влияют солнечные лучи на вкусовые качества мочи», обладая очень хорошим даром убеждения говорят мамам и папам, что вам, мол, не повезло, компетенция этого доктора совершенно никакая, надо обязательно поискать другого, более человечного! Родители бросаются в поиски и находят-таки «своего» врача, который с удовольствием будет ласкать их ушки тем, что они хотят услышать… А в завершение с серьезным видом разведет руками с многозначительным: «это генетическое, скорее всего. Передаваться может через 3-4 колена. У вашей пра-прадедушки наверное было также…» Тут же найдутся те, кто станет опровергать идею генетики и посоветует подумать на предмет гендерного равновесия в семье того-же бедного пра-прадедушки. Кто-то свалит все на кармические происки… И лишь компетентный врач сможет разумно посмотреть на ситуацию и сделать объективный вывод.

Итак, в заключение хотелось-бы сказать, что не стоит экспериментировать над своими детьми. Не стоит доверяться людям, которые «гарантируют качество» быстро и без лишних беспокойств для ребенка. Ребенку в обязательном порядке перед остеопатическими манипуляциями необходимо определить неврологический статус (это может лучше всего сделать врач невролог).

И последнее: современный медицинский бизнес формирует совершенно разные предложения, в зависимости от имеющегося спроса. Многие врачи за ваши же деньги готовы говорить вам то, что вы хотите услышать.

Самое трудное в работе родителя, как обычно, — это принять правильное решение в выборе доктора или метода лечения среди множества предлагаемых. Будьте здесь крайне осторожны.

Не доверяйте эмоциям «обиженных» советчиков, а пользуйтесь здравым смыслом и жесткой логикой.

Остеопатия тем и хороша, что все в ней можно объяснить, опираясь на фундаментальные принципы медицины и школьной физики.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*