Не общаюсь с однокурсниками — советы врачей на каждый день

«Каждый одноклассник, ставший преподавателем или доктором, выглядел счастливым» — и еще 29 уроков по итогам судьбы моих одногруппников – выпускников Гарварда 1988 года. 

В минувший уикенд я и 597 других выпускников Гарварда 1988 года встретились в большом лекционном зале на лекции нового президента университета, Лоуренса Бакова, который рассуждал о важности разнообразия при приёме студентов.

Один из важных моментов его речи – тут я перефразирую, потому что не конспектировала – то, что Гарвард мог бы принимать в ряды своих студентов исключительно самых умных абитуриентов, но университет стремится не к этому.

Гарвард пытается придерживаться разнообразия — не только в расе и национальности, но и в географии, политике, интересах, интеллектуальных областях и мировоззрении студентов. 

Я любила свои четыре года в Гарварде, как раз из-за разнообразия моих сокурсников. Мне неприятен факт – сложно осознаваемый, но теперь обнародованный в ходе суда — что дети богатых родителей, которые жертвовали университету здания, получали преференции.

Но я понимаю, почему офис развития университета поступает подобным образом, ведь он находит возможности бесплатно учиться любому талантливому ученику, чья семья зарабатывает менее 65 000 долларов в год.

Мне также не нравятся слова гарвардского гимна о «десяти тысячах мужчин в Гарварде», хотя сегодня в нём учится как минимум столько же женщин, сколько и мужчин, что существуют «братства», в которые не принимают женщин (хотя в последнее время к ним всё чаще применяют санкции). Но тем не менее каждое посещение университета вызывает во мне ностальгию. 

Я согласна с тем, что многообразие – это важно, даже если это означает приоритет для ребенка из семьи иммигрантов с более низким баллом, и это несмотря на то, что сама являлась представителем большинства, которое одним из первых пострадало от подобных ограничений: инициатива Гарварда по разнообразию была впервые введена в действие, чтобы ограничить растущее количество евреев в университете. Дело не только в соотношении «цветных, чёрных и белых лиц» — дело в разнообразии происхождения, воспитания и мышления, только через преодоление этих различий мы можем осознать насколько мы схожи. 

Один из самых замечательных моментов нашей встречи, которая была посвящена 30-летию окончания университета, заключался в том, что независимо от наших возможностей, дохода, цвета кожи, религии, здоровья или структуры семьи, у нас нашлись общие темы, проходящие через нашу жизнь, которые имели меньше общего с Гарвардом и более с насущными проблемами человека. 

Жизнь всегда доказывает правоту этой позиции. Каждому. Независимо от того, как расходятся наши дороги после выпуска.

Происходит это в определенный момент временной шкалы нашей жизни, когда мы познаём мать всех универсальных тем — внезапное приближение к смерти.

В доказательство представляю вам этот – далеко не исчерпывающий — список из 30 простых общих выводов, к которым я пришла, посетив 30-летие своего выпуска. 

  1. Ни у кого жизнь не сложилась таким образом, каким ожидалось – даже у самых уверенных в себе людей. 
  2. Каждый из тех, кто выбрал себе карьеру преподавателя или врача, был доволен своим выбором.
  3. Многие юристы или выглядели несчастными, или хотели многое поменять в своей жизни либо несчастными — за исключением тех, кто стал профессорами права.
  4. Почти каждый банкир или управляющий фондом хотел найти способ использовать накопленные богатства, чтобы перестать заниматься своей деятельностью (у кого-то были конкретные планы, у кого-то нет), и многие хотели как можно скорее покинуть Уолл-стрит заняться каким-нибудь искусством.
  5. Говоря об искусстве, те, кто выбрал эту сферу для построения карьеры, были в основном счастливы и часто успешны, но все они почему-то оказались не очень устойчивы в финансовом плане.
  6. Считается, что за деньги счастье не купишь, но согласно онлайн-опросу нашего класса перед встречей те из нас, у кого денег больше, сообщали о более высоком уровне счастья, чем те, у кого их меньше.
  7. Наши самые большие желания студенческой поры – больше секса и больше денег – уступили сегодня более банальному «больше сна».
  8. «Burning Down the House», любимая песня нашей группы, которую спели парни из Talking Heads, по-прежнему так же хороша и актуальна в 2018 году как и 30 лет назад.
  9. Самые стеснительные ребята из нашей группы оказались одними из самых активных организаторов встречи памяти.
  10. Те, кто решил развестись, выглядели после развода счастливыми.
  11. Те, с кем развелись насильно, не особо радовались жизни
  12. Многие однокурсники, которые давно состоят в браке, говорят, что они пережили поворотный момент, когда их ранний брак внезапно превратился в зрелые отношения. «Я делаю все, что в моих силах!» — сказала одна из них своему мужу в ходе сеанса особо стрессовой терапии. С этого момента, по её словам, муж стал проще принимать её недостатки.
  13. Почти все выпускники заявили, что их смущает суровость современной молодёжи
  14. Мы все стали намного более щедрыми на слова о любви. Это касается не только близких, мы расширили наше понимание того, что такое любовь.
  15. Независимо от того, кем стали выпускники моего года — конгрессменом, как Джим Хаймс; лауреатом премии Тони, как Дайан Паулюс; астронавтом как Стефани Уилсон — большинство наших разговоров на разных вечеринках и панельных дискуссиях в течение всего уик-энда крутились вокруг стремления к любви, комфорту, интеллектуального развития, достойного лидерства, устойчивой среды, дружбы и стабильности.
  16. Почти все выпускники с детьми, похоже, были довольны своим решением иметь их. Некоторые бездетные были счастливы, иные, наоборот, очень жалели об этом.
  17. Выпивать с соседом по комнате, с которым вы жили вместе 30 лет назад, даже более интересно, чем раньше.
  18. Остановиться у старого друга или провести ночь в отеле? С возрастом мы всё больше предпочитаем второй вариант.
  19. Почти все женатые и замужние выпускники оставили своих вторых половин дома, не взяв их на встречу.
  20. Жизнь изрядно потрепала наши тела
  21. Алкоголь, выпитый 30 лет назад, хорошо заметен на лице сегодня.
  22. Женщины в основном выглядели лучше мужчин
  23. А мужчины зато добились большего в заработках и карьере
  24. Отсутствие доступного ухода за детьми и оплачиваемого отпуска по беременности и родам имели далеко идущие последствия для многих наших одноклассников, большинство из которых были женщинами: карьеры не сложились, в плане работы и денег пришлось идти на компромиссы.
  25. Когда колокол на вершине Мемориальной церкви прозвенел 27 раз, чтобы отметить прохождение тех, кто закончил университет 27 лет назад, мы все поняли, на интуитивном уровне, что следующие 30 лет нам придётся слышать этот звон всё дольше.
  26. Можно собрать мемориальный хор бывших выпускников, ни один из которых никогда не практиковал друг с другом, и они будут звучать вместе так, будто они тренировались неделями. Даже при исполнении новой оригинальной пьесы с дирижером.
  27. В возрасте за 50 люди, похоже, испытывают настоятельную необходимость говорить правду и благодарить друг друга, пока не поздно сделать это. Один из моих соседей по курсу поблагодарил меня за то, что произошло в 1984 году. Однокурсник, которого я плохо знала, но который прочитал мою книгу, в которой я рассказываю о поездке на такси в больницу, предложил в следующий раз оплатить вызов неотложки, сколько бы это ни стоило. «Все в порядке» — ответила я, смеясь. «Я не собираюсь в скором времени возвращаться в отделение неотложной помощи»
  28. Те, кто потерял ребенка, продемонстрировали поучительную стойкость. «Не стоит печалится из-за того, что она пожила так мало» — заявил один из наших однокурсников, вспоминая дочь, которая умерла прошлым летом. «Стоит, наоборот, благодарить Бога за 21 год, который она светила мне».
  29. Те из нас, кто пережил серьёзную болезнь или был близок к смерти, были особенно воодушевлены мероприятием. «Мы все еще здесь!» — сказала я своему другу, который когда-то управлял медицинской компанией и победил рак. Мы хихикали как малыши, практически подпрыгивая на наших носках, не в силах перестать обнимать друг друга и улыбаться, когда рассказывали друг другу об ужасных подробностях наших приключений в больницах.
  30. Любовь — это не все, что вам нужно, но, как сказал мне один одноклассник, «с ней гораздо лучше».

Дебора Копакен. Текст публикуется с сокращениямиДебора Копакен является автором материалов для The Atlantic, написала книги «The Red Book» и «Shutterbabe» 

ИсточникОригинал

А вы поддерживаете общение с одноклассниками, однокурсниками и т.д.??

52 ответа

Последний — 25 декабря 2013, 22:37 Перейти

09 апреля 2013, 17:04

#10

09 апреля 2013, 17:10

#11

09 апреля 2013, 17:11

#12

09 апреля 2013, 17:18

#13

09 апреля 2013, 17:18

#14

09 апреля 2013, 17:21

#15

09 апреля 2013, 17:21

#16

09 апреля 2013, 17:23

#17

09 апреля 2013, 17:40

#18

09 апреля 2013, 17:45

#19

09 апреля 2013, 18:11

#20

09 апреля 2013, 18:52

#21

Мадам Грицацуева

С одноклассниками регулярно встречаемся каждые 5 лет. Приходим в школу, ну а потом в ресторан на корпоратив до утра. Нам интересно, много из наших далеко от дома, но стараемся все вместе встречаться. у нас очень теплые отношения. возможно из-за того, что в 70-80 годы люди были как-то более дружны и чувствительные друг к другу.

Читайте также:  Можно ли совмещать силиконовые гели и пластыри против рубцов? - советы врачей на каждый день

С институтскими друзьями тоже один раз в 5 лет. Когда праздновали 25-летие, то два дня гуляли. Сначала в ресторане, а потом на турбазе с шашлыками, баньками и чемпионатом в футбол . Классно было.

У нас нет таких , что морду ворочат от собственной гордости или каких-либо обид, даже при таких встречах часто решаются деловые проблемы, друг другу помогаем при различных сложных жизненных ситуациях.

На то и существуют друзья детства и студенческие годы.

09 апреля 2013, 19:15

#22

09 апреля 2013, 19:20

#23

09 апреля 2013, 19:27

#24

09 апреля 2013, 19:40

#25

09 апреля 2013, 19:51

#26

09 апреля 2013, 19:54

#27

Непридуманные истории

09 апреля 2013, 19:59

#28

Гермиона

ни с кем. не имею малейшего желания общаться с этими ограниченными людьми, у кого интересы дальше бухла и замужей не заходят. скоро окончу универ, с этими тем более общаться не собираюсь, может, лишь со старостой группы, она нормальная, а эти — такие ограниченные «бабы» с савдэповскими стереотипами что аж тошно

09 апреля 2013, 20:13

#29

09 апреля 2013, 20:29

#30

09 апреля 2013, 20:56

#31

09 апреля 2013, 20:57

#32

09 апреля 2013, 21:14

#33

09 апреля 2013, 21:21

#34

09 апреля 2013, 21:45

#35

09 апреля 2013, 21:51

#36

09 апреля 2013, 22:16

#38

Новые темы

09 апреля 2013, 22:22

#39

Тархунчик

С одноклассниками — нет, я и в школе с ними не общалась. С однокурсниками — да, хожу раз в год на встречи, но не ради них, а просто чтоб самооценку повысить (каюсь, нехорошо это) — у меня зп больше всех из группы и очень удачный брак.

09 апреля 2013, 22:23

#40

09 апреля 2013, 22:35

#41

10 апреля 2013, 01:41

#42

10 апреля 2013, 01:42

#43

10 апреля 2013, 01:48

#44

10 апреля 2013, 01:49

#45

10 апреля 2013, 06:46

#46

10 апреля 2013, 08:37

#47

10 апреля 2013, 14:24

#48

10 апреля 2013, 14:30

#49

Гость

Так смешно народ читать.. Ах , я хочу их всех забыть, с кем я училась когда-то, интересно с кем же вы тогда общаетесь в принципе. Не приходило в голову, что эти люди тоже с кем-то учились и сейчас про них также пишут,

Все больше убеждаюсь, что проблемы с общеним у самого человека, но он упорно винит в этом окружающих.

10 апреля 2013, 18:07

#50

Гость

Так смешно народ читать.. Ах , я хочу их всех забыть, с кем я училась когда-то, интересно с кем же вы тогда общаетесь в принципе. Не приходило в голову, что эти люди тоже с кем-то учились и сейчас про них также пишут,

Все больше убеждаюсь, что проблемы с общеним у самого человека, но он упорно винит в этом окружающих.

8 советов, которыми стоит воспользоваться, если вы не умеете общаться с людьми

Влажные ладошки, холодок в животе, заикание, спутанная речь, желание спрятаться в уголке — если вам знакомо хотя бы одно из этих ощущений, то, скорее всего, у вас есть проблемы в общении c незнакомыми людьми. Но существует несколько эффективных способов преодоления страха коммуникации, о них пойдет речь в данной статье.

AdMe.ru делится с вами 8 советами, с помощью которых вы сможете со временем преодолеть неуверенность в себе и легко идти на контакт.

Физическая нагрузка помогает сжечь адреналин, стимулирует выработку серотонина, а значит, улучшает настроение и помогает успокоиться. Кроме того, регулярные тренировки помогут стать здоровее, выносливее и подтянут фигуру, если это необходимо, что, несомненно, сделает вас увереннее в себе.

Важно медленно дышать: вдох на 8 счетов и выдох на 8 счетов. Это выровняет работу сердца и поможет контролировать речь, вы больше не будете задыхаться от волнения.

Концентрация на счете до 8, а потом еще до 8 махом вытесняет из головы все тревожные мысли. И то, что еще 16 секунд назад казалось катастрофическим, становится сущим пустяком. Такая скорая помощь, когда нужно срочно восстановиться.

Продумывать определенную модель поведения не стоит: вы никогда не сможете предугадать, что скажет ваш собеседник.

Тем более не стоит вести мысленные диалоги в духе «он мне скажет вот это, а я ему отвечу вот так». Все будет с точностью до наоборот, и вы будете в ступоре из-за того, что ваша заготовочка не подходит.

А для спонтанного ответа вы слишком боитесь случайно нагрубить или оказаться неправым.

А вот держать про запас пару вопросов о любимой книге или хобби, пожалуй, стоит. Еще лучше будет заняться расширением кругозора, изучать новости, чтобы иметь возможность поддержать разговор на любую тему. В любом случае не тушуйтесь и не бойтесь ориентироваться по ситуации. В конце концов, вы же не в джунглях выросли и имеете представление о правилах поведения в обществе.

Кофе и газировка могут усугубить тревожность и нервозность, а алкоголь — унести в неведомые дали. К тому же общаться нам приходится постоянно, нельзя же каждый раз «храбриться» горячительными напитками. Так и спиться недолго.

Заставьте себя хотя бы иногда общаться с незнакомыми людьми. Например, поговорите с консультантом в магазине, а не шатайтесь часами в поисках необходимого, остановите прохожего и спросите дорогу, запишитесь к врачу по телефону. И не отталкивайте того, кто сам заговорит с вами на улице.

Ведь именно эта мысль является источником всех проблем с речью, шутками и разговорами с незнакомыми людьми, не так ли? Вы не подходите к консультанту в магазине из-за страхов вроде: «Я что, сам не могу разобраться?», «Вдруг мне предложат дорогую вещь, я откажусь, и он подумает, что я бедный?»

Чего только не сочиняет воспаленный мозг, а нужно всего лишь понять, что другие о вас вообще не думают. Поэтому просто делайте то, что вам нужно: разговаривайте, шутите, спрашивайте. Через полминуты после короткого контакта с незнакомцем о вас забудут. Только если вы не магистр обаяния, конечно.

Контролируйте свою речь, избавьтесь от слов-паразитов, лишних междометий. Расслабьтесь, когда отвечаете на вопрос. В конце концов, вашего словарного запаса, скорее всего, уж точно хватит для того, чтобы просто выразить свою мысль. Вряд ли вас частенько заносит в общество физиков-ядерщиков, которых вы понимаете через слово.

Можно мысленно прокрутить ответ на заданный вам вопрос. Это займет 3–5 секунд, но поможет вашему языку лучше следовать за потоком мыслей.

Специалист поможет распознавать и выражать свои эмоции, расскажет о перевоплощении и преодолении страха перед публичным выступлением, поставит речь. Этот совет может быть особенно актуален для детей и подростков.

А как вы сами справляетесь с волнением при общении? Расскажите нам свои рецепты.

Иллюстратор Sergey Raskovalov специально для AdMe.ru

Как распознать симптомы социофобии

Социофобия же способна привести к значительным ограничениям с последующим одиночеством и нетрудоспособностью. Социофоб страдает от своего расстройства, понимая всю нелепость ситуации, но не в состояннии предотвратить нежелательные последствия.

Общие черты заболевания

В программу поведения животных, в том числе человека, заложен стадный инстинкт. Он призывает людей стать полноценным членом общества, активно взаимодействовать друг с другом, испытывая удовольствия и принося пользу себе и другим.

У больных социальной фобией потребность в общении резко снижена. В обществе других людей у человека возникает неконтролируемый страх быть осужденным, осмеянным окружающими и чувство смущения, унижения.

Оказаться в центре внимания, осуществить любую деятельность в присутствии других людей для человека с социальной фобией подобно смерти.

Страх воспитывает в больном избегающее поведение: человек любыми способами пытается избежать травмирующей ситуации.

Наиболее распространенные события, провоцирующие фобический приступ:

  • знакомство с новыми людьми;
  • общение с лицами, вышестоящими по должности;
  • прием гостей;
  • разговоры по телефону;
  • публичные выступления;
  • любая деятельность в присутствии других людей;
  • общение с противоположным полом;
  • посещение общественного туалета.

У девушки расстройство проявилось в Макдональдсе при попытке сделать заказ. Внезапно ей послышалось, будто окружающие обсуждают ее. Девушка упала в обморок. Очнулась, когда ее пытались привести в чувство.

Социально тревожное расстройство бывает:

  • специфическим. Общественная боязнь возникает в определенной обстановке – при общении с противоположным полом, походе в ресторан;
  • генерализованным – человек в принципе опасается контактировать с людьми.

Больной надел новое пальто. Прохаживаясь по улице, заметил фиксированный на себе взгляд женщины. Возможно, даме понравилось изделие или она вспомнила, что должна забрать из химчистки свой плащ. Но социофоб уже погрузился в ужасающие картины, где незнакомка насмехается над ним, высмеивает обновку и образ в целом.

Чтобы избавиться от терзающих ощущений, как кажется больному, осуждения, насмешек окружающих, личность с социальной фобией стремится избегать общественных мест, общения с посторонними, массовых скоплений людей. Охранное поведение позволяет субъекту сохранить психическое равновесие, но неудовлетворенный стадный инстинкт воспитывает у больных чувство одиночества, ощущение ненужности.

Формируется порочный круг. Одиночество на фоне избегания социальных контактов вызывает в индивиде тревожные мысли, приводящие к возникновению сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные – депрессия, генерализованное тревожное расстройство.

Большой проблемой для социофобов становится развитие зависимостей: алкогольной, наркотической. С помощью «расслабляющих» средств больные пытаются сгладить недостаток общения, дефицит эмоций, получаемых при взаимодействии с людьми. Установлено, что личности с социальной фобией подвержены развитию зависимостей в два раза чаще, чем обычные люди.

Социофобия чаще проявляется в детском возрасте, до 11 лет. У взрослых болезнь стартует в период до 20 лет.

Читайте также:  Что делать при затяжном сухом кашле - советы врачей на каждый день

Главное чувство

То, что неизбежно сопутствует больному в критических ситуациях – это страх. Страх быть осужденным посторонними людьми, выглядеть в глазах окружающих в непривлекательном свете, создать плохое мнение о себе. Человеку с социальной фобией невдомек, что люди могут вообще не обращать на него внимания.

Тот же стадный инстинкт включает в себя потребность одобрения собратьями. Это очень важно, поскольку такой аспект формирует почву для полезного, правильного поведения в обществе.

Как только субъект отступает от норм приличия, он получает неодобрение со стороны членов социума, в определенных случаях – наказание.

Поэтому опасения за мнение окружающих в некоторой степени должны присутствовать для воспитания норм поведения.

Обладая заниженной самооценкой, социально фобическая личность убеждена в невозможности создать хорошее впечатление. Представление о своих способностях у таких индивидов заниженное. Больные фиксируют внимание в большей степени на негативных событиях, они очень самокритичны, проявляют к себе завышенные требования.

Любую ситуацию социофобы анализируют множество раз, думают о том, что сделали не так, и как нужно было поступить. Одно событие вспоминают еще долгое время, терзают себя за «неадекватное», с их точки зрения, поведение. Считают, что действовали смешно, нелепо. Подобные размышления не отпускают больного и ночью, из-за чего сон их нарушен.

Личность с социальным тревожным расстройством рождает ложное самомнение. Социально боязливый человек чрезмерно сфокусирован на личных ощущениях. Он слишком внимателен к реакциям.

У него повышено чувствительность к любым изменениям, из-за чего преувеличивает значение эмоций. Чувство страха, беспокойства в нем усилены.

Гипертрофированные негативные эмоции формируют у личности неправильное самовосприятие.

Люди с социофобией преувеличивают негативное отношение окружающих, лишены правильных навыков поведения. В итоге в них зарождаются неправильные стили поведения, подготавливающие благоприятную почву для развития недуга.

Ощущения и поведение

Попадая в неловкую ситуацию, социофоб переживает терзающие ощущения страха, тревоги, недовольства собой. Он не способен взглянуть человеку в глаза.

Напряжение становится настолько интенсивным, что больной впадает в ступор, теряет контроль над своими мыслями. Не может сконцентрироваться, внимание рассеивается. Возникает ощущение пустой головы, как -будто все мысли улетучились прочь.

Чувства, потребности уходят на задний план, остается только одно желание: поскорее укрыться от посторонних взглядов.

Если в компании появляется незнакомое лицо, социофоб держится отстраненно. Стоит в стороне, не пытается участвовать в разговоре, может вообще покинуть помещение. В отдельных случаях человек начинает врать, чтобы произвести впечатление.

Страх заставляет человека чувствовать неловкость в беседе с людьми. Волнуясь, он ведет себя неуместно, говорит вздорные вещи.

Сильное эмоциональное напряжение влечет за собой появление физиологических признаков:

  • учащенное сердцебиение;
  • головокружение, потеря сознания;
  • тошнота;
  • потемнение в глазах;
  • дрожь в конечностях;
  • плохая координация движений;
  • затрудненное дыхание;
  • покраснение лица;
  • ощущение жара;
  • озноб;
  • боль в груди;
  • изменение походки: становится нелепой во время прохода мимо группы людей.

Частые спутники расстройства – панические атаки.

Страх, напряжение отражаются на общем психологическом фоне больного. Появляется раздражительность, сентиментальность. Человека способна вывести из равновесия любая мелочь. Часто эмоции выходят через слезы. Настроение лабильно: на смену спокойствию неожиданно приходит нервозность, повышенное возбуждение.

Расстройство не зря называют болезнью упущенных возможностей. Из-за боязни людей человек вынужден отказываться от многих привилегий в жизни. Социофобу, восторгающемуся актерским мастерством, сложно освоить данную профессию.

Женщина, работающая в тесной коморке с пыльными бумагами, подсознательно стремится делать все, чтобы избежать повышения по карьерной лестнице.

Измененный статус требует выхода из тени, общения с людьми, которого женщина так боится, поэтому затворница практически не покидает рабочее место.

Она может неосознанно допустить пару погрешностей в работе, чтобы окончательно отбить желание поощрить ее.

Откуда берется боязнь людей

Предполагается, что социофобия формируется в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов.

Установлено, что ближайшие родственники социофобов также страдают данным заболеванием или другим тревожным расстройством. Дети способны перенимать у взрослых деструктивные формы поведения, усваивать на подсознании разрушительные модели.

Социальная фобия появляется еще в детском возрасте под влиянием патологической модели воспитания.

  • гиперопека;
  • эмоциональная холодность в отношении ребенка;
  •  завышенные требования;
  •  излишняя строгость.

Патологические формы воспитания провоцируют становление нежелательных стереотипных утверждений о себе: я ни на что не гожусь, бесполезный человек.

Особая роль в проявлении расстройства отводится психотравмирующей ситуации детского, подросткового возраста, когда ребенок переживает стыд, другую негативную эмоцию.

В детстве мы не можем правильно оценить положение вещей, а неправильная трактовка событий застревает в подсознании. Впоследствии она проявит себя при «удачно» сложившихся обстоятельствах приступом паники, стыда и неловкости.

Подобная реакция становится защитным механизмом вроде инстинкта самосохранения при столкновении с социумом.

Мужчина 40 лет страдает паническими атаками. Первый приступ ПА случился в 20 лет, и с тех пор сопровождал больного постоянно.

Особенно атаки усиливались в момент публичных выступлений: при чтении доклада перед рабочим коллективом. Мужчина ощущал головокружение, чувство жара, сменяющееся ознобом. Казалось, что сейчас наступит конец света.

Боязнь выступать перед сотрудниками мешала больному продвигаться по карьерной лестнице.

В 4 классе случился инцидент. Учительница вызвала мальчика к доске, попросив повторить скороговорку. Реплика оказалась наполненной звуком [р], которую мальчик произносил с откровенной картавостью. Скороговорка получилась неудачной для восприятия. Класс долго смеялся над «диктором», впоследствии дразнил. После данного эпизода парень боялся ходить в школу, стеснялся отвечать возле доски.

Отношения с одноклассниками были сложными. Мать мужчины страдала депрессией. У брата также случались панические атаки.

Мужчина обратился со своей проблемой к врачу. На основе жалоб, истории болезни ему был выставлен диагноз «социофобия».

Случается, что социальная фобия развивается не только после пережитого собственного негативного опыта. Расстройство способно проявиться у свидетеля неприятной ситуации.

Свою нишу в возникновении расстройства занимают биологические факторы. У больных социальной фобией было выявлено изменение уровня нейромедиаторов в головном мозге. Зафиксирована повышенная чувствительность миндалевидного тела – мозговой структуры, отвечающей за эмоции, в особенности контролирующее чувство страха.

Диагностика

Для выявления расстройства существует специальный тест, разработанный в 1987 году американским психиатром. Опросник носит название шкалы Либовица по имени своего разработчика.

Тест содержит 24 вопроса, описывающих конкретные ситуации: поход в гости или процесс поглощения пищи в окружении других людей и др. Каждая ситуация требует ответа в двух категориях:

  • выразить интенсивность ощущаемого страха – от полного отсутствия до сильного;
  • как часто избегаете подобных обстоятельств – никогда/обычно.
  • Спустя 30 лет тест сохраняет свою диагностическую популярность, хотя не является единственным, достоверным способом постановки диагноза.
  • Врач обязательно дифференцирует социофобию с другими расстройствами.
  • Согласно МКБ-10, болезнь обладает следующими особенностями:
  • боязнь негативной оценки со стороны небольшой группы людей. Массовые скопления, толпа не учитываются;
  • низкая самооценка пациента;
  • страхи могут быть отдельными или общими;
  • боязнь рвоты в присутствии окружающих – важный диагностический критерий;
  • тревожные ощущения провоцируются конкретной ситуацией;
  • все группы симптомов – первичны, являются непосредственным выражением тревоги, а не других, первичных симптомов;
  • больные избегают социальных травмирующих ситуаций, в крайних случаях доводя себя до полной изоляции.

Как перестать бояться

Так как в основе заболевания лежит подсознательное усвоение негативного опыта, терапия направлена на осознание травмирующего события, его переоценку. Для этого подключают когнитивно-поведенческую терапию.

Сначала психотерапевт объясняет пациенту суть явления, откуда берется злосчастная фобия. Врач учит больного иному восприятию себя, помогает избавиться от саморазрушающих установок, вернуть чувство собственного достоинства, обучает правильной трактовке реакций окружающих.

Вместе с терапевтом больной работает над своей самооценкой.

Практические занятия возвращают человека в пугающую ситуацию. Это может быть имитация публичного выступления, свидания, других обстоятельств. Пациент заново проживает событие, но уже по-новому, с усвоенными правильными навыками общения.

После усвоения конструктивных социальных правил работа идет над закреплением результатов, предотвращением повторения фобии.

Психотерапевтические сеансы проходят в рамках индивидуальных и групповых встреч. По итогам терапии ход мыслей больного кардинально меняется: теперь он способен полностью контролировать ситуацию.

Помимо работы в классе, больной получает задание на дом. Пациент должен в реальности пережить пугающее событие, даже стать его инициатором по принципу: если боишься – сделай это обязательно. Например, если клиент боится заводить романтические отношения, ему дают задание: подойти к незнакомцу противоположного пола на улице, познакомиться.

Гипнотерапия – также довольно действенный способ в устранении социальной фобии, но требующий полного доверия пациента к гипнотизеру.

Клиента вводят в транс, что позволяет изменить сознание. Измененный ум становится более «открытым».

Благодаря податливости измененного сознания врач пробирается в подсознание больного, находя скрытые причины фобического поведения.

В состоянии гипнотического транса пациент вновь проживает травмирующее событие. Специалист внушает ему правильную трактовку ситуации. Человек при этом уже не испытывает ужаса от происходящего и проживает роковой эпизод спокойно, без тревоги, соответственно социальным правилам.

Методы самовосстановления в качестве дополнения к психотерапии приветствуются. Залог их успешного использования – осознанность, тщательность исполнения.

Читайте также:  Страхи, ПА, депрессия - советы врачей на каждый день

Метод позитивных установок предполагает замену разрушительных стереотипов – я никчемный, не умею общаться с людьми, на конструктивные – я прекрасно схожусь с людьми, мне нравится общаться с новыми людьми. Такие мантры человек напевает себе каждый день.

Способы релаксации позволяют снять зажимы, напряжение, восстановить баланс нервной системы. Релаксировать можно через медитацию, расслабляющие процедуры, спорт, увлечения, путешествия. У каждого — свой метод избавления от стресса.

Социофобия вполне поддается адекватному лечению. Но все-таки следует понимать: чтобы избавиться от расстройства собственноручно, необходима особая сила воли, умение подавить страх здравыми рассуждениями. Если возникает сомнение по поводу самостоятельного разрешения ситуации, не теряя времени обратитесь к специалисту.

Медикаментозное лечение расстройства применяют, когда больной категорически отказывается от психотерапии. Психотропные препараты позволяют устранить тревожность, страх, последствия стресса, депрессию, но не способны изменить отношение больного к ситуации. Поэтому фармакотерапия в данном случае выступает в роли симптоматического метода, без влияния на причину болезни.

Социофобию официально признают редким расстройством. На деле все выглядит иначе: случаи болезни встречаются значительно чаще.

Просто люди склонны принимать симптомы социальной фобии за особенности характера. Игнорируя признаки заболевания, отвергая профессиональную помощь, социофоб рискует лишиться своей ячейки в социуме.

Это грозит полной изоляцией, отсутствием возможности получать истинное удовольствие от жизни.  

Особенности социализации детей, что делать если ребенок ни с кем не общается

Если у вас есть свои вопросы, вы можете задать их, воспользовавшись сервисом Доктис.

С одноклассниками они разговаривают только на переменах (и то, если не сидят в телефонах), а после учебы — домой или на развивающие занятия.

Так повторяется из месяца в месяц, из года в год, а потом родителей вдруг осеняет: ребенок не тянется к детям. То есть совсем. Сидит дома с гаджетами и всем доволен.

Скоро окончательно в отшельника превратится! Надо срочно помочь ему найти друзей, преодолеть проблемы общения со сверстниками… Но как?!

Проблемы социализации детей

1. Могут ли проблемы общения со сверстниками быть «отзвуком» каких-то внутренних проблем? Например, стеснительности, замкнутости?

На мой взгляд, проблемы общения ребенка со сверстниками – следствие того, что сейчас изменилась родительская модель воспитания. Раньше взрослые особенно не вмешивались в жизнь ребенка, сейчас — контролируют каждый шаг.

Именно мама с папой решают, на какие секции будет ходить их чадо, в какой школе – учиться. Причем в школу рядом с домом мало кто отдает. Большинство стремятся пристроить наследника в престижное учебное заведение, даже если оно находится на другом конце города.

Родители каждый день возят ребенка в «умную» школу, а после уроков – сразу забирают. В итоге дети толком не общаются – после занятий разъезжаются по своим районам. Во дворе ребенок тоже никого не знает – взрослые не отпускают его одного гулять.

Опасения мам и пап, конечно, оправданны, однако изоляция ребенка в итоге только усиливается.

К тому же родители активно вмешиваются и в школьную жизнь детей. Например, один ученик ударил другого линейкой. Ну, ударил и ударил – дети через пять минут об этом забыли. А родители – нет. Они активно обсуждают «чп» в соцсетях и мессенджерах, выносят ситуацию на родительское собрание: «У нас в классе буллинг, молчать нельзя!». То есть искусственно раздувают детские шалости.

И, конечно же, родители диктуют чаду, с кем дружить, а с кем — нет. То есть ребенок постоянно находится под неусыпным контролем. Отсюда – и проблемы в общении со сверстниками.

2. Я слышала, что дети сейчас задумываются о друзьях только в переходном возрасте. Дескать, таковы особенности современного детского общения. Но разве это нормально?

Действительно, активная социализация детей сейчас, по сути, начинается только в переходном возрасте. Раньше дети самостоятельно гуляли с 7−8 лет. И не просто гуляли, а заводили новые знакомства, бегали, играли.

А сейчас находятся под бдительным оком родителей лет до 11−13, а потом им потихоньку дают свободу. Однако тинэйджерам знакомиться сложнее.

В этом возрасте у многих появляются подростковые комплексы, которые затрудняют общение детей.

Как воспитывали наше поколение? «Большой кусок пирога оставь другим, а себе возьми маленький». То есть учили уступать, идти на компромисс.

А сейчас многие родители хотят, чтобы ребенок рос личностью, поэтому не пресекают вещи, которые раньше пресекались: «Пусть ведет себя, как хочет. Он выражает свою индивидуальность».

Но когда собираются сплошные «индивидуальности», им не всегда легко находить общий язык друг с другом.

Ребенок ни с кем не общается, стоит ли беспокоиться

3. Сыну 11 лет, и он ни с кем не общается. Как помочь ребенку найти друга? И стоит ли вообще родителям в это вмешиваться?

И да, и нет. Желание помочь найти друга – похвально. Но многие взрослые выбирают на самые удачные методы. Например, находят в классе спокойного мальчика или девочку-отличницу и говорят ребенку: «Вот с ними и дружи». Но дружба так не строится!

Дружба невозможна без естественности и спонтанности. Поэтому, если уж вы хотите вмешаться, действовать надо деликатно. Скажем, можно позвать в гости семью с детьми. И пусть взрослые общаются отдельно, а дети – отдельно. Или пригласите домой одноклассников, которые нравятся вашему ребенку. Но, опять же, не контролируйте их общение — все должно происходить естественно и свободно.

Можно отдать ребенка заниматься командными видами спорта (только он сам должен сказать, что его интересует). Это расширит его круг общения. Можно – отправить на каникулы в лагерь. Но начать лучше с городского лагеря, например, при школе или доме творчества.

Или же найти лагерь недалеко от дома, чтобы можно было в любой момент забрать. Так же как есть дети садовские, а есть – несадовские, есть дети лагерные, а есть – нет. Если ребенок с трудом сходится с другими детьми, лагерная жизнь вдали от дома покажется ему мукой.

Тут все коллективное и общее, к тому же нужно постоянно с кем-то общаться. Да еще родители далеко. Это может оказаться для него сильным стрессом.

Почему ребенка дразнят одноклассники. 4 вопроса психологу

Зима близко: 10 советов, которые помогут пережить сессию

Лучше всего, конечно, начинать готовиться к экзаменам заранее: еще во время семестра тщательно вести конспекты, уточнять непонятные вопросы у преподавателей, постепенно начинать учить. Тогда сама сдача пройдет достаточно легко и спокойно.

Но даже сессионный хаос можно структурировать. Когда вам кажется, что билетов слишком много, а времени слишком мало, попробуйте записать все, что нужно выучить, и количество оставшихся дней. Как правило, если составить подобный список, выясняется, что ситуация не настолько критическая.

Хороший способ спокойно подготовиться к экзамену — разбить количество билетов, которые нужно выучить, на количество дней до экзамена, минус одни сутки на непредвиденные ситуации или повторение.

Тогда у вас исчезнет паническое ощущение, что нужно прямо сейчас выучить все, а вместо этого появится конкретная задача: столько-то билетов в день. Конечно, это не очень поможет, если до экзамена осталось 24 часа.

Но в случае, когда у вас еще есть время, такой подход позволит вам выучить необходимый объем информации в первой половине дня, а во второй со спокойной душой отправиться на каток или на вечеринку.

Даже если обычно вы им не пользуетесь, на период сессии ежедневник окажется настоящим спасением. В пылу подготовки можно забыть о важном дедлайне, сдаче какого-то материала или даже о самом экзамене.

Записывайте все: сколько билетов надо выучить по каждому предмету, что необходимо взять с собой на зачет или экзамен, когда и где проходят консультации.

В обычное время такая информация легко запоминается, но во время сессии стоит освободить голову для более важных знаний, которых и так порой слишком много.

Если же вы заведете ежедневник в электронном виде, можно дополнительно облегчить себе задачу, выставив звуковые напоминания о нужных вещах, вплоть до необходимости поесть или сделать перерыв в подготовке.

Как правило, такой подход не особенно приветствуется преподавателями. Однако нужно помнить: в конечном счете важны ваши знания по предмету, а не способность писать билеты.

Поэтому не стесняйтесь разбивать их на несколько человек, а то и обратитесь к старшим курсам.

Механическое набивание букв, не говоря уже о написании билетов от руки, занимает огромное количество времени, которое правильнее потратить на более тщательную подготовку и перечитывание уже написанных кем-то билетов.

Единственное, что нужно помнить, когда пользуешься чужими конспектами, — люди ошибаются и бывают невнимательны, поэтому старайтесь проверять всю хоть сколько-нибудь сомнительную информацию из конспектов, сверяться с другими и уточнять, чтобы не сесть потом в лужу на экзамене.

Во время сессии может не хватать времени даже на поход в магазин. Поэтому, чтобы не остаться внезапно с пустым холодильником, стоит позаботиться о еде заранее. Не обязательно забивать полки лапшой: в интернете полно «быстрых» рецептов, а в качестве перекуса можно использовать фрукты и мюсли.

При подготовке многие переходят на очень калорийное питание с большим количеством сладкого, которое якобы улучшает работу мозга. Но в реальности уровень глюкозы лишь ненадолго повышается, а вскоре организм сильно снижает его, что приводит к обратному эффекту. Об этом тоже стоит помнить и не закусывать шоколадкой прямо перед экзаменом.

Бессонные ночи кажутся необходимой составляющей жизни студента во время сессии. Однако нужно помнить о двух вещах. Во-первых, мозгу необходим сон для того, чтобы перенести полученную информацию в долговременную память.

Поэтому зубрежка за несколько часов до экзамена, возможно, и поможет вам сдать его, но в перспективе окажется бессмысленно потраченным временем: не успеете вы выдать преподавателю все, что узнали, как информация исчезнет из вашей головы.

Во-вторых, мозг, измученный недостатком сна, работает в разы хуже. Даже если не говорить о накапливающейся с течением времени усталости, такой метод оказывается не очень эффективным.

Формально, чем меньше вы спите, тем дольше вы готовитесь, но в реальности производительность вашего труда настолько снижается, что разницы между тремя часами подготовки, но с нормальным сном, и десятью, но без сна, практически нет.

Даже когда сессия еще не закончилась, радуйте себя чем-то за каждый сданный экзамен. Не обязательно покупать что-то дорогое: даже любимое лакомство или вечер отдыха с сериалом станет «положительным подкреплением».

Таким образом, успешная сдача экзамена будет радовать не только сама по себе, но и окажется усилена за счет положительных эмоций от сделанного подарка, и процесс подготовки пойдет легче.

К тому же, если вы зафиксируете момент маленькой, но победы, это повысит вашу уверенность в себе.

Даже при самой интенсивной подготовке необходимо делать перерывы. Мозг не способен очень долго работать в жестком режиме, и чем дольше вы сидите без перерывов перед компьютером или за тетрадями, тем сложнее становится фокусироваться и тем меньше вы запоминаете.

Даже небольшой перерыв поможет переключиться и восстановить производительность. Лучший вариант, конечно, — немного подвигаться: кровь начнет циркулировать быстрее, лучше питая мозг, а если выйти на свежий воздух, вы еще получите дополнительную порцию кислорода.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*