Ребенок закатывает глаза — советы врачей на каждый день

Содержание статьи

Закатывания глаз у детей — проблема неоднозначная и порой пугающая. Неосведомленные родители могут прийти в ужас, обнаружив такую проблему у своего ребенка. Однако, следует учесть, что каждый подобный случай индивидуален. Для одного ребенка подобное явление может быть нормой, для другого — отклонение.

Почему ребенок закатывает глаза?

Существует несколько пояснительных причин закатывания глаз у детей. Одни из них являются довольно безобидными, другие же требует срочного медицинского вмешательства и помощи.

Опасные причины:

  • Дисфункция тонуса мышц;
  • Наличие эпилепсии;
  • Синдром Грефе;
  • Неполадки с внутричерепным давлением.

Неопасные причины:

  • Особенности сна;
  • Игра;
  • Особенности возраста.

Ребенок часто моргает глазами: норма или патология

Стоит ли волноваться?

Закатывание глаз часто встречается у новорожденных малышей. В возрасте до месяца они не в состоянии контролировать и фокусировать свой взгляд. Это объясняется еще несформированными мышцами глаз. В таких случаях волноваться не стоит. После достижения 30-ти дневного возраста это расстройство быстро исчезнет.

Если закатывание глаз не проходит, то это может прямо говорить о каком-либо нарушении нервной. Также стоит обратить внимание не появляются ли какие-либо другие сопроводительные симптомы помимо основного. При таких обстоятельствах нельзя затягивать с визитом к врачу, чтобы исключить любые возможности заболеваний.

Серьезные заболевания, связанные с закатывание глаз — достаточно редки и не встречаются массово у детей. Не стоит беспокоиться, если у ребенка есть привычка закатывать глаза во время сна. Это указывает на то, что его глазные яблоки имеют специфическое строение и такое их расположение оптимально во время отдыха.

Не следует исключать тот момент, когда ребенок старается привлечь внимание родителей подобной игрой. Чтобы исключить такую вероятность, необходимо проследить за малышом и уловить момент, когда происходит само закатывание.

К кому обращаться, если ребенок закатывает глаза?

При обнаружении проблемы с глазами необходимо посещение нескольких врачей — невропатолога и педиатра. При осмотре они смогут точно установить причину появления этого расстройства и подробно объяснить, как устранить его.

Своевременное обнаружение отклонения поможет справиться с недугом в короткие сроки, поэтому не стоит временить с визитом к вашему доктору и тем более пытаться вылечить малыша самостоятельно народными домашними средствами.

В многочисленных случаях эта проблема легко подлежит лечению. После осмотра врач назначает лечебную гимнастику для глаз, которые помогут привести в тонус мышцы и заставить их правильно работать. При проблемах с внутричерепным давлением необходимо дополнительное обследование и специальный уход, который поможет прийти ребенку в норму.

Почему ребенок закатывает глаза

Самостоятельно сложно понять, почему у ребенка от 1 года и старше появился данный признак. Если ранее это считалось нормой, то в данном возрасте — нет.

Существует немало заболеваний, провоцирующих появление этого симптома. Не нужно стесняться спрашивать совета педиатра. При обнаружении, что кроха закатывает глаза, врач даст направление к соответствующему специалисту. Лишь изредка причиной является серьезная патология, но лучше предотвратить ее развитие, чем лечить осложнения.

Рекомендуем почитать: Закатывание глаз у взрослых и детей

Причины закатывания глаз

ЛОР-патологии

Воспалительные патологии верхних дыхательных путей или органов слуха объясняют, почему ребенок заводит глаза вверх. У малыша сильный дискомфорт, горло боли, нос заложен, плохая слышимость.

Свой дискомфорт выражает мимикой. Например, закатыванием глазок. После излечения болезни симптом пройдет самостоятельно. Лечить конкретно данный признак нет необходимости, поскольку при ЛОР-заболеваниях он считается нормой.

Но обследовать ребенка лишним не будет, особенно при частом появлении симптома.

Повышенное внутричерепное давление

ВЧД у детей от 12 месяцев повышается в нескольких ситуациях:

  • имеется инфекция спинного мозга;
  • церебрально спинальная жидкость усилено выделяется;
  • произошло нарушение баланса между мозговыми структурами.

Повышенное внутричерепное давление проявляется головными болями, тошнотой и рвотой, от которой становится легче. При приступе у малыша появляются судороги, закатывание глазных яблок. При длительном повышении ВЧД страдает умственное развитие, развиваются параличи и слепота.

Нейроинфекция

Инфекционные заболевания нервной системы появляются в любом возрасте. Если у крохи обнаруживаются нездоровые проявления нервного характера, особенно на фоне повышенной температуры тела, необходимо немедленное обращение к врачу.

Рассматриваемый признак появляется при следующих нейроинфекциях:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • туберкулез;
  • нейросифилис;
  • миелит.

Нейроинфекция может быть осложнением ОРЗ и ЛОР-патологий. Для подтверждения болезней проводят МРТ, КТ, лабораторные исследования, пункцию спинного мозга.

Рекомендуем почитать: Закатывание глаз у новорожденных

Нарушение психического развития

Расстройства начинают появляться в возрасте 3–5 лет и старше, но внимательные родители обнаружат проблему гораздо раньше. Начало происходит в раннем детском возрасте, нет ремиссий или рецидивов. Болезнь проявляется в задержке развития, тесно связанной с биологическим созреванием ЦНС.

Нарушение психического развития чаще обнаруживается у мальчиков. Роль играют как генетические факторы, так и резидуально-органическое поражение головного мозга.

Отравление лекарственными препаратами или токсическими веществами

Отравление химическими составами вызывает рвоту, судороги, вялость. Все это приводит к закатыванию зрительных органов. Появляется озноб и холодный пот, боли в животе.

Отравление лекарственными средствами проявляется аналогично. Симптомы зависят от действующего вещества.

Первая помощь заключается в вызове скорой помощи, обеспечении ребенку комфортного положения. Если сильная рвота, положить на колени головой вниз. Если судороги с закатыванием глаз, положить набок и пытаться удержать в таком положении.

Нервный тик

К данному расстройству приводят любые переживания или стрессы. Нервный тик появляется из-за внешности, по поводу плохих отношений с другими детьми, по причине стеснения.

Таких детей нельзя ругать по каждому поводу. С ними рекомендуется проговаривать каждый момент без повышения тона, разобраться с глубинными причинами состояния и действовать на них.

Эпилепсия

Признаки болезни очень разнообразны. У некоторых припадков вообще нет, у других появляется целая группа симптомов.

В начале приступа возникает напряжение мышц, кратковременная остановка дыхания. Затем появляются судороги. В возрасте старше года приступы чаще случаются в утренние часы после пробуждения. Признаки:

  • наклон головы или всего туловища вперед;
  • приведение рук к груди;
  • выпрямление ног;
  • закатывание глазок;
  • непроизвольное кивание головой.

Сон

Беспокоиться стоит, если симптом появился в возрасте после 12 месяцев. Происходит во сне в момент засыпания или перед пробуждением. Это считается физиологическим явлением, не является патологией.

Данный признак появляется из-за слабости глазодвигательных мускулов. Следует соблюдать тишину, пока кроха отдыхает. Из-за шума проснется, попробует приоткрыть глазки и заснет в таком положении.

В старшем возрасте глаза закатываются во сне или перед сном. Признак тоже считается нормой, беспокоиться не о чем.

Гипертонус мышц лица

Синдром считается нормой у малышей до 6 месяцев. У детей старше 1 года — это патология. Рекомендуется заниматься специальными упражнениями, массировать глаза для нормализации кровообращения и стимуляции нормального развития мышечного аппарата.

Обычно первые признаки появляются спустя 6 месяцев после рождения, но даже опытные родители могут не заменить болезнь, пока не появятся явные симптомы. У детей после года начинают закатываться глазки, отсутствует шагательный рефлекс — ножки скрещивает, если поставить на пол.

Пароксизмальный тонический взгляд наверх

Этиология до сих пор не изучена. Врачи объясняют припадки перенапряжением организма. Ребенок пытается вернуть глаза в правильное положение, но не получается.

При пароксизмальном тоническом взгляде нарушение нормального положения зрительных органов мешает связи оптических центров в мозгу. Малыши позже начинают ходить и говорить.

С возрастом закатывание не усугубляется, имеется тенденция к улучшению. Со временем ребенок научится фокусировать взгляд.

Пирамидальная недостаточность

Под синдромом понимается нарушение тонуса мышц конечностей. За сложные рефлексы отвечает продолговатый мозг, нарушается адекватность рефлексов. Синдром не является отдельной патологией, это вторичное состояние, которые вызывают болезни ЦНС.

Если у ребенка диагностировали пирамидную недостаточность, и при этом он закатывает глаза, причину следует искать в неврологических расстройствах, способных вызвать оба состояния — менингит, миелит, энцефалит.

Аутизм

Причины аутизма кроются в питании, отравлении тяжелыми металлами, нарушении мозговой деятельности, нарушении костного и моторного развития. Признаки аутизма проявляются рано, но большинство родителей замечают их ближе к 2 годам.

Симптомы аутизма:

  • проблемы с речью;
  • ходьба на носочках;
  • увлечение круглыми предметами и хождение по кругу;
  • невозможность установить зрительный контакт;
  • закатывание глазок;
  • проблемы с координацией.
Читайте также:  Сопли по задней стенке у ребенка - советы врачей на каждый день

Ребенок не отзывается на собственное имя и проявляет признаки аутоагрессии. Предпочитает играть в одиночестве, редко идет на контакт с другими. Часть аутизма проявляется из-за нарушений зрения или по причине врожденных патологий сердца.

Заболевание не лечится. Однако, начав развитие и социальную адаптацию в раннем возрасте, можно улучшить психоэмоциональное состояние, двигательную активность, социализировать малыша. Такие дети в будущем хорошо будут идти на контакт, не бояться общения с посторонними.

Советы доктора Комаровского

Закатывание глаз можно предотвратить. Советы доктора Комаровского:

  • Делать гимнастику. Упражнения выполнять вместе с ребенком, чтоб было понятней. Кроме того, это будет примером. Гимнастика включает вращения, моргания, зажмуривания.
  • Занятия с роддома позволяют укрепить мышечный аппарат глаза. Крохе показывают яркую игрушку, которой водят в разные стороны. Упражнение помогает нормально развиваться зрительному анализатору. Иногда следует задерживать игрушку в одной точке, это поможет фокусировать взгляд на определенном предмете.
  • Массаж тела и плавание укрепляют мышцы. Занятия в бассейне проводить с опытным тренером, который научит нырянию.
  • Яркие игрушки развивают концентрацию. Громкие погремушки развивают слух.

Если у крохи физическая слабость мышц, рекомендовано посещение санаториев и прочих медицинских учреждений, где делают профессиональные массажи.

Заключение

В большинстве случаев данный признак не является патологией. Закатывание глаз со временем проходит, если изначально развивать ребенка.

Если причиной является заболевание, принимать меры следует немедленно. Иначе, это приведет к ухудшению зрения. Рекомендуется посещать невролога, проходить курсы терапии.

Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.  

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра. Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки,  тряпочки.
  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.
  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные — не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова,  штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия. 
  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.  
  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

Читайте также:  Как лечить цервицит? - советы врачей на каждый день

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у  детей после 1 года)

  • Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
  • Ребенок играет в стороне от остальных.
  • Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
  • Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

  1. Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол.

    Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери.

    Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

  2. Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

  3. Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

  4. Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка.

Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе.

После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений. 

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и  регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Тики у детей: причины и лечение

Родители сразу замечают изменения в поведении малыша. Неконтролируемые движения отдельных частей тела или некоторых мышц у ребенка не могут не стать поводом для беспокойства и возникают вопросы:

  • Откуда взялось заболевание?
  • Можно ли было его предотвратить?
  • Что делать?
  • Как лечить?

Этот список можно еще долго продолжать. Ясно одно – повод для беспокойства, безусловно, есть. И первое, что необходимо сделать – это узнать максимум информации о данном неврологическом расстройстве.

Так что же собой представляют нервные тики у детей и в чем заключается их опасность?

Общее понятие о тиках

Это – самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.

Тики – это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.

На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:

  • внутренний дискомфорт;
  • чувство тревожности;
  • психическое напряжение.

При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же  получает явное облегчение.

Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6–8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14–15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.

Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.

Разновидности нервных тиков у детей

Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.

Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:

  1. Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.

Детские тики — диагностика, лечение. Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся,  навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.  

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш   поправляет воротник или  шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные,  соответствующие ситуации. Но с течением времени  родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов.  То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. к примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. и, вроде бы по анализам, по самочувствию  он уже выздоровел, а постоянный кашель тик — навязчивое желание прочистить горло, симптом,  который  закрепился после перенесенной болезни.

как ещё могут проявляться звуковые тики? имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные,  издавать короткий писк на высокой ноте. 

человек, который        издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

в каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Читайте также:  Народная медицина для быстрого избавления от поноса в домашних условиях

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас  идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети  физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы.  На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика —  может выступить испуг, стресс.  Провоцировать их появление могут трудности в школе,  длительные нагрузки, эмоциональное напряжение,  которые накапливаются.

  Например, проблемы в отношениях  с воспитательницей или детьми в детском саду — это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания — ОРВИ.  Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте.  Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной  нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?

Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.

  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс.

Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.

 Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики —  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений.

Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

записаться на консультацию

Эпилепсия без судорог у детей

Эпилепсия — это заболевание, связанное с нарушением работы определенных групп нервных клеток. Эпилепсия может быть врожденной и приобретенной.

Иногда она начинается из-за повреждения головного мозга в результате травмы или опухоли. Также ее причиной может стать врожденная киста или другие особенности мозгового строения.

Бывает, что эпилептические приступы начинают происходить без видимых причин на фоне наследственной предрасположенности.

Эпилепсия у детей может проявляться судорогами всего тела или одной конечности, а также эпизодами «выключения».

Бессудорожные приступы эпилепсии у детей

Эпилептические приступы с судорогами больше характерны для малышей с рождения до 2–3 лет. У детей старше 4–5 лет чаще бывают эпилептические приступы без судорог.

Наиболее частый бессудорожный приступ — это абсанс, кратковременное выключение сознания. Со стороны это выглядит как будто ребенок «завис», задумался. Взгляд не сосредоточен. Во время приступа малыш прекращает деятельность (например, игру, ходьбу, письмо) и замирает. При этом он может выполнять стереотипные движения (например, сгибание-разгибание пальцев).

Во время приступа ребенок ни на что не реагирует, его невозможно вывести из этого состояния. Спустя несколько секунд (обычно от 2 до 20) приступ завершается, ребенок снова «включается» и продолжает то, что он делал до приступа. Сам приступ не помнит.

Таких абсансов может быть несколько десятков в день. Обычно приступ провоцируется гипервентиляцией, вызванной частым вдохами. Абсансы долгое время могут оставаться незамеченными даже близкими родственниками ребенка.

Если вы замечаете, что ваш малыш часто замирает во время игры, понаблюдайте за ним повнимательнее. При любых сомнениях лучше ничего не дожидаться, а как можно быстрее посетить вместе с малышом детского невролога.

Чем опасна эпилепсия в детском возрасте

Эпилептические приступы (даже если они протекают без судорог), особенно частые (несколько раз в день), мешают нормальной работе головного мозга и в дальнейшем нарушают развитие нервной системы ребенка. Такие дети могут отставать от сверстников в развитии.

Для эпилепсии, особенно начавшейся в детском возрасте, характерны особые изменения личности. Эти изменения связаны не только с приступами, но и с принимаемыми лекарствами, отношением окружающих. С возрастом у людей, страдающих эпилепсией, появляется раздражительность, излишняя обстоятельность, замедленность мышления.

Мигрень у ребенка

Важно, что приступы эпилепсии у детей могут скрываться за непонятными головными болями или болями в животе, обмороками, рвотой и другими симптомами. Это значительно затрудняет установление диагноза.

Обследование 

Если вы подозреваете у своего ребенка эпилепсию без судорог, то необходимо посетить детского невролога.

Не стоит откладывать визит к доктору, если у ребенка непонятные головные боли или боли в животе, внезапные изменения настроения (например, агрессивность). Эти симптомы тоже могут быть редкими проявлениями эпилепсии в детском возрасте.

При подозрении на эпилепсию врач обычно направляет ребенка на электроэнцефалограмму (ЭЭГ). В зависимости от результатов ЭЭГ может потребоваться видео ЭЭГ-мониторинг, магнитно-резонансная томография и другие исследования. Окончательный диагноз эпилепсии обычно устанавливает невролог-эпилептолог.

Лечение

Лечение назначает врач-эпилептолог. При бессудорожных приступах часто применяют этосуксимид, карбамазепин (антиконвульсанты), при необходимости — ламотриджин. Врач подбирает препарат и дозу индивидуально. Будьте внимательны и точно соблюдайте рекомендации. Замена дозы или пропуск лекарства может привести к обострению болезни!

Эпилептические припадки, которые начались в детстве, обычно хорошо поддаются лечению и нередко полностью проходят с возрастом. Поэтому особенно важно вовремя обратиться к врачу и выполнять все рекомендации.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*