Ребёнок стал истерить — советы врачей на каждый день

Громкие негодующие крики, валяние по полу или на земле, гневные жесты, душераздирающий плач и дрожащие губы — картина, знакомая большинству родителей.

Возраст от года до четырех в разных источниках наделяется кризисом одного года, кризисом трех лет, званием «эти ужасные двухлетки»… Ни года без кризиса, и порой ни дня без шумного негодования по какой-либо причине, переходящего в неуправляемую истерику. Как пережить это время и не сойти с ума?

Нормальное развитие детей и психическое здоровье взрослых: кто кого?

Пожалуй, самое сложное для родителя маленького скандалиста — не взорваться самому. Когда у ребенка начинается неконтролируемое выражение эмоций, мамы и папы, ощущая свою беспомощность, тоже порой «доходят до точки», не зная, что предпринять. Особенно неприятно, если истерика с паданием на пол происходит в людных местах, собирая массу советов и замечаний от прохожих.

Как быть?

Во-первых, что бы там ни сообщали доброжелатели о правильном воспитании и хороших малышах, абсолютное большинство детей проходят через стадию истерик. Кто-то делает это чаще и громче, у кого-то быстрее получается преодолеть сложный этап. Так что первое, что нужно усвоить растерянным родителям: ужасная истерика — нормальный этап развития детей.

Начало истерик не зависит от того, насколько прекрасна мама или авторитетен отец. Супер-понимающие родители и лучшие воспитатели также сталкиваются с проявлением яростного негодования у детей.

Ну, а требовать от маленького ребенка «вести себя прилично» пока еще рановато: буддистского спокойствия эта мысль не принесет, но, вероятно, поможет сохранить психическое здоровье и сберечь нервные клетки.

Все же легче осознавать, что тысячи других таких же замечательных родителей именно в этот момент растерянно смотрят на свое чадо, лежащее посреди супермаркета. Ну а у советчиков с их «идеальными детьми» просто плохая память.

Во-вторых, бурные проявления чувств и эмоций свойственны детям, растущим в тех семьях, где принято с вниманием относиться к желаниям друг друга.

Малыши, растущие в условиях Домов Малютки и получающие внимание и заботу по расписанию, редко активно требуют что-либо недоступное. Частые фрустрации приводят к подавлению множества потребностей.

А вот дети, живущие с родителями, особенно, если у них холерический темперамент, могут бурно настаивать на своем, ожидая от взрослых удовлетворения.

Почему такие милые малыши устраивают такие гадкие истерики?

Истерики — весьма неприятная часть взросления. Не так просто продолжать нежно любить свое чадо, норовящее упасть в лужу и бить там ногами с громкими криками. Однако понимание причин позволяет спокойнее пережидать эти периоды и, более того, сокращать их длительность и количество.

Каждая истерика — это результат несовпадения желания и возможностей. Малышу прямо сейчас нужно именно то, о чем рассказать он пока не может, а взрослые и не догадываются.

Неразвитость коммуникативных навыков, скудность активного словаря и неумение справляться с собственными эмоциями — основные причины истерик у детей от года до двух. Срочно надо выпить еще соку, помыть попу, погладить вон ту собаку, а объяснить не получается.

Желания растут, становятся более разнообразными, и словарный запас за ними не успевает.

При этом дети не задумываются, насколько понятно они сообщают о своем требовании, и то, что родители его не выполняют, приводит к состоянию фрустрации (негативным эмоциям из-за несоответствия желаемого и действительного) и последующему «взрыву».

У тоддлеров, детей в возрасте 3-4 лет, умеющих выражать свои желания, истерики связаны обычно с «борьбой за власть». Кризис самоидентификации, начинающееся в трехлетнем возрасте отделение себя от мамы, попытки автономии и проверки границ приводят к бурным эмоциональным реакциям в ответ на неудовлетворенные потребности вчерашних грудничков.

Как остановить взрыв? 10 советов экспертов и опытных родителей

Различные причины истерик требуют разных подходов к их прекращению. Столкнувшись пару раз с бурным негодованием, родители начинают представлять, в какой ситуации и почему малыш может выдать ожидаемую реакцию. Исходя из особенностей ребенка, мамы и папы подбирают лучший способ (или два, или все десять), наиболее эффективно воздействующий на любимое чадо.

  • Предоставление пространства

Бывают ситуации, когда ребенок осознает, что желаемое невозможно получить сейчас, но не может справиться со своими чувствами.

В таких случаях ему нужна возможность выплеснуть эмоции (предварительно удостоверившись, что он не сможет пораниться или причинить вред окружающим).

Отойдите на пару метров, не вступайте в битву за возвращение к нормальному поведению, предоставьте ему шанс выплеснуть гнев и вернуться к контролю над чувствами самостоятельно. Иногда разумно сочетать этот способ с игнорированием.

На самом деле, это возможность дать ребенку успокоиться до того момента, когда какие-либо слова взрослого наконец будут услышаны.

Во время настоящей истерики фронтальная часть коры, отвечающая за понимание и принятие решений, практически отключается под воздействием эмоций.

Поэтому доводы и урезонивания взрослых часто не работают, они просто не могут быть восприняты: невозможно научить плавать, когда кто-то тонет.

Лучший вариант, если дело дошло до неконтролируемой истерики, — дать малышу успокоиться, прийти в себя, и уже потом начинать разбираться в причинах. Важно помнить: игнорирование в данном случае — не наказание. Бессмысленно пытаться наказывать малыша, не способного справиться с ситуацией. Надо просто дать ему шанс выплеснуть эмоции без особой реакции со стороны.

К счастью, малыши еще не очень умеют концентрироваться на чем-то одном. Почти всегда в самом начале истерики есть шанс переключить внимание на что-то другое. В тяжелые периоды хорошо иметь при себе новые игрушки, незнакомые штучки, книжки, мелкие вкусности.

Можно также отвлекать действием. Если в магазине вот-вот разразится буря по поводу нежелания купить новую машинку, стоит попробовать сообщить что-то вроде: «Ой, мы совсем забыли про мороженое! Поможешь мне выбрать?» или «Ты не забыл посмотреть, какие сегодня рыбы вон в том отделе? Пойдем скорее к аквариуму!».

Важно помнить, что, несмотря на внушаемость и отвлекаемость, дети отлично чувствуют фальшивые интонации. Так что этот способ работает, только если родители заставят себя и малыша поверить, что мороженое и рыба действительно важны.

Словарный запас детей невелик, и порой даже активно болтающим малышам не до объяснений. Невозможность донести до родителей причину горя расстраивает их еще больше. В таком случае можно договариваться о секретных знаках, например, «пить», «есть», «еще», «устал».

Еще один бонус угадывания — включение эмпатии. Даже если мама в попытке выявить причину уже провела детективное расследование, а желание все еще не угадано, малышу становится полегче. Ощущение, что его потребность значима и будет удовлетворена, снижает накал страстей. Ну а игра в угадайку, опять-таки, способна отвлечь ребенка.

Просто обнять и молча пожалеть малыша тоже, как ни странно, помогает. Дети чувствуют, что их беды родителям небезразличны, даже если Спайдермена прямо сейчас получить не удастся, и что их любят, несмотря на поведение.

Также объятия помогают ребенку почувствовать себя защищенными, находящимися в безопасном месте. Порой это сразу же избавляет от истерик, связанных с обидой на весь окружающий мир или его отдельных представителей.

Некоторые дети устраивают скандалы изо дня в день примерно в одно и то же время. Скорее всего, они успевают проголодаться в неурочный час или нуждаются в дополнительном отдыхе. Падение уровня сахара в крови или усталость способны спровоцировать целую бурю по самым незначительным поводам.

Стоит также помнить, что избыток сладостей и быстроусвояемых углеводов в рационе могут провоцировать нестабильное поведение и приводить к эмоциональным «взрывам» даже самых спокойных малышей.

  • Предварительные инструкции

Если мама предполагает, что посещение поликлиники или, например, кафе с длительным сидением на одном месте способно спровоцировать истерику, можно попробовать договориться заранее.

«Вова, я хочу, чтобы ты сегодня спокойно посидел перед кабинетом и поиграл в машинки. Ты же это сможешь, правда? Если все пройдет хорошо, то дома мы посмотрим новый мультфильм».

И как только Владимир начнет уставать и вести себя неподобающим образом, надо мягко напомнить ему об уговоре и мультике.

  • Спокойствие, только спокойствие

Легче, конечно, сказать, чем сделать.

Однако во многих случаях отсутствие раздражения и негативных эмоций, так же, как и излишнего внимания и эмоционального выяснения, что произошло с бедным крошкой, помогает детям прекратить истерику.

Малыши любопытны и изобретательны, и заставить маму опять громко покричать может быть неосознанной целью истерики. Это один из способов проверки границ и попыток принудить взрослых играть по своим правилам.

Иногда это также способ привлечь к себе внимание. Как известно, негативное внимание (ругань, крики, шлепки) тоже приносит частичное удовлетворение, если ребенок чувствует себя одиноким и покинутым.

Не поддавайтесь на провокации. Играйте и разговаривайте с малышом больше, когда он ведет себя хорошо. И даже в случае, если повод для истерики — совсем не манипуляции маминым настроением, сохранение спокойствия (хотя бы внешнее) поможет быстрее свести бунт «на нет».

  • Сочувственная улыбка как оружие борьбы с незнакомцами

Если родители вдруг обнаружили себя рядом с ребенком, кричащим или лежащим на полу в людном месте, и вокруг уже начали собираться сочувствующие, стоит хотя бы сделать вид, что все под контролем. Спокойная улыбка, твердый тихий голос и уверенное поведение дадут окружающим понять, что в советах мама или папа не нуждаются и отвлекаться на болтовню им некогда.

Ну а малыш получит меньше внимания от прохожих, снизив свои шансы «подавить на жалость» или усилить истерику благодаря неправильному поведению чужих людей.

… и забрать с собой малыша. Если поводом для негодования является что-то, что есть рядом — мороженое в магазине, аттракцион, чужая машинка в песочнице, то порой проще всего увести или унести ребенка из этого места и дать ему успокоиться. Смена обстановки зачастую действует просто волшебно.

Читайте также:  Плохо чувствую себя - советы врачей на каждый день

Порой дети способны выводить из себя самых умудренных родителей, практически «познавших дзен». Любой человек может приходить в состояние фрустрации, недовольства, беспомощности.

В ситуациях, когда малыши доводят «до ручки», хорошо напоминать себе высказывание «Как же дети уверены в нашей любви, что позволяют себе так себя вести».

И радоваться, что вот этот невозможный ребенок абсолютно точно знает, что он — самый любимый и обожаемый в мире малыш.

А истерики пройдут.

Истерики у детей

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения.

Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15.

К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Истерики у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса.

Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий.

Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком.

Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются.

После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований.

Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания.

После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей.

К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих.

Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно.

Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка.

Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога.

Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания.

Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком.

Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку.

Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Детские истерики: что с ними делать и как их избежать?

Воспитание детей по определению не может быть легкой задачей. Родители понимают это буквально с первых дней жизни малыша. Но впервые сталкиваясь с детской истерикой, они могут почувствовать свое полное «педагогическое» бессилие.

И лишь немногие знают (или понимают на уровне интуиции), что от их поведения в такие моменты зависит то, как пойдет дальше развитие личности ребенка. Возьмет ли он этот «метод» на вооружение как эффективное средство манипуляции и достижения желаемого или научится вести осмысленный и спокойный диалог.

  • Бесплатная консультация прямо сейчас!
  • Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!
  • Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Причины детских истерик

Бытует мнение, что детская истерика может быть следствием избалованности и невоспитанности ребенка, или же она — возрастное явление, которое ребенок со временем перерастает.

Но в действительности причины детских истерик отличаются гораздо большим разнообразием.

  • Неспособность ребенка выражать свои желания или потребности с помощью слов. Обычно такие истерики, с помощью которых ребенок пытается сообщить о своем недовольстве, страхе и пр., свойственны детям до 2 лет. Истеричное поведение вызвано своего рода бессилием — ребенок не может сформулировать свои жалобы или не знает, как это сделать, вследствие чего развивается чрезмерная эмоциональная реакция.
  • Желание обратить на себя внимание. Истерики по этой причине часто развиваются у детей, которым уделяют слишком мало внимания или, наоборот которых опекают чрезмерно.
  • Отсутствие четкой системы поощрений и наказаний ребенка, вследствие чего у него не выработана модель поведения, в которой есть допустимые границы.
  • «Синдром подражания», при котором ребенок пытается повторять поведение взрослых, персонажей мультфильмов или кино, компьютерных игр и пр.
  • Физическое недомогание. Во время болезни или в период выздоровления у детей, особенно в 2–4-летнем возрасте, может резко повышаться склонность к истерикам, которые вызваны плохим самочувствием.
  • Попытки добиться желаемого. Истерики такого типа — это манипулятивное поведение, которое обычно формируется на основании уже полученного опыта. Так, если ребенок, несколько раз устроив истерику, добился того, чего хотел — для него это становится удобным способом и впредь получать желаемое.
Читайте также:  Очищение кишечника с помощью касторового масла

Но независимо от причин такого поведения, родители, сталкиваясь с детской истерикой, приходят в растерянность. Первое побуждение — дать ребенку все, что он хочет, только бы он прекратил «сцену». Но именно в этом кроется основная ошибка, и речь не только о том, что ребенок может «вооружиться» манипулятивными приемами и применять их в будущем.

Даже если у малыша есть причины для истеричного поведения — например, он не может сформулировать свою жалобу или выразить недовольство другим способом — поощрение истерик может привести к тому, что у ребенка не выработается навык выражать и обсуждать свои чувства и эмоции.

И в дальнейшем истерики сменятся демонстративным поведением — нарочитыми обидами, играми в «молчанку», пассивной агрессией.

Так что же делать при детской истерике?

Как справиться с детской истерикой

В случае с истерикой основную роль играют эмоциональные реакции — обида, стыд, злость и пр., с которыми ребенку сложно справиться.

Такое поведение, в зависимости от возраста ребенка, может сопровождаться агрессией по отношению к окружающим или к самому себе (ребенок может расцарапывать себе руки, лицо, биться головой или всем телом о стену).

Также могут наблюдаться непроизвольные судороги, так называемый истерический мост — ребенок, падая на пол, выгибается дугой.

Пиковым «истерическим» возрастом считаются 3 года — частота приступов может достигать свыше десяти в день, и родители могут приходить в полное отчаяние, не будучи в состоянии справиться с таким поведением. Особенно сложно действовать «по правилам», когда возникает угроза здоровью малыша — не чувствуя боли во время истерического приступа, ребенок может действительно сильно поранить себя.

Но важно помнить, что если истерика развивается спонтанно, то продолжается она, подкрепляемая вниманием окружающих. Поэтому действовать рекомендуется так:

  • Если истерика проявляется только криками, топаньем ногами, слезами и другими «безопасными» признаками, лучше оставить ребенка в покое. Не нужно уговаривать его, просить остановиться, пытаться переключить его внимание на что-то другое. Не выпускайте ребенка из вида, но не трогайте его — сохраняйте спокойствие (пусть даже только видимое), и малыш в большинстве случаев успокаивается в течение 2–5 минут, так как его поведение не подкрепляется вашими реакциями.
  • При истериках «тяжелого» типа, когда ребенок несознательно вредит себе или окружающим, крепко обнимите его (желательно, не беря его при этом на руки — пусть он остается там, где есть, и чувствует «почву под ногами»). Удерживайте его так, пока он не успокоится, но не показывайте никаких реакций в виде жалости, сочувствия, злости и пр. Помните золотое правило: пытаться убедить, успокоить, отвлечь ребенка можно до истерики и после нее, а во время истерического приступа любые ваши реакции станут лишь подкреплением такого поведения.

Но истерику у ребенка сравнительно легко предупредить. Важно внимательно наблюдать за малышом и замечать, что предшествует такому поведению: определенные гримасы, хныканье, требования и пр.

И каждый раз, наблюдая предвестники истерики, отвлекать ребенка — предложить ему посмотреть в окно, «гуляет ли кошка», «идет ли дождь» и пр. Важно учить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью слов.

Помогайте ему, задавая вопросы: «Ты обижаешься, потому что я не дала тебе конфету?», «Ты злишься, потому что пора ложиться спать?» и т.д.

  1. Онлайн консультация специалиста
  2. по Вашему вопросу!
  3. Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Но если у ребенка истерики повторяются очень часто, наращивают свою интенсивность, сопровождаются выраженной агрессией или задержкой дыхания, а также если они сохраняются после 4 лет или начинаются в ночное время, следует обратиться к врачу. Такие симптомы могут указывать не необходимость обследования у невролога или психотерапевтическую коррекцию поведения.

Истерики у ребенка 2-3х лет. Советы и рекомендации психолога

Истерики у ребенка 2-3х лет. Советы и рекомендации психолога 23.04.2020 15:59

Ваш малыш опять катается по полу и бьется в истерике? Невозможно пойти с ним в магазин без яркого представления на публику с визгами и топаньем ног? С такими последствиями встречаются каждые вторые мама и папа. Как же быть, когда истерики у ребенка 3 лет происходят чуть ли не каждый день? Советы психолога помогут решить наболевший вопрос. Как правильно себя вести должен знать каждый родитель.

Причины – почему возникают сильные истерики у детей 2-3 лет

Средство манипуляции взрослыми, чтобы получить то, что запрещают (сладость, игру, не идти сейчас спать).

  • Желание ощутить внимание со стороны отца с матерью.
  • Плохое физическое состояние вследствие болезни.
  • Кроха устала, проголодалась, недоспала.
  • Чрезмерное строгое воспитание, излишние наблюдение и забота.
  • Желание подражать кому-то из знакомых или родных.

Когда родители игнорируют поступки сына или дочки: не поощряют за хорошие действия и не порицают за плохие.

  • Нет больше вариантов, как можно выразить свое негодование.
  • Родители не дали закончить начатое до конца, доиграть игру.
  • Появление брата или сестры.
  • Нехватка ласки и проявлений любви.

Важно: Родителям необходимо понимать, что какой бы ни была причина, чадо просто не может справиться с нахлынувшей на него бурей негативных эмоций. Припадки истерии – это не капризность характера, а присутствующая у 90% детей черта, характерная на данном этапе развития.

Если во время истерики у ребенка наблюдается агрессивное поведение, бывает, что он наносит повреждения окружающим или себе, теряет сознание, после приступа присутствует усталость, вялое состояние или рвота, то стоит незамедлительно обратиться к врачу неврологу.

Методы борьбы: единственный способ снять истерику этого типа – это нейтрализовать психическое перенапряжение у малыша. Ругать, наставлять ребенка сейчас совершенно бесполезно, потому что в таком состоянии он все равно не воспринимает информацию.

Игнорировать кроху сейчас тоже нельзя. Ребенок как никогда нуждается в родительском утешении. Посадите его на колени, крепко прижмите к себе. Постарайтесь убедить его, что все уже хорошо. Ласковые объятия и поглаживания тоже хорошо могут подействовать.

Часто родители теряются и не могут отличить истерику первого типа от второго. А это очень важно, так как методы противодействия абсолютно противоположны.

В таком случае выяснить тип поможет психолог на индивидуальной консультации. Отличительной чертой настоящей истерики выступает истерический мост – когда ребенок выгибается дугой от воздействия судорог.

При этом первый тип истерики может непроизвольно переходить во второй.

2 типа истерики у ребенка

Истерика – симуляция

Этот приступ ребенок сам организует сознательно, когда сильно чем-то недоволен или хочет что-то получить. Именно такие истерики устраивают обычно дети в магазинах, когда ходят туда вместе с родителями. Малыш кричит, громко плачет, топает ногами или вообще катается по полу.

Все это представление устраивается лишь бы получить желаемое. Ребенок себя полностью контролирует и понимает, что происходит вокруг. Как только родители выполнят его просьбу, малыш сразу успокаивается.
Как бороться с истериками подобного типа: лучший метод – это не обращать внимания, если нет зрителей, то представление устраивать уже неинтересно.

Если приступ случился дома, то можно уйти в другую комнату и оставить ребенка на время одного. Когда он поймет, что такие приемы не работают, то быстро успокоится и сам пойдет на контакт. Так же можно спокойным тоном объяснить крохе, что так вести себя очень плохо, и таким образом он ничего не добьется.

Например: «Если ты сейчас успокоишься, то я куплю тебе эту игрушку, когда появится такая возможность, если будешь продолжать свои капризы, то совсем не получишь игрушки, как наказание за ужасное поведение».

Если малыш истерит в людном месте, то важно все равно не поддаваться на его провокации и не выполнять его требований, лишь бы он поскорее успокоился. Если пойти на поводу у ребенка, то он будет применять этот прием все чаще и чаще.

Истерика в состоянии аффекта

Этот тип истерики полностью противоположен первому. В результате сильного эмоционального потрясения или негативных переживаний ребенок перестает себя контролировать и мыслить, как в обычном своем состоянии. В это время малыш абсолютно не слышит родителей, поэтому бесполезно его поучать.

Методы борьбы: единственный способ снять истерику этого типа – это нейтрализовать психическое перенапряжение у малыша. Ругать, наставлять ребенка сейчас совершенно бесполезно, потому что в таком состоянии он все равно не воспринимает информацию.

Игнорировать кроху сейчас тоже нельзя. Ребенок как никогда нуждается в родительском утешении. Посадите его на колени, крепко прижмите к себе. Постарайтесь убедить его, что все уже хорошо. Ласковые объятия и поглаживания тоже хорошо могут подействовать.

Часто родители теряются и не могут отличить истерику первого типа от второго. А это очень важно, так как методы противодействия абсолютно противоположны.

Читайте также:  Вирус Эпштейна- Барр - советы врачей на каждый день

В таком случае выяснить тип поможет психолог на индивидуальной консультации. Отличительной чертой настоящей истерики выступает истерический мост – когда ребенок выгибается дугой от воздействия судорог.

При этом первый тип истерики может непроизвольно переходить во второй.

Типы нервной системы и склонность к истерии

Каждый ребенок имеет 1 из четырех типов нервной системы, которая была дана ему от природы. Отец и мать для воспитания стрессоустойчивого человека должны знать особенности нервной системы своей кровинки. Это необходимо, чтобы была возможность откорректировать методы воспитания.

Слабый тип

Дети со слабым типом неохотно общаются с ровесниками из-за своей стеснительности. Также им свойственны ранимость, эмоциональность, обидчивость, чаще всего заниженная самооценка. Их сильно задевают конфликтные ситуации в семье и другие стрессы. Такие дети обладают замедленными процессами торможения и возбуждения в мозге.

Кроху легко можно вывести из себя. Но тем не менее он старается тщательно сдерживать свою эмоциональную реакцию. Но если уж истерический припадок неизбежен, то становится совершенно неуправляемым, даже неадекватным. Чаще всего у таких детей встречаются ночные истерики. Поэтому они предпочитают спать с родителями. Также, как признак можно выделить плохой аппетит и сон.

Рекомендации воспитания:

Родителям необходимо проявлять железное терпение, хвалить, обнимать и выражать любовь и одобрение всяческими способами на постоянной основе. Общаться следует на равных, выслушивать его переживания. Не требуется проявлять жесткость, силой заставлять выполнять домашние обязанности, лучше мягко объяснять, в чем они могли бы помочь по дому.

Сильный тип

Такие дети чаще всего находятся в бодром веселом настроении, легко вступают в контакт с окружением. Процессы торможения и возбуждения коры головного мозга – в уравновешенном состоянии. Чтобы малыш впал в истерию необходима весомая причина.

Редко провоцирует конфликты с взрослыми и сверстниками. Не имеют проблем с аппетитом и сном, с удовольствием занимаются различными занятиями, но часто их меняют. Так как, разобравшись в каком-либо деле, интерес к нему ослабевает.

Негативные черты характера: с трудом могут соблюдать режим дня, непостоянство во всем и нарушение данных обещаний.

Рекомендации воспитания:

  • Приучать родную кровинку к соблюдению распорядка дня.
  • Учить выполнять обещания.
  • Привить любовь к постоянному занятию.
  • Неуравновешенный тип

Дети такого типа эмоционально неустойчивы, легко возбудимы и вспыльчивы ввиду того, что процессы возбуждения головного мозга преобладают над процессами торможения. Они быстро входят в возбужденное состояние от таких событий, как покупка новой игрушки или общение с новыми людьми. Таким детям свойственен некрепкий сон, они постоянно просыпаются во время ночного сна и плачут.

У них ярко выражено стремление к лидерству и желание быть  центральной фигурой среди ровесников. Также имеют проблемы с доведением дела до завершения. Когда кто-либо их критикует, не выносят этого, сразу все бросают и уходят, выражая явную агрессию и злость.

Рекомендации воспитания:

  • Быть терпеливыми, проявлять гибкость в общении.
  • Учить крошку сдерживаться и быть обязательным.
  • Объяснять пользу доведения дела до конца, а не бросать на полпути.
  • Медлительный тип

У детей этого типа нет проблем с аппетитом и сном, они спокойны и уравновешенны. Их процессы возбуждения замедлены, а торможение преобладает. Не бояться одиночества, так как могут длительное время находиться в компании с собой и искать себе развлечения.

Они обычно до удивления предсказуемы, бесстрастны и рассудительны. Детки с медлительным типом все делают не спеша, но доводят до конца. Не приветствуют быстро меняющуюся обстановку. Родители часто не понимают настроение малыша, так как отличительная черта – сдержанность в эмоциях.

Рекомендации воспитания: Прививать интерес к активным действиям, которые развивают речь и физическую активность.

Важно: Следует отметить, что более всего предрасположены к истеричным припадкам трехлетние дети со следующим типами: неуравновешенный и слабый. Рекомендуется показать кроху неврологу в целях исключения врожденных патологий и отклонений в развитии нервной системы.

Этапы прохождения истерики

На первой стадии малютка громко кричит. Также не реагирует на происходящее и ничего не требует. Проявляются физические действия: дитя падает на пол, бьется головой и конечностями. Встречается даже вырывание волос, так как на этом этапе ощущения боли отсутствуют.

Этап рыданий – дитя долго и навзрыд хнычет без остановки. На его лице эмоции огорчения и досады. Так как малыш не в силах успокоиться быстро после этого этапа, он будет еще долгое время всхлипывать, а затем почувствует опустошенность. Также наблюдается упадок сил, поэтому чадо может заснуть днем, ночной сон будет характеризоваться прерывистостью.

Важно: Бороться с состоянием истерии имеет смысл только на первом этапе. Если уже пошел процесс второго и третьего этапа, то все уговоры уже будут бессильны.

Рекомендации для родителей, как избавиться от приступов истерики у ребенка.

Не поддавайтесь панике и беспокойству. Не показывайте своим видом, что происходящее вас взволновало. Сохраняйте спокойствие насколько это возможно и продолжайте свои домашние дела. А на кричащего малыша никак не реагируйте. Как крайний вариант можно даже уйти в другую комнату, но так чтобы кроха была в зоне обозрения.

И не стоит уходить надолго, иначе он подумает, что его бросили и испугается. Всевозможные чтения нотаций и попытки объяснить ребенку, что он неправильно себя ведет, сейчас абсолютно бесполезны. Сейчас кроха не воспринимает информацию.

Увидев, что отец или мать не обращают внимания на истерику и не выполняют требования, есть шансы, что она успокоится.

Ни в коем случае не сдавайтесь и не идите на поводу у малыша. Ваша задача – быть твердыми в своем решении и не поддаваться на манипуляции.

Если карапуз добьется своего, то он всякий раз будет прибегать к таким требованиям того, что ему нужно. А это означает, что случаи истеричного поведения станут чаще и сильнее, чем прежде.

Несмотря на свой юный возраст, дети обладают хитростью и проницательностью, поэтому единожды дав слабину, потом уже сложно будет исправить ситуацию.

Когда кроха только начинает кричать, попробуйте отвлечь ее внимание. Спокойно попытайтесь выяснить, почему он проявляет недовольство, либо переведите внимание на новую игру, или сделайте что-то неожиданное. Если истерика уже приняла большой оборот, то это уже будет бесполезно.

Обнимите ребенка, скажите, как вы его любите, приласкайте.Но если малыш вырывается или выгибается дугой – лучше не проявлять настойчивость. Не держите силой и проследите, чтобы он не нанес себе травму.

Что делать не рекомендуется?

  • Наказывать физически: шлепать по попе рукой или ремнем.
  • Переходить на крик в ответ.
  • Ругать за недостойное поведение. Все эти способы только накалят обстановку и негативные эмоции, а малютка ничего не воспримет.

Итак, теперь вы знаете, как успокоить истерики у ребенка 3 лет. Дети – это наш лучик счастья и самые важные для нас люди. Поэтому, чтобы не наломать дров, лучше уделять побольше внимания своим методам воспитания.

Если не получается самостоятельно выяснить причину и решить вопрос, то лучший выход – консультация психолога. Специалист на основе своего опыта работы с другими детьми поможет разобраться и найти лучшее решение.

При этом без травмирующих для крохи условий.

Детские истерики: советы невролога

Авторы: Корень Олег

Уже более четверти века ко мне ежедневно приводят на прием здоровых и цветущих двухлетних ребятишек с похожими жалобами. Это истерики! Но в подавляющем большинстве случаев это оказывается не медицинской, а психолого-педагогической проблемой.

Истерики как способ управления окружающим миром. Видимо, примерно к двум годам нарастает некая «критическая масса» опыта их использования. Но всё начинается значительно раньше. Я глубоко убежден, что истерический сценарий встроен в психику каждого человека.

Другое дело, насколько он поощряется (закрепляется) окружающими.

Вот шестимесячный малыш начинает плакать на приеме, как бы задает вопрос. «Меня смотрит лысый дядька! Мне плакать?» Стремительно к нему на помощь бросаются мама, бабушка и папа, подхватывают, начинают шикать, качать, затыкать рот соской. «А! — чувствует малыш.

— Все правильно понял! Нужно плакать!» Плач становится универсальным и безотказным способом добиться чего-то, попросить о чём-то. В ответ на плач ребенка мы часто стараемся отвлечь его: «Ой, смотри! Гули-гули, киса, собачка, водичка-водичка, умой моё личико!».

И потом ребенок начинает уже плакать в ожидании: «А ну-ка придумайте, как еще меня отвлечь-завлечь!»

То есть, в двух словах, истерика закрепляется, когда с ее помощью ребенок получает желаемое. Как быть? Конечно, невозможно в рамках короткого текста предложить подробную и универсальную схему. Но стратегически оказывается эффективным только принцип «гашения поведения», истерик в нашем случае.

А говоря проще, гашение — это игнорирование. Под игнорированием в данной ситуации подразумевается не холодная отстраненность и не «бросание на произвол судьбы» ребенка. Игнорируется не ребенок, а поведение. Чем спокойнее, естественнее, увереннее вы будете, тем быстрее ребенок успокоится.

Закрепляют истерики суетливые «утешалки-отвлекалки»…

Естественно, к данному совету имеется ряд оговорок, так как к усилениям истерик могут приводить и сугубо биологические факторы — железодефицитная анемия (о связи малокровия и истерии сто лет назад писал академик В. Бехтерев), дефицит других минеральных веществ, чаще всего магния и кальция. Очень часты истероидные сценарии поведения у детей с аллергическими дерматитами.

  • Ещё одно важное дополнение: если ребёнок не модулирует своё поведение в соответствии с вашим и вообще непонятен и непредсказуем, то стоит обратиться к специалисту, который мог бы детально оценить развитие коммуникации ребенка.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*