Адаптация к детсаду — советы врачей на каждый день

Вот и настал тот волнительный момент, когда малыш отправляется первый раз в детский сад. Волнуются все: и мама, и малыш, и папа, и бабушки…. И даже если ребенок летит в детский садик с удовольствием, то это не значит, что он избежит адаптации к садику – без этого, к сожалению, никуда. Рано или поздно она его настигнет. Но вы уже будете знать, что со всем этим делать.

Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду

1. Расставание с мамой

Даже если ваш малыш уже привык иногда проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша. Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.

2. Смена настроения

Адаптация в садике – это стресс. Это новый коллектив, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс, так что не удивляйтесь.

Если в садике вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, играл, не плакал, слушался и сам съел весь суп, а дома он превращается в маленького чертенка, который все крушит, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде не вел. Это нормально. Так он сбрасывает нервное напряжение.

Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:

  • сокращаем шумные игры
  • убираем телевизор и просмотр мультиков
  • сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий

3. Регресс

Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии.

Он может начать снова писаться в штанишки, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет.

Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.

4. Режим посещения

Воспитатели и психологи настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский садик постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк– не причина не пойти в садик.

Но отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Зачастую сразу на целый день ребенка никто не отводит. Это слишком большой стресс даже для подросшего 4-летнего ребенка, что уж говорить о 2-3 летней крохе. Как правило, в каждом садике есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.

Шаг 1: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.

  • Шаг 2: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.
  • Шаг 3: присоединяют прогулку.
  • Шаг 4: приводят до завтрака и оставляют до обеда.
  • Шаг 5: оставляют на обед.
  • Шаг 6: оставляют на дневной сон.

Нельзя предсказать на сколько времени растянется та или иная стадия. Одни детки уже спустя неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.

Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и притормозите. Всему свое время.

Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи — это веский повод обратиться за консультацией к психологу.

Секреты успешной адаптации:

  • Правильный режим дня. Малыш должен высыпаться и легко сам вставать в садик.
  • Утро должно быть добрым и без суеты. Заведите ритуал утренних обнимашек, совместного умывания и выбора одежды и игрушек в сад. Ваша задача насытить малыша с утра своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
  • Вместе с ребенком выберите какую-то вещицу, которая будет напоминать ему о вас: носовой платочек, маленькую игрушку, которую можно убрать в кармашек платья или шорт. Во Франции эту роль выполняет игрушка дуду, без которой ребенка в сад не примут.
  • Каждый день придумывайте малышу ответственное задание в садике. Поздороваться с рыбками в аквариуме, помочь нянечке накрыть на стол, расчесать всех кукол, собрать как можно больше листьев на прогулке и т.д.
  • Договоритесь с воспитательницей, что она разрешит вашему крохе брать с собой в кровать любимую игрушку. Только учтите, что к средней группе эту практику все равно исключат.
  • Договоритесь о «прощальном ритуале» без слез: потереться носами, помахать в окошко.
  • Играйте дома в «детский сад». Так вы узнаете, что чувствует ваш малыш.

Адаптация к садику может занимать от 2 недель до полугода и даже года. Бывают случаи, когда каждый год адаптация повторяется.

Чего ни в коем случае делать нельзя?

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании в садике или дома при одном упоминании о необходимости идти в сад!
  • Нельзя пугать детским садом.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, а на самом деле заберете его только вечером.

Иногда достаточно сменить группы или воспитателя, и малыш начинает любить детский сад.

Внимательно выбирайте человека, в чью группу будет ходить ваш кроха.

Адаптация в детском саду период тяжелый и для малыша, и для мамы. Как сделать его максимально простым для ребенка мы разобрались, а о том, как пережить адаптацию в садике маме, мы поговорим в следующий раз.

Мягкая адаптация в детскому саду: как не травмировать ребенка?

03.02.2021 Время на чтение: 3.5 мин 804

Причин, почему родители отдают детей в детский сад – немало: кому-то уже пора выходить на работу, а ребенка оставить не с кем, кто-то преследует цель «социализировать» свое чадо.

А кто-то отчетливо понимает: их малыш настолько любит других детей, что каждый уход с детской площадки – мини-трагедия.

Но как бы то ни было, даже самому общительному и компанейскому ребенку нужно помочь адаптироваться в новой обстановке.

Зачем нужна адаптация ребенка в деском саду?

Когда бы ребенок ни начал посещать детский сад, ему необходимо время, чтобы привыкнуть к совершенно новому для него месту с новым режимом и абсолютно новым людям.

Малышу придется столкнуться с тем, что теперь он не один-единственный, а «один из» в незнакомом пока коллективе. Теперь необходимо продемонстрировать всем свою самостоятельность и умение жить, пусть даже несколько часов, без мамы и папы. А это настоящее испытание для вашего крохи.

Адаптация к условиям детского сада

Адаптация подразумевает под собой постепенное приспособление организма малыша к неизвестным для него условиям.

Чем младше ребенок, тем больше времени ему необходимо для этого и тем более мягким должен быть сам процесс.

Спокойствие, понимание механизмов адаптации и отсутствие спешки в этом вопросе поможет и ребенку, и родителям избежать многих проблем, в том числе со здоровьем маленького человека.

Есть общие правила периода адаптации, о которых вам непременно расскажут в детском саду воспитатели.

Если обобщить, то ребенок должен пройти следующие этапы: сначала вместе с родным ему человеком присоединиться, например, к прогулке с детьми, затем познакомиться с обстановкой в группе, дальше ребенок остается один на непродолжительное время, позднее до обеда, и только потом остается на сон и на целый день. Количество дней на каждый этап регулирует педагог в зависимости от конкретно вашей ситуации.

Адаптация родителей в детском саду. Советы родителям

Прежде всего, уясните для себя – действительно ли детский сад необходим вашему ребенку? «Все водят, и мы будем», «Ему нужно общение», «Ну, зачем-то же он есть» и прочее – не причины. Психологи уже довольно давно говорят, что дошкольное учреждение – не обязательный этап развития ребенка. Он может прекрасно развиваться дома, общаться с детьми на детской площадке и в кружках, и в последующем – будет показывать прекрасные результаты в школе. Если вам уже пора выходить на работу – это другой вопрос.

Почему это так важно? Никто не может предугадать реакцию малыша на новые условия и новое окружение, в котором он окажется. Даже самые коммуникабельные дети могут испытывать трудности. Но когда нет четкой цели и понимания «зачем» со стороны родителей – это может отразиться на процессе адаптации в целом.

Чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, нужно, для начала, подготовиться самим родителям.

Еще до начала посещения детского сада начните придерживаться дома режима, если раньше его у вас не было.

Попробуйте просыпаться сами и будить ребенка примерно в то время, в которое будете это делать в дальнейшем, и, соответственно, укладывать тоже раньше. О важности сна можно говорить долго.

И сами представьте, кому понравится вставать ни свет ни заря и идти в непонятное место, где даже мамы не будет?!

Заранее готовьте и себя, и ребенка к тому, что вас ожидает расставание на определенное время.

За несколько дней начните приходить к детскому саду, показывать его малышу; рассказывайте, что скоро он будет сюда приходить и играть с другими детишками, а потом вы будете его забирать и идти домой. Дети любят предсказуемость и определенность.

Говорите об этом дома, на прогулке; настраивайтесь на позитивный результат. И ни слова про то, что ребенок может плакать или ему будет грустно – он запомнит эту установку, и обязательно неосознанно продемонстрирует ее.

Стоит быть готовым к слезам и истерикам ребенка при расставании. Это действительно нормально, как бы ужасно ни звучало.

Когда малыш играет на детской площадке, вы находитесь в поле его зрения, и это добавляет ему уверенности и спокойствия. А когда вы приводите свою кроху в совершенно новое место и уходите – это шок, стресс и паника для большинства детей.

Читайте также:  Лямблии у детей. Чем лечить? Рекомендации доктора Комаровского

Не культивируйте в себе мысль, что вы плохая мать (или отец), раз подвергаете свое чадо таким переживаниям. Нет, ни в коем случае. Это обстоятельства. Лучшее, что вы можете сделать, не планировать на ближайшие пару часов, как отведете малыша в сад, ничего.

Чтобы в случае настоящей истерики, вы всегда смогли прийти к нему и забрать.

И, конечно, огромную роль в этом вопросе играет опыт и компетентность воспитателя, который сможет максимально быстро понять чувства ребенка, не злиться на него и отвлечь.

Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении: когда наступает этап оставления ребенка одного, родители должны уходить и перед этим озвучивать это ребенку. Лучше уйти на 20 минут и вернуться, чем сидеть в сторонке на стульчике, а потом незаметно исчезнуть.

Такой поступок со стороны мамы или папы, «без предупреждения», так сказать, воспримется ребенком еще болезненнее: вы его по факту обманули. В будущем, малыш может просто отказываться вас отпускать и идти играть с другими детьми.

Да, ваш ребенок может чаше начать болеть различными респираторно-вирусными инфекциями. В этом нет ничего страшного, ведь иммунитет малыша тоже адаптируется к тому, что теперь вокруг ребенка не только мама с папой, но и другие люди.

Более устойчивые дети болеют реже, а кто-то – будет посещать детский сад в режиме «неделю ходим – две болеем». Так бывает. Но как сложится с вашим малышом – нельзя предугадать.

Понимая, что для ребенка начало посещения детского сада – это стресс, постарайтесь не совмещать это событие с другим потенциальным стрессом для него, к примеру, отказ от груди или соски, упорное приучение к горшку, переезд. По возможности, займитесь этим вопросом в уже спокойное для малыша время, чтобы не получить лишние истерики, откаты в адаптации и, в худшем случае, неврозы.

Адаптация у каждого ребенка проходит по-своему. Не нужно ориентироваться на рассказы подружек и соседок, не стоит внимать «страшным» историям других мамочек на форумах и в чатах. Ваш ребенок уникален, ваша ситуация уникальна. И ни в коем случае не настраивайте себя на муки и переживания

 Ваша любовь, здравомыслие и спокойствие обязательно помогут ребенку как можно скорее адаптироваться к новым условиям и получать удовольствие от общения с другими детьми.

(0 оценок; рейтинг статьи 0) Информация проверена экспертом

Врач-психиатр, многодетный отец

Об эксперте

Нормы набора веса при беременности

Обезболивающее при грудном вскармливании

Нормы питания и рацион новорожденного

Развитие ребенка по месяцам

10 рецептов для кормящей мамы

Подготовка к саду и школе: как уменьшить риски? — ФОРМА

07.10

1590

Начало занятий — это не только умственные нагрузки и смена образа жизни, но и повышенный риск заболеть. Из-за нового окружения возрастает количество столкновений с незнакомыми иммунитету возбудителями. Рассказываем как подготовить ребенка к выходу в коллектив правильно и что делать и не делать, если он заболел.

По меркам ВОЗ часто болеющим ребенок считается, если болеет чаще 8 раз в год. На первом году занятий в детском саду или в школе, особенно если ребенок не ходил в детский сад, инфекции случаются даже чаще.

«У здоровых детей нет особенностей иммунитета, за исключением совсем раннего возраста,  — отмечает педиатр клиники “Фэнтези” Анна Редина.

— Поэтому основная причина частых ОРВИ — условная стерильность, когда дети просто не сталкиваются с инфекцией в домашних условиях.

У дошкольников, как правило, максимальное количество контактов происходит в детском коллективе, поэтому они болеют чуть чаще детей более старшего возраста. Соответственно, встретившись с теми же вирусами в дальнейшем, дети будут болеть легче или не будут болеть совсем».

Смена режима и недосып. Дома дети часто поздно встают и поздно ложатся, поэтому резкий переход к ранним подъемам может привести к недосыпу. В таком случае лучше постепенно готовить ребенка: начинать будить на 15 минут раньше каждые два–три дня, пока не дойдет до нужного времени подъема. 

Адаптация к новым условиям. Ребенок, оказываясь в незнакомой среде, привыкает к ней и если адаптация проходит с осложнениями или затягивается, может появиться хронический стресс, который негативно влияет на иммунитет. Чтобы этого избежать, лучше заранее рассказывать, что ожидает в школе, а детям младшего возраста можно показать устройство сада с помощью ролевых игр с игрушками.

Нехватка витамина D снижает сопротивляемость инфекциям. «Есть исследования, которые показывают, что дефицит витамина Д влияет на состояние иммунной системы, поэтому ребенку обязательно нужно принимать профилактическую дозу витамина Д, в том числе и летом», — говорит Анна Редина.

Начало занятий совпадает с приходом осени и холода, из-за которого дети больше времени проводят в замкнутом малопроветриваемом помещении. Да и вирусы в холодное время года активнее.

Нехватка важных микроэлементов, например, цинка. При полноценном питании ребенок получает все необходимые витамины и другие вещества из пищи.

Как говорит Анна Редина, принимать витамины нужно, если ребенок плохо питается или есть подозрение на нехватку микроэлементов — слоятся ногти, выпадают волосы, шелушится кожа или трескаются уголки губ.

Если принимать витамины без показаний, можно получить передозировку, которая опаснее дефицита и сложнее лечится. 

Как болеть реже

Совсем избежать ОРВИ при поступлении в детский коллектив вряд ли получится, но можно снизить частоту и длительность инфекций.

«Как именно будет болеть ребенок — неизвестно, скорее всего это зависит от наследственности и хронических заболеваний, — рассказывает Анна Редина.

— Повлиять на это можно, если уделять внимание лечению хронических болезней, прививкам и питанию ребенка, чтобы не допустить дефицита витаминов или других важных минеральных веществ.

Основное — это неспецифическая профилактика: ребенок должен соблюдать режим труда и отдыха, высыпаться, заниматься спортом и гулять на свежем воздухе».

Лучше поддерживать дома прохладную температуру и постоянно проветривать. В сухом воздухе вирусы и бактерии легче проникают через потрескавшиеся слизистые оболочки. А проветривание уменьшает количество микроорганизмов в помещении.

Если у ребенка есть хронические болезни, то перед началом занятий стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

«Если у ребенка нет жалоб, скорее всего, его не стоит показывать врачу. — рассказывает оториноларинголог, хирург и ведущий специалист GMS Clinic Олег Абрамов.

— Другое дело — дети с аденоидными проблемами, такими как храп во сне и постоянная заложенность носа.

Их состояние может ухудшиться после попадания или возвращения в детский коллектив, поэтому к врачу нужно обращаться заранее, до начала учебного года.

Лучший способ профилактики ОРВИ и осложнений — вакцинация. Анна Редина рекомендует завершить перед школой плановые календарные прививки: ревакцинация ККП — корь, краснуха, паротит. Эти болезни крайне заразны и тяжело протекают, а заболеваемость корью растет. Также в 7 лет нужно делать ревакцинацию от дифтерии, столбняка и коклюша. Для этого есть комбинированные вакцины.

Не стоит игнорировать и ежегодную вакцинацию против гриппа. А из дополнительных прививок полезно вакцинироваться от менингококковой инфекции — быстро развивающегося, смертельно опасного заболевания и от гепатита А, который лечится только симптоматически. 

Также стоит привить ребенка от ветряной оспы — это защитит от тяжелых форм ветрянки или от осложнений заболевания. Кроме того, после перенесенной ветряной оспы, вирус в дальнейшем может вызвать опоясывающий лишай. 

Во время сезона ОРЗ сложно избежать заражения, особенно если ребенок постоянно находится в детском коллективе. Но если часто мыть руки, умывать лицо, менять одежду сразу по приходу домой и промывать нос физраствором или солевыми растворами, то это механически уменьшит количество вирусов и бактерий на коже и слизистых и помешает им проникнуть в организм. 

Если ребенок все-таки заболел

Для начала нужно убедиться, что это обычная простуда без особенностей, для этого стоит обратиться к педиатру.

Обычная тактика лечения сезонных ОРВИ включает в себя обильное питье в виде воды, морсов, компотов или чая с лимоном и лечение симптомов.

Сбивать температуру стоит, только если ребенок вялый и жалуется на самочувствие. Не стоит этого делать, опираясь только на значения термометра. 

Сосудосуживающие капли давать ребенку следует с осторожностью, только перед сном, чтобы насморк не мешал спать. И не дольше трех дней подряд.

Антибиотики может назначить только врач, после осмотра и проведения необходимых анализов.

Если ребенку не становится лучше через три–четыре дня с начала появления симптомов или состояние ухудшается, то обязательно нужно проконсультироваться с педиатром.

«Изначально здоровый ребенок без патологии и серьезных заболеваний с  температурой и насморком может лечиться дома, — советует Анна Редина. — Если ребенок ест, пьет и активизируется после снижения температуры — это хороший прогностический признак, в таком случае можно отлежаться дома, лечиться симптоматически и соблюдать назначения врача.

Если ухудшается самочувствие, растет температура, появляется сыпь, нужно показаться врачу. Он назначит необходимые обследования и определит дальнейшую тактику лечения. 90% болезней — это вирусные инфекции, которые протекают благополучно и ребенок может оставаться дома под наблюдением.

Но иногда бывают тяжелые случаи, когда ребенку необходимо постоянное наблюдение в стационаре».

Консультация врача необходима при каждом новом случае простуды, если ребенок склонен к осложнениям после ОРЗ. К ним может привести, например, самолечение.

«Лечение частых простудных заболеваний — простая и определенная тактика, которая заключается в назначении лекарств для контроля симптомов болезни, — поясняет Олег Абрамов. — Препаратов с доказанной эффективностью немного, поэтому мы тщательно обсуждаем с родителями, что следует использовать при насморке, боли в горле и кашле, а что нет.

Наиболее эффективные средства — жаропонижающие препараты, солевые растворы для промывания носа, сосудосуживающие спреи и с пяти лет можно давать леденцы. Разумеется, имеются риски осложнений, даже при правильном лечении, от этого никто не застрахован, но риски перехода отитов и синуситов в хроническую форму в правильной терапии очень низкие».

Ставить банки, обтирать ребенка спиртом или дышать паром вареного картофеля. Эти способы не помогают в лечении болезни и даже могут навредить. Пар обжигает дыхательные пути, а обтирание спиртом приводит к отравлению ребенка этанолом через кожу. 

Принимать разрекламированные стимуляторы иммунитета, иммуномодуляторы и другие препараты для усиления иммунитета ребенка. Они не помогают бороться с инфекциями и врачи, работающие в сфере доказательной медицины, не назначают такие препараты детям без иммунодефицита

«Иммуностимуляторы и модуляторы  не нашли доказательного подтверждения своей эффективности и безопасности, — говорит Анна Редина. — Они не нужны, потому что дети прекрасно справляются с вирусной инфекцией без дополнительных вмешательств.

Оставаться дома после выздоровления тоже не стоит. Обычно ребенок заразен для окружающих за два–три для до появления симптомов и не заразен после их исчезновения.

Советы врача об адаптации ребенка в детском саду

Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляется воспитатели, помощники воспитателя и другие незнакомые взрослые.

И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья. Малыш медленно привыкает к спальне с множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания.

Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь.

Эту помощь ребенку родители должны «организовать” задолго до поступления в детский сад. Начать надо с самого главного – с наблюдения за состоянием здоровья малыша и его оздоровления.

Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки. Причем прививки делаются не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детское дошкольное учреждение. И конечно, самое главное – это закаливание и физкультура.

Читайте также:  Как развивать или удалять в себе некоторые качества? - советы врачей на каждый день

Закаленные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.

В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки. Эти навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания.

В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе.

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного – двух раз в неделю, и то когда это бывают какие-либо причины.

Малыш ложиться спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо предмет), он почти не мочиться в постель.

Ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет.

Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш, привык к детскому саду и у него, началась новая и интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного.

10 шагов для укрепления иммунитета ребенка

Как подготовить иммунитет малыша к детскому садику?

Конечно же, ни для одной мамочки не секрет, что, решившись начать «взрослую жизнь» чада, семья неизбежно столкнется с часто подхватываемыми вирусами в саду. Как бы ни хотелось надеяться, что «наш малыш крепенький, закаленный, крайне редко болеющий», нужно быть готовым помочь организму ребенка выстоять эти тяжелые дни с минимальными потерями.

Итак, частота заболеваний малыша в детском саду зависит от двух факторов: от активности инфекции и от устойчивости к ней детского организма. На инфекцию, к нашему сожалению, мы влияния не имеем.

Ну, разве что, стараться не допускать ребенка в очаги явного скопления возможно больных людей. ( В этом месте многие мамы грустно усмехнулись.

Кто из нас самолично не вытирал нос какому-нибудь Васе из группы своего же ребенка.)

Поэтому остается только укреплять иммунитет своего малыша. Здесь можно двигаться в двух направлениях: укреплять устойчивость к заболеваниям вообще и вырабатывать специфический иммунитет к конкретным инфекциям.

Попробуем привести ниже основы всесторонней профилактики частой заболеваемости детского организма:

Начать подготовку крохи необходимо заранее. Очень хорошо, чтобы малыш получит возможность укрепить организм за лето: вдоволь надышаться свежим воздухом, накупаться в море или речке, побегать босиком по песочку-травке-гальке и насладился летним солнышком. Будет ли это отпуск, проведенный с ребенком вместе, отправите ли вы его к бабушке или просто пару раз в неделю всей семьей будете выезжать на природу – решать вам. В любом случае, это будет достойным вложением в здоровье вашего малыша! Не забудьте и про сезонные фрукты-овощи-ягоды, которые так богаты бесценными витаминами и микроэлементами;
Домашний, «тепличный» ребенок оказывается не готов к вирусной атаке, которая неизбежна в саду. Поэтому стоит приучать кроху к контактам с другими детьми заранее (в т.ч. в закрытых помещениях), до того времени, когда предполагаете отдать его в сад. Кроме опыта общения, это будет еще и тренировкой для его иммунной системы.

С первых лет жизни приучайте ребенка к правильному, сбалансированному питанию. Ежедневное меню должно состоять из разных групп продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами. Не секрет, что самые хорошо усваиваемые витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах, выросших в той же полосе, где вы живете. Кроме соков, компотов, чая малыш обязательно должен каждый день пить воду.

Крайне эффективным средством является систематическое закаливание.
Важно помнить правила закаливания:

  • начинать и проводить закаливание можно только здоровому ребенку;
  • сама процедура должна нравиться малышу, поэтому все преподносим в виде игры и с привлечением любимых «кукломишек»;
  • постепенно снижаем температуру (каждые 3 -4 дня на 1-2°С);
    если произошел перерыв на 5-10 дней, то температуру возвращаем на 2-3°С назад;
  • если перерыв в закаливании был больше 10 дней, то начинаем все с начала.

Малышам с 1 до 3 лет подойдут такие виды закаливания:

  • умывание личика (а для деток с 2 лет моем еще и верхнюю часть груди и ручки до локтя). Начинаем с 20°С и снижаем до 16-18°С;
  • далее можно перейти к общему обливанию с начальной температурой воды 34-35°С и снижением ее до 18°С.

Деткам дошкольного возраста:

  • умывают личико, шейку, грудь и ручки выше локтя, а температуру воды доводят до 14°С;
  • при общем обливании температуру постепенно снижают до 24°С.
  • обливание стоп с постепенным снижением температуры с 36-37°С до 20°С;
  • полоскание горла кипяченой водой с постепенным снижением температуры с 36-37°С до 8-10°С.

Менее подвержен заболеваниям здоровый организм. Поэтому в первую очередь санируем все хронические очаги инфекции. Обязательно регулярно показываемся стоматологу и лечим проблемные зубки, если такие есть.

И не надеемся, что ситуация разрешится сама, так как «все равно молочные выпадут». К сожалению, кариес, со всеми его стремительными осложнениями поражает и молочные зубки.

Естественно, не забываем про профилактику, поэтому чистим зубки два раза в день, подобрав вкусную и качественную зубную пасту.

Самыми важными элементами, необходимыми для повышения сопротивляемости организма к различным инфекциям, являются витамин С, йод, а также витамин D.

Не обязательно покупать ребёнку дорогостоящие витамины, достаточно в течение определённого времени (2-3 недели) поить его ежедневно отваром шиповника, или купить самую обыкновенную «Аскорбинку». Йод, как известно, содержится в грецких орехах.

Очень полезна смесь из натурального мёда, грецких орехов, кишмиша и высушенных плодов абрикоса (кураги). Орехи, кишмиш и курагу нужно перекрутить через мясорубку и смешать с мёдом. По одной десертной ложке этой смеси утром, натощак в течение месяца – и иммунитет вашего малыша готов к столкновению с инфекциями.

Витамин D нужен ребёнку не только для полноценного роста и развития, повышения сопротивляемости организма к инфекциям, но и для того, чтобы справляться с умственной и физической нагрузкой в саду, активно играть со сверстниками и быть в прекрасном настроении!

Вот почему важно, чтобы рацион вашего чада был богат этим витамином, либо его можно давать дополнительно, купив в аптеке, к примеру, масляный раствор витамина D.

Также для повышения иммунитета можно использовать и иммуномодулирующие препараты. Их сейчас множество, гомеопатические препараты, к примеру. Они повышают сопротивляемость организма к вирусам простуды и гриппа путём ежедневного введения в организм определённых микродоз этих вирусов.

Общую устойчивость организма малыша можно укрепить еще и с помощью препаратов из лекарственных растений, называющихся адаптогенами (эхинацея, элеутерококк). 2–4 недели в конце лета – достаточно для курса.

Вернувшись домой из сада или поликлиники, промывайте ребенку носоглотку слабым раствором (около 1%) поваренной соли или готовым препаратом на основе морских солей, продающимся в аптеке. Также подходит «Аквамарис».

После этой процедуры можно смазать нос оксолиновой мазью.

Кроме всего перечисленного на иммунную систему существенное влияние оказывает и психическое состояние малыша. Ребенок, который идет в сад с радостью, а не со слезами, не так уязвим для инфекций и вирусов. Поэтому родителям важно сделать все возможное, чтобы детский сад стал источником положительных эмоций для ребенка.

Желаем Вам и Вашему малышу пройти этот переходный этап насколько возможно быстро, легко и радостно.

Ну и конечно же здоровья!!!

Адаптация детей к детскому саду и школе

Первое сентября — день волнительный. Особенно для тех детей — а также их родителей, которые в этом году впервые идут в детский сад или школу. Необходимо провести тщательную подготовку к этому важному событию.

Подготовка 

Нередко начало посещения садика или школы может сопровождаться плохим самочувствием ребенка — обостряются хронические заболевания, малыши чаще простужаются.

Чтобы избежать возможных проблем, ребенок должен быть здоров и готов к саду или школе, а также к предстоящей зиме.

Для этого мы рекомендуем начать подготовку посещения детсада или школы с диспансеризации малыша, которую лучше проводить за 1 — 2 месяца до поступления.

Обычно начинает и завершает диспансеризацию осмотр педиатра. При первом посещении врач осмотрит ребенка.

В зависимости от возраста, особенностей конституции, образа жизни, состояния иммунной системы ребенка, риска хронических заболеваний педиатр определит круг специалистов, которых нужно посетить, сроки профилактических прививок, ряд нужных лабораторных анализов.

При повторном визите к педиатру вы получите заключение о здоровье ребенка, построенное на основании результатов полного обследования. Если есть необходимость, доктор назначит лечение.

Также педиатр посоветует профилактические мероприятия для сохранения и укрепления здоровья, даст рекомендации по питанию, режиму дня, физическому воспитанию (гимнастика, массаж, закаливание), подходящие именно для вашего малыша. Педиатр определит возможную длительность периода адаптации в детском учреждении, подскажет, на что маме и воспитателю и учителям обратить внимание.

В детском саду и школе увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка, так как он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения. Поэтому очень важно перед детским садом или школой показать малыша окулисту. Специалист проверит остроту зрения ребенка, исключит возможную патологию глаз.

Многие дети страдают увеличением аденоидов, хроническим тонзиллитом. Осенью, на фоне снижения иммунитета и погружения в новую среду и детский коллектив, хронические заболевания носоглотки могут разгореться с новой силой.

Читайте также:  Кашель у собаки - советы врачей на каждый день

По этой причине перед посещением детского сада и школы желательно посетить отоларинголога. Также осенью детям необходимо провести санацию полости рта, выявить пораженные кариесом зубы, а также изменения в прикусе.

Врач-стоматолог расскажет, как избежать проблем с зубами, при необходимости проведет лечение.

Из лабораторных исследований необходимо сделать общий анализ крови (берется из пальца). Он покажет содержание гемоглобина, лейкоцитов (клеток крови, защищающих организм от инфекции), эозинофилов (маркеры аллергии и глистной инвазии) и других форменных элементов крови.

Следующий анализ — исследование мочи. На фоне снижения защитных сил организма в осенне-зимний период при купании в бассейне, после перенесенной ОРВИ может появиться или обостриться инфекция мочевых путей.

Обязательно перед детским садом и школой необходимо сделать соскоб на энтеробиоз для исключения остриц. При неустойчивом стуле, запорах можно исследовать кал ребенка (копрология): анализ покажет, какие составляющие пищи перевариваются, а какие нет.

По показаниям может понадобиться проведение УЗИ органов брюшной полости, консультация гастроэнтеролога.

Важной составляющей подготовки малыша к детскому саду и школе является и профилактика острых заболеваний (ОРВИ, грипп и др.). Обычно ее проводят за 1 — 2 месяца до поступления в дошкольное учреждение и школу.

Применяют различные средства, направленные на повышение не специфических защитных механизмов иммунитета. Используют и природные оздоровительные факторы — закаливание, курсы различных растительных адаптогенов, витаминов и др.

Малыш перед поступлением в детсад и школу должен иметь профилактические прививки согласно прививочному календарю. Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в детский сад и школу.

Первая профилактическая прививка уже в детском саду назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через один месяц.

Такая диспансеризация перед детским садом и школой дает родителям возможность узнать о возможных заболеваниях ребенка и принять необходимые меры предосторожности, а малышу позволяет, находясь в детском коллективе, избежать частых заболеваний.

Здравствуй школа!

Считается, что привыкнуть к школе сложнее, чем к детскому саду, поэтому начнем именно с тонкостей школьной адаптации. Первоклашке действительно нелегко приспособиться к новым условиям. Судите сами: ребенок привык целый день бегать-прыгать, теперь ему нужно полдня спокойно сидеть за партой, слушая учителя и пытаться разобраться, что за странные «закорючки» написаны в учебнике.

Особенно тяжело приходится в первые две-три недели учебы. Организм школьника в это время работает на полную, иногда даже «зашкаливает» (кстати, этим объясняется тот факт, что многие первоклашки в сентябре болеют). Примерно через месяц наступает «неустойчивое приспособление», когда ребенок уже более-менее свободно чувствует себя в новой обстановке.

«Устойчивым» оно становится тогда, когда ребенок наконец втягивается в учебный процесс и его организм реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением, чем раньше. Когда это произойдет, сказать сложно. В среднем процесс адаптации занимает два-три месяца. Хотя бывают случаи, когда он растягивается месяцев на шесть.

Впрочем, нужно быть готовыми и к другому развитию событий, так называемой «адаптации наоборот». При этом ребенок в первые дни ходит в школу, как на праздник: ему интересно сидеть за партой, знакомиться с новыми детьми, учителями и т.д. Однако, насытившись новыми впечатлениями, сын или дочь может объявить «забастовку», упрямо отказываясь идти на уроки.

Как действовать родителям, чтобы помочь своим детям быстрее и с меньшими потерями пережить этот болезненный период? Приведем несколько полезных рекомендаций:

  • Постарайтесь правильно замотивировать вашего ребенка. Объясните ему, что в школе он научится писать, считать, узнает много нового о других странах, животных и пр. А вот аргумент вроде «учиться нужно, чтобы быть умным» вряд ли подействует — это слишком абстрактно, а потому непонятно;
  • Продумайте режим дня ребенка. Когда каждый день проходит по плану, это дает ощущение стабильности. К тому же, если распорядок войдет в привычку, не надо будет тратить дополнительных усилий на то, чтобы посадить ребенка за уроки. Есть и еще один приятный «побочный эффект» — сын или дочь научатся рассчитывать и ценить свое время и будут больше успевать за день. Единственное но: прежде чем отдавать ребенка во всевозможные секции, подумайте, стоит ли это делать в первый месяц учебы? Ничего страшного не случится, если ребенок поступит в театральную студию или танцевальный кружок в октябре-ноябре. Зато адаптация к школе пройдет гораздо легче.
  • Если вы планируете записать ребенка на продленку, обговорите с ним это заранее, а не ставьте перед фактом: «Завтра будешь в школе до вечера». По возможности повремените с продленкой первые две-три недели. Возьмите на это время отпуск или поручите бабушке забирать ребенка сразу после уроков.
  • Поддерживайте ребенка морально, разделяя его первые трудности и радости. Чаще хвалите: «Молодец, отлично справился с заданием!» Если же вы расстроены какими-то его поступками, не скрывайте своих чувств. Например, вы вполне можете сказать: «Мне досадно слышать, что учительница недовольна твоим поведением». Для ребенка в таком возрасте очень важно мнение родителей, поэтому он к нему наверняка прислушается и сделает выводы.
  • Проводите с сыном или дочкой больше времени. Под общением подразумевается не только обсуждение событий дня, но и совместные занятия, например поход на выставку, в цирк, театр, общие игры.
  • Если ребенок рассказывает вам о каких-то конфликтных ситуациях (между ним и учениками или между ним и учителем), не стоит сразу же горячо поддерживать только одну сторону. Попробуйте быть объективным. Сын или дочка то хвалит учителя (либо новых друзей), то ругает? Отнеситесь к этому спокойно. На этапе привыкания чувства ребенка нестабильны. Со временем они станут гораздо более постоянными.

Первый раз в детский сад

По сравнению с адаптацией к школе привыкание к детскому саду кажется легким. В какой-то степени так оно и есть. Ребенок дважды в день гуляет, днем спит, много играет. Однако малышам тоже бывает нелегко «включиться» в новую жизнь.

Во-первых, им предстоит расставание с мамой, а большинству детей это тяжело дается. Во-вторых, нужно привыкать быть самостоятельным: одеваться-раздеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, заправлять постель, что для малышей тоже нелегко.

Как же смягчить адаптацию?

  • Первый месяц приводите ребенка в детский сад не на полный день, а на несколько часов, например, только на прогулку, чтобы он познакомился с детьми в «неформальной» обстановке. Потом – на пол дня, затем — на целый лень. Не огорчайтесь, если ребенок с трудом «включается» в новую жизнь. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят маму приходить за ними попозже, потому что они не успели погулять (съесть блинчики на полдник, достроить дом и т.д.).
  • Постарайтесь не вводить дома большое количество запретов — их достаточно в детском саду. Пусть чадо занимается тем, чем хочет: бегает, кричит, валяется на родительской кровати. Это поможет ему выпустить пар. Ведь за день у ребенка накапливается куча эмоций — как положительных, так и отрицательных, а справиться с ними самостоятельно он не в силах. Единственное, чего не стоит делать, — позволять дольше, чем обычно, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на нервную систему.
  • Если ваш ребенок устал от шума и гама в саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы.
  • Репетируйте с ребенком дома те вещи, которые плохо даются ему в детском саду. Пусть потренируется сам заправлять постель, сервировать стол, причесываться и т.д. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в саду.
  • Чтобы ребенок был меньше подвержен простудам — а «новички» в саду то и дело болеют, — приложите все усилия по закаливанию сына пли дочки. Вообще-то медики рекомендуют начинать закаливаться летом. Во время купания обливайте ребенка водой комнатной температуры, растирайте по утрам влажным полотенцем. Если есть возможность, водите дважды в неделю в бассейн.
  • Позвольте малышу брать с собой в детский сад любимую игрушку — ему будет легче пережить расставание с домом. Однако лучше, если игрушку он выберет не мягкую, а резиновую, чтобы ее можно было помыть. Похвалите вашего ребенка, если он захочет взять несколько игрушек — для того чтобы поделиться с друзьями. Объясните, что нельзя отнимать у других детей игрушки — можно только попросить.
  • Если ваш малыш с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите все усилия для того, чтобы ребенок стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть в прятки или салки. Чаще приглашайте к себе знакомых с детьми. Преодолев застенчивость, ребенок быстрее освоится в саду.
  • Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывая сказки, чтобы он быстрее уснул. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет в случае необходимости, но поскольку детей в группе много, то, вероятно, придется какое-то время подождать.
  • Расскажите малышу, что в саду существует определенный режим и дисциплина, нарушать которые нельзя. Поэтому, если воспитательница зовет всех кушать, значит, надо идти и кушать, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.
  • Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.
  • Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный садовскому. В выходные дни не поощряйте сон до обеда. Желательно, чтобы ребенок вставал примерно в то же время, что и всегда, максимум на час-полтора попозже. «Отбой» тоже должен быть не в полночь, а гораздо раньше. Не отказывайтесь от «тихого часа», прогулки до и после обеда. Чем быстрее ребенок «втянется» в новый режим, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*