Разводит ручки ребенок 4 месяца — советы врачей на каждый день

Скорее всего, 4 месяца жизни с ребенком научили вас быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Что ж, это умение вам пригодится во время регресса сна, который вот-вот ворвется в жизнь вашей семьи. Что еще ждет родителей четырехмесячного ребенка – читайте в этой статье. Календарь кризисов ребенка
Рост и вес ребенка в 4 месяца В 2005 г.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила нормы развития детей. В их основе лежит масштабное исследование роста и веса почти 9 000 доношенных мальчиков и девочек со всего мира, находившихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев. В отличие от старых эталонов, новые нормы позволяют родителям отслеживать развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Рост ребенка в 4 месяца

За четвертый месяц дети в среднем вырастают на 2,3 см.

В таблицах приведены значения по ВОЗ: «очень низкий» – 1 перцентиль, «низкий» – 5, «ниже среднего» – 25, «средний» – 50, «выше среднего» – 75, «высокий» – 95, «очень высокий» – 99 перцентиль.

Наталья Трофимова Консультант по сну, педиатр Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце-коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего».
Вес ребенка в 4 месяца За четвертый месяц дети в среднем прибавляют в весе 600 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения. Однозначно стоит показать малыша врачу, если в неделю он прибавляет менее 125 граммов.

В этом возрасте вес становится вдвое больше, чем при рождении.

Суламифь Вольфсон Врач-педиатр с опытом более 18 лет Стоит помнить о разнице в прибавках детей на грудном и искусственном вскармливании. Малыши, которые питаются молочной смесью, прибавляют плавно, в первые полгода по 600–700 граммов. А вот младенцы на грудном вскармливании до 4–6 месяцев могут порой набирать даже до 1,5-2,5 кг в месяц, и это абсолютно нормально, во втором полугодии такие «пышечки» обязательно будут «стройнеть».
Умелые ручки: формирование кистевых навыков в 4 месяца Малыш в 4 месяца уже часто раскрывает свои ладошки, складывает их вместе, ощупывает свои руки, переплетает пальцы. К интересующим его предметам протягивает руки, цепляется за них. Вложенный в руку предмет удерживает до 20 секунд. В ванне хлопает ручками по воде.
Физическое развитие ребенка в 4 месяца
Малыш, которому исполнилось 4 месяца, владеет (или овладеет в ближайшие 4 недели) многими двигательными навыками:

  • переворачивается со спины на живот;
  • лежа на животе, приподнимает голову, вытягивает ручки и ножки и прогибается (делает «ласточку»);
  • сосет пальцы на ногах;
  • умеет держать бутылочку;
  • погремушку хватает и перекладывает из руки в руку.

Сигналом для обращения к педиатру будет, если к концу пятого месяца ребенок не переворачивается со спины на живот и обратно, не перекладывает из руки в руку погремушку. Не пытайтесь «учить» младенца сидеть. Есть небольшой процент детей, которые уже в 4 месяца сами пытаются подтянуться в положение сидя, ухватившись за опору. Но в норме способность садиться и сидеть самостоятельно может формироваться и до девятого месяца, и ускорять этот процесс искусственно не стоит – это может навредить правильному развитию.

Иногда можно услышать рекомендацию (даже от некоторых педиатров) о введении в рацион четырехмесячного младенца прикорма (морковный сок, рисовая каша, кабачковое пюре и т. д.).

Внимание: Всемирная организация здравоохранения рекомендует детей в первые полгода жизни кормить исключительно молоком (грудным или искусственным).
Умственное развитие ребенка в 4 месяца Четырехмесячный младенец узнает себя в зеркале, активно общается с окружающими, имитирует выражения их лиц, «распевает» гласные звуки, стремится все трогать и совать в рот. Внимания педиатра заслуживает ситуация, когда к концу пятого месяца ребенок не узнает «своих» и «чужих».

В 4 месяца кроха проходит через четвертый скачок развития – он вдруг осознает события и то, что на некоторые из них влияет он сам. Эта новость его беспокоит. Кризисный период длится около 5 недель.

Массаж ребенка в 4 месяца
Домашний массаж не является обязательным в уходе за здоровым малышом, но может разнообразить ваше общение с ним и доставить радость вам обоим. Выполняя массаж четырехмесячному ребенку, можно использовать приемы поглаживания и растирания. Помните о комфортной температуре воздуха (20–22 градуса), хорошем настроении обоих участников, интервале после кормления (1 час), сразу после сна и перед сном (минимум 45 минут).

  • Чтобы сделать процедуру веселее, почерпните идеи из нашей статьи об игровом массаже. Вот пример:
  • Мне по пальчикам (по ножкам вниз/по спинке вверх) бежит
  • (катать специальный резиновый «ежик» для массажа или осторожно постукивать ноготками, можно использовать и детский сенсорный «шипованный» мячик).

Катится колючий ежик, Нет ни головы, ни ножек, И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, Мне щекотно, да, да, да! Уходи, колючий еж, В темный лес, где ты живешь!
Младенец активно лепечет: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, га-га-га и т. п. Лепет содержит разнообразные звуки, как похожие на звуки языка, на котором говорят окружающие, так и непохожие.

Чтобы поддерживать формирование настоящей речи из лепета, в этом возрасте достаточно повторять за крохой те звуки и слоги, которые похожи на речевые, и поощрять его к повторению их за вами. Такая ежедневная перекличка учит малыша подражать вашей речи.

Как играть с малышом в 4 месяца? Теперь с малышом еще интереснее заниматься. Вы поддержите его развитие, даже если будете просто с ним говорить, проговаривать свои действия, петь ему песенки. А еще можно проводить простые игры.

Музыкально-ритмическая игра «Бубенцы».

Развивает слуховое и зрительное восприятие, учит младенца следить взглядом за звучащим предметом. Возьмите звенящую игрушку и водите ею перед малышом в разные стороны, напевая: Бубенцы мои поют, Бубенцы играть зовут. Вправо, вправо побежали бубенцы, Снова к маме возвращаются они. Влево, влево побежали бубенцы, Снова к маме возвращаются они. Вверх поднялись бубенцы, бубенцы, Опустились вниз они, вниз они. Засмеялись бубенцы, бубенцы, Закружились вдруг они, вдруг они.

Игра «Ладушки». Стимулирует речевую и двигательную активность малыша.

Читаем стихи, сопровождая их движением рук ребенка: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Полетели, полетели, На головку сели.

Игра «Прятки». Развивает слуховое и зрительное внимание и мышление малыша.

Привлеките внимание малыша яркой игрушкой, а затем накройте ее небольшим платком и спросите: «Где игрушка? Нет игрушки!» Если кроха сам не догадается, как найти игрушку, поднимите платок и скажите: «Вот игрушка». Если проводить эту игру, вскоре малыш научится сам находить игрушку.

Затем закройте платком свое лицо и спросите: «Где мама?» Откройте лицо и скажите: «Вот мама!» Повторяйте эту игру, пока видите, что она интересна ребенку.

Игрушки для ребенка в 4 месяца В этом месяце особенно актуальны будут игрушки, которые:

  • легко держать в руке и перекладывать в другую руку;
  • дают ребенку яркую обратную связь при взаимодействии, например, звук (погремушки, пищалки или шелестелки имеют больший развивающий эффект, чем приспособления, в которых звук вызывается нажатием кнопки), свет, движение;
  • формируют у малыша представления о разном размере, форме, цвете, весе, фактуре.


Как сон и развитие ребенка влияют друг на друга Младенец в 4 месяца спит 14,5–17 часов в сутки. Самая яркая характеристика сна в этом возрасте – регресс 4 месяцев. Даже дети, ранее спавшие «как ангелочки», в этот период могут спать хуже и днем, и ночью. Это связано с происходящими неврологическими изменениями: очередным скачком развития и сменой структуры сна.

Подробнее про ночной и дневной сон четырехмесячного малыша читайте в нашем сервисе: «Сон ребенка месяц за месяцем».

Мам в этом месяце чаще всего беспокоит: Пеленание – полезно или нет? Пеленать младенца, который хорошо спит ночью с родителями или в своей кроватке промежутками по 3–4 часа и более, необязательно. Стоит попробовать пеленание на ночной сон (иногда и на дневные сны) тревожного, легко возбудимого малыша. Особенно, если ребенок не спит больше 20–40 минут, будит себя ручками, спит только на руках у мамы, «гуляет» по ночам. Главное, чтобы пеленание было нетугое, когда кроха может поджать ножки к животу. Его ручки тоже могут быть уютно сложены на груди, чтобы он почувствовал себя как в утробе матери.

Пеленание помогает уменьшить число пробуждений, связанных с движениями ребенка, в первую очередь, увеличивая непрерывность спокойного сна.

Мы написали для вас цикл статей про пеленание, его виды и разнообразие пеленок и спальных мешков.

Частый вопрос к BabySleep в этом месяце Мама: «Дочке через неделю будет 4 месяца. Последнее время она стала плохо спать, именно ночью. Мы на ИВ, с месяца отказалась от ночного кормления и стала увеличивать время ночного сна. К трем месяцам спала с 21–22 до 9–10. Засыпала всегда без проблем, не укачивали, не носили на руках, только пустышка. Засыпала сразу и крепко. Последние пару недель засыпать стала позже, уложить тяжело, несколько раз просыпается под утро. Может окончательно проснуться к 5–6 утра, поесть, а потом снова уснуть еще на час. Сегодня ночью так вообще чуть ли не каждый час вставала. Подскажите, пожалуйста, как наладить ночной сон и вернуться к тому режиму и количеству сна, который у нас был?» Татьяна Чхиквишвили Руководитель направления online-программ, психолог, консультант по сну и ГВ В течение первого года у ребенка постоянно меняются потребности в сне и бодрствовании: постепенно удлиняется время бодрствования, сокращается количество сна днем. Поэтому о режиме по часам мы пока не говорим. Малыш подрос и сейчас уже точно будет спать не так, как в 3 месяца. Кроме того, в районе 4 месяцев происходит регресс сна – меняется структура цикла сна ребенка, что часто сопровождается ухудшением сна, сопротивлением при укладывании, более частыми пробуждениями. Мы рекомендуем внимательнее следить за временем бодрствования малыша, отслеживать признаки усталости и стараться укладывать младенца сразу после их появления. После 3–4 месяцев многие дети начинают вставать утром раньше, в 6–8 часов. Это время считается нормальным. Чтобы вернуть длинный ночной сон, мы рекомендуем более раннее укладывание вечером. Поскольку ваш малыш явно может спать ночью 11 часов и даже больше, ему подойдет укладывание в 19–20 часов. А вот кормление в предутренние часы, скорее всего, пока нужно. Ребенок становится более активным, тратит энергию и продержаться без еды почти 12 часов ему трудно. Этот вопрос можно уточнить у педиатра.
Чем BabySleep может помочь Вы сможете наладить подходящий ритм сна и бодрствования малыша, подобрать ритуал перед сном, укладывать быстро и без слез, предупредить большинство проблем со сном, прослушав вебинар «0–6 месяцев: сон без слез». #скачокразвития#маминмассаж#игрысребенком

Читайте также:  Гранулезный фарингит, слизь в носоглотке - советы врачей на каждый день

Развитие ребенка в 4 месяца

Физиологическое и психологическое развитие

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2—7,8 кг при росте 61,8—66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6—7,2 кг и 59,9—64,3 см.

Самые «быстрые» дети уже стараются самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще недостаточно ловкие.

Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30—40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует на появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба».

Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут.

Он может играть со своими ручками и ножками некоторое время , повторяя одни и те же движения несколько раз.

Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка.

Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало — любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук.

Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски, ноо самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа.

Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы,гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок.

Если мама говорит, он старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом.

Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет.

Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Безопасный дом

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности. Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места.

Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Детский сон

В этом возрасте дети спят 16—18 часов в сутки. Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение. Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе.

Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке. Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Важное о здоровье

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать. Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой.

Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их. Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться.

Напевайте веселые «спортивные» песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Меню малыша

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6—8 кормлений и 900—1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Большинству детей до шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. Но при необходимости ваш врач может порекомендовать более раннее введение первого прикорма.

Начинать стоит с очень небольших порций: 10 г овощных пюре, если малыш хорошо набирает вес, или 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору), если малыш маловесный.

Постепенно, в течение недели, увеличивайте количество прикорма до 50 г в день.

Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт.

Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7—10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно предложить ему новый овощ.

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Совет месяца

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки.

Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Все фото: © Depositphotos

Развитие ребенка в 4 месяца

В 4 месяца ребенок начинает приобретать определенные навыки. По ним можно понять на какой стадии развития он находится.

Что же должен уметь малыш в 4 месяца:

  • держать головку в течение 15-25 секунд;
  • с положения на животике перевернуться на спину или хотя бы на бок;
  • хватать и удерживать в ручке игрушку или какой-либо предмет в течение 20 секунд;
  • разжимать пальчики рук;
  • тянуться к висячим игрушкам;
  • оживление при кормлении – желание держать бутылочку или грудь;
  • при взятии малыша на руки и опускании на ножки должно быть отталкивание пальчиками ножек;

Необходимо указать, что физические параметры мальчиков и девочек в одном и том же возрасте отличаются. Так, рост мальчиков должен быть в пределах от 61,8 до 66 см. Рост девочек от 59,9 до 64,3 см. Вес мальчика от 6,3 до 7,8 кг. Вес девочек от 5,7 до 7,3 кг. Незначительные отклонения от этих норм не является отставанием в развитии.

Рефлексы в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца не останавливается ни на секунду. Каждый день малыш учится чему-то новому. Старые рефлексы сменяются новыми. Это нормальное состояние.

  • Рефлекс Бауэра – малыш пытался ползти вперед, когда чувствовал, что ножки обо что-то упираются. К 4 месяцам рефлекс либо совсем исчезает, либо ребенок старается самостоятельно ползти.
  • Рефлекс Моро – когда при внезапном резком хлопке или звуке малыш скидывал ручки и разжимал кулачки, а затем возвращаться в исходное положение. К 4 месяцам рефлекс почти не сохраняется.
  • Рефлекс Робинсона или хватательный – малыш старается дотянуться до близлежащих предметов и ухватиться за них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 месяца

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Если пристально наблюдать за ребенком, можно даже заметить проявление его характера. В 4 месяца у ребенка начинают появляться первые эмоции. Ему может быть интересно, весело, смешно, или же наоборот скучно, грустно, обидно.

Читайте также:  Онемение правой руки - советы врачей на каждый день

Ребенок проявляет активность в течение дня. Машет ручками и ножками, радостно смотрит на маму и смеется. Реагирует на голос мамы, на новые игрушки.

Начинает узнавать родных и близких людей, которых он видит чаще всех остальных. Можно проверить, узнает ли малыш, к примеру, папу. Надеть капюшон или очки, а затем снять.

Когда перед малышом предстанет привычный для него образ, на его лице сразу появляется улыбка и радость.

Ребенок начинает осознавать, когда его зовут по имени. Поэтому рекомендуется чаще звать его по имени. Ребенок может вести «разговоры», как-бы отвечая. Рекомендуется чаще общаться с малышом, как-бы ожидая от него ответа. Ежедневные повторяющиеся действия малыш начинает запоминать. Это идет ему на пользу.

Ему интересно все вокруг, в том числе и его собственные ручки и ножки. Малыш может долго рассматривать пальчики, или дотягиваться пальчиками ножек до ротика, пробуя их на вкус. У малыша развивается наблюдательность. Он прислушивается к любым звукам и старается понять, откуда они исходят.

Необходимо погремушкой звенеть перед ним, затем медленно перемещать ее то влево, то вправо, вверх, вниз, и смотреть следит ли за ней малыш.

Зрение

Казалось, ребенок видит сразу, как родился. Но это не так. К 4 месяцам у ребенка появляется интерес к ярким и красочным предметам. Для стимуляции зрения необходимо вблизи его нахождения развешивать картинки с изображением ярких и сочных предметов. Для начала лучше использовать теплые тона – красный, желтый. Их малыш лучше воспринимает.

Слух

В 4 месяца слух ребенка становиться более развитым, и ребенок начинает различать голос мамы и папы. Услышав знакомый голос, малыш будет искать взглядом, откуда издается звук. Необходимо включать малышу ритмичную музыку, так как музыка в этом возрасте благотворно влияет на его развитие.

Часто повторяемые слова малыш начинает запоминать и даже где-то пытается их по-своему отобразить. Необходимо как можно больше общаться с ребенком и рассказывать ему даже самые простые вещи.

Рекомендуется читать много книжек ребенку, и лучше для его восприятия будет чтение с интонацией и чтение с различными тембрами голоса.

Сон

К 4 месяцам количество часов, отводящихся на сон ребенку, уменьшаются. В среднем ребенок спит 12-15 часов. 10 часов приходятся на ночной сон. Он может быть непрерывный или же с прерыванием 1-2 раза на ночное кормление. Остальные часы должны быть распределены на дневной сон.

В этом возрасте необходимо ребенка начинать приучать к режиму сна. Это облегчит его засыпание в одно и то же время. Некоторые дети к 4 месяцам могут ночью и не просыпаться. Этого пугаться не нужно и будить ребенка также не стоит. Укладывать ребенка необходимо к 21.00-22.00 часам.

Это самое лучшее время для засыпания и восстановления детского организма.

Кормление

Кормление ребенка может быть грудным, искусственным или смешанным. Грудное вскармливание означает, что ребенок питается исключительно грудным материнским молоком. Искусственное питание состоит только из молочных адаптированных смесей. Смешанное питание включает в себя и грудное вскармливание и докармливание молочной смесью.

Режим кормления при грудном вскармливании может быть по требованию ребенка, либо по часам. Как правило, ребенок в 4 месяца кушает каждые 1,5-2 часа.

Грудное молоко содержит все необходимые малышу витамины, макро- и микроэлементы. Если ребенок набирает вес, кушает хорошо, значит, молоко жирное и имеет все полезные вещества.

Молочная смесь используется тогда, когда у мамы мало молока или по каким-то причинам оно не насыщает ребенка.

В 4 месяца можно начинать понемногу давать малышу соки или пюре. Рекомендуется начинать с яблока. Первый раз не рекомендуется давать много пюре. Начинать нужно с 1 чайной ложки и наблюдать, как реагирует организм ребенка на новый продукт. Каждый следующий продукт нужно также вводить по 1 ложке и смотреть на реакцию ребенка.

Как помогать ребенку развиваться?

Необходимо как можно больше продолжать общаться с ребенком посредством восклицаний: «Ой-ой-ой!», «Ай!», «Ох!» Малыш должен слышать разговоры разных людей, радио, звук пылесоса и др. Все члены семьи должны быть вовлечены в процесс ухода за ребенком, чтобы так у них сложились близкие отношения.

Необходимо показывать малышу, как играть с игрушками, как держать их и хватать, как извлекать из нее звуки. С помощью игрушки учите его поворачиваться со спины на животик и наоборот. Самые любимые игрушки ребенка в 4 месяца – это его пальчики на ручках и ножках.

Рекомендуется играть с ручками малыша, поднося их к своему лицу. Можно вложить ручки малыша в свои и хлопать в ладоши. Малыш должен самостоятельно выбирать игрушки, какие он хочет. Необходимо выложить перед ним несколько игрушек и позволить ему выбрать.

Особое удовольствие малышу доставляют мыльные пузыри.

Четыре месяца

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателя окружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, малыш расстраивается.

Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Он хватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и снова пытается ее схватить.

Та последовательность действий — схватить, осмотреть и снова схватить — относится уже не только к игрушке, висящей над кроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам.

Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидит входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Двигательные навыки

На пятом месяце жизни у большинства детей наблюдается заметный сдвиг в развитии двигательной активности. Некоторые из них пытаются ползать, лежа на животе и помогая себе руками. Они принимают позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигаются вперед. Другие передвигаются только с помощью рук.

Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, малыши начинают пятиться назад.Теперь многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым малышам удается переворачиваться и со спины на живот.

В этом возрасте ребенок вполне способен сидеть, оперевшись на подушки, и даже сделать несколько пробных шагов, когда его поддерживают. Вопреки расхожему мнению, что нельзя этого делать до тех пор, пока он не будет в состоянии выдерживать вес своего тела, стоячее положение не влечет за собой кривизну (саблевидность) ног.

В этот период руки малыша постоянно заняты — он тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Ребенок будет стремиться достать все, что попадется ему на глаза, до тех пор, пока видит и собственную руку, и объект. Однако он действует еще недостаточно ловко.

Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Малыш держит предмет, прижимая его согнутыми пальцами к ладошке. Он скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремится использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он схватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В возрасте четырех месяцев у детей развита пространственная координация движений рук, которая частично связана с развитием зрительных навыков. До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом. Это позволяло ему четко различать объекты, находившиеся на расстоянии 30-40 сантиметров.

Теперь ребенок способен фокусировать взгляд в зависимости от того, на каком расстоянии от него находится предмет. Вот почему малыш так радостно реагирует при виде новых предметов и при смене обстановки.Самая любимая игрушка четырехмесячного ребенка — зеркало.

Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.Несмотря на развитие зрительных навыков, ребенок исследует предметы, главным образом, с помощью рта.

Стоит малышу схватить какую-нибудь вещь, он тут же тянет ее в рот. Действия быстро следуют одно за другим — он видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет себе в рот, ребенок будет долго изучать его.Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков.

Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова.

  • Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получают удовольствие от эффекта, который они производят.
  • Понимаем своего ребенка

Четырехмесячные дети радуются приходу гостей и приветствуют их почти так же восторженно, как родителей или братьев и сестер. Фактически их внимание притягивают лица любого вида и формы — малыши относятся к самым странным, страшным маскам и к куклам, как к лучшим друзьям.

Несмотря на то что детям нравится видеть новых людей, их способ общения с ними отличается от того, как они общаются с родителями. Ребенок не только с большим энтузиазмом реагирует на действия родителей, но и ощупывает пальцами их лица. Он притрагивается к глазам, носу, усам, дергает за волосы.

Читайте также:  Сопли по задней стенке у ребенка - советы врачей на каждый день

Когда мать или отец — говорят с ним, он всовывает пальцы им в рот, как будто пытаясь схватить вылетающие слова.По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный репертуар звуков все больше расширяется. Он осваивает уже большинство гласных звуков и некоторые согласные.

В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и также глухие одинаково произносят звуки. К четырем месяцам мы начинаем замечать, что они подражают языку, на котором говорят окружающие.

Четырехмесячный малыш продолжает разговаривать с заводной птичкой или с яркой погремушкой, однако он выглядит более заинтересованным, если собеседник реагирует на его «слова».

Мама подражает его лепетанию, и ребенок начинает «гулить» активнее и громче, и по мере продолжения разговора их голоса становятся все более звонкими и веселыми. Родители могут стимулировать диалог, сначала ускоряя темп речи, затем замедляя его только для того, чтобы снова ускорить.

Аналогичный эффект достигается также усилением или понижением голоса.Как правило, родители, в особенности папы, в ответ на активное поведение ребенка начинают воздействовать на него физически. Они поднимают малыша вверх, щекочут или громко чмокают. Обычно дети реагируют на эти настойчивые ласки взрывом смеха. Если взрослые начинают притворно кашлять или чихать, их поведение также вызывает смех или хихиканье ребенка.

Очень забавно слушать, как смеется четырехмесячный малыш, но важно при этом помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению. Однако если оно становится слишком сильным, смех переходит в плач. Вам, вероятно, приходилось видеть, как только что смеявшийся малыш вдруг начинает кричать.

Обычно это происходит на шумных семейных встречах. В тот момент, когда вы поднимаете ребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять его чуть выше, и тут он заливается плачем. У маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Со временем родители научатся определять, как долго можно оказывать воздействие на ребенка, не перевозбуждая его.

  1. ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
  2. Практические советы

Любим смотреть сидяРебенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик.

Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.Плоская поверхностьПоложите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.

Учимся дотягиватьсяПосадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.

Учимся хвататьРебенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее.

Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.Качели на дверях

Для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.

Время игр

Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.Новые открытияПоиграйте в пряткиПоиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его.

Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.С горки катится игрушкаПостройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

Наблюдение за мыльным пузыремВаш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.Запишите на магнитофон голос малышаЗапишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать.

Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.Носок с ярким рисункомТеперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее.

Для ребенка это событие станет большой победой.Матерчатый мячикСмастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.

https://www.youtube.com/watch?v=6mYh1IoUowk

Развитие координацииПовозитесь с малышомПора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.Новые перспективыПоложите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.

Маленький лягушонокПоложите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения:согните его колени,выпрямите колени и разведите ноги в стороны,соедините ноги вместе.Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.Свернутое одеялоРасстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз.

Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.Поднять руки вверх и опустить внизПоднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.

Игрушки, до которых трудно дотянутьсяЕсли ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его.

Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.Делайте упражнения, напевая песнюПоложите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую.

Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.

Принятие решенийДве игрушкиВ каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.Браслет с шарфомПрикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.Цепь из колец

Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.

Повседневные дела

Время одевания/время купанияДвойная погремушкаСвяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек.

Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.Укрепляйте мышцы спины и животаКогда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы.

Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.Массаж с присыпкой

После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.

Время кормленияПокажите ложкуЕсли ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.Упражнения для губ и языка

Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.

Время отдыхаЛюбимая игрушкаПоложите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.Покачайтесь в кресле-качалкеВместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.Колыбельная

Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*