Снижение слуха у ребенка — советы врачей на каждый день

У детей в раннем возрасте и после 1 года могут возникать нарушения слуха. Они бывают врождёнными или приобретёнными. Детскую тугоухость можно лечить или корректировать, особенно успешно – если она выявлена на ранних стадиях. Рассмотрим самые частые причины, по котором дети могут плохо слышать.

Причины нарушения слуха в детском возрасте

Специалисты по слуху выделяют 5 основных причин развития тугоухости у ребёнка.

Генетика

Генетической предрасположенностью вызваны около 40% случаев тугоухости у детей. Если в семье были слабослышащие люди, есть вероятность того, что заболевание передастся на уровне генов.

Ослабленные болезнью малыши чаще других страдают от порока развития уха или слухового нерва.

Поэтому здоровью детей, которые родились недоношенными или с маленьким весом, либо переболели желтухой в раннем возрасте, нужно уделить пристальное внимание.

Неправильная гигиена

Ушки ребёнка нужно чистить, но делать это следует правильно. Специалисты по слуху могут научить маму пользоваться ватными палочками без риска повредить барабанную перепонку.

Если слишком глубоко проталкивать серу, в ушах будут скапливаться пробки. Из-за них ребёнок хуже слышит, ведь звуковой сигнал не может проникнуть в среднее ухо.

Для повседневной гигиены палочки, как правило, и не нужны: достаточно регулярно промывать ушки теплой водой.

Инфекции

На слух малыша влияют и инфекции. Причём даже те, что его мама перенесла в период беременности. У женщин, переболевших краснухой или цитомегаловирусом, чаще рождаются дети с нарушениями слуха.

Свинка и корь – распространённая причина приобретённой тугоухости. Она может развиться из-за недолеченного насморка, переросшего в отит.

Поэтому так важно тщательно следить за детским здоровьем с самого раннего возраста.

Вредные препараты

Некоторые лекарства снижают чувствительность среднего уха. К ним относятся препараты, которые используют при лечении серьёзных заболеваний: туберкулёза, рака, малярии и других.

Шум

У маленьких детей очень чувствительный слух. Из-за частого посещения шумных мест он может пострадать. Поэтому очень важно с ранних лет беречь ребёнка слишком громких звуков. Стоит обратить внимание на наушники: музыка в них не должна быть громче 50% от возможностей смартфона.

Как определить нарушение слуха у ребёнка

Тугоухость можно выявить и до посещений врача. В дальнейшем ребёнка стоит показать специалисту по слуху, но первые признаки могут заметить и внимательные родители. Если какие-то из симптомов совпали, малыша нужно срочно отвести к доктору.

У детей до года

Маленькие дети со здоровым слухом восприимчивы к шуму уже в двухнедельном возрасте. Громкие звуки могут заставить их плакать и кричать. Если ребёнок их игнорирует и ведёт себя очень спокойно даже в шумных местах, это повод проверить его слух у специалиста. Обратите внимание на зрачки: в норме они расширяются, когда малыш слышит громкие звуки.

У детей старше года

Чем взрослее ребёнок, тем проще родителям заметить снижение слуха. Если малыш не реагирует на звуки, не слышит, когда его зовут, и плохо ориентируется в пространстве, это повод показать его специалисту.

Стоит следить за тем, как ребёнок слушает. Если он поворачивается ухом к источнику звука, это первый тревожный сигнал.

Дети с нарушениями слуха позже начинают говорить, коверкают слова и не произносят их окончания.

Степени снижения слуха

  • ✔ I степень. В обычных обстоятельствах ребёнок хорошо слышит. Но, если вокруг шумно, ему тяжело различать слова.
  • ✔ II степень. Малыш с трудом разбирает речь, произнесённую шепотом в полной тишине.
  • ✔ III степень. Ребёнку с нарушениями слуха сложно разобрать даже фразы, произнесённые громко в помещении, где нет посторонних источников шума.
  • ✔ IV степень. Малышу сложно различать звуки, кроме громких и раздающихся прямо у его уха.

Последняя стадия тугоухости – полная глухота. Важно помнить, что тугоухость не пройдёт сама. Ребёнку нужна помощь специалиста, в противном случае нарушения слуха могут отразиться на развитии его психики. Чаще всего детям с нарушением слуха можно помочь, заказав подходящие по возрасту слуховые аппараты. Такой прибор можно установить и в одно ухо, но два устройства будут эффективнее.

Что делать, если у ребёнка нарушения слуха

Если Вы заметили, что у ребёнка есть нарушения слуха, заняться лечением нужно уже сейчас. Маленькие дети, не способные слышать речь, с трудом учатся говорить. Им гораздо сложнее адаптироваться к новой среде: детскому саду или школе. Чтобы у малыша не возникло проблем, стоит заказать слуховой аппарат для ребёнка, а лучше – специальные устройства в оба ушка.

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Читайте ещё по теме нарушения слуха

Нарушение слуха – одно из самых распространенных заболеваний людей, чья профессиональная деятельность предполагает наличие постоянного шума, причем на повышенных тонах. Как правило, слух начинает пропадать постепенно, поэтому распознать образовавшийся недуг сразу не удается. Подробнее >>>

Проблемы со слухом – распространённое заболевания у людей различных возрастных групп.

Качественная проверка нарушений слуха в специализированном медицинском центре позволит выявить недуг даже на самых ранних стадиях и предотвратить его развитие.

Помните, своевременное обнаружение патологии существенно упростит весь курс лечения вне зависимости от причины ее появления! Более запущенные формы заболевания вылечить труднее и на это уйдет гораздо больше средств. Подробнее >>>

Потеря слуха представляет собой патологию, при которой у человека порог слышимости повышается до 25 децибел и выше. Патология имеет 4 степени, от легкой до глубокой, характеризующейся полной утратой способности слышать. Недуг ведет к нарушению слухового восприятия, затрудняя общение и коммуникации, трудовую деятельность и другие сферы жизни. Подробнее >>>

Если у ребёнка в младенческом или более взрослом возрасте диагностировали нарушение слуха, для родителей это не должно стать поводом опустить руки. Практика показывает, что слабослышащих малышей можно научить разговаривать. Этот процесс будет длиться чуть дольше, чем в семье с полностью здоровым ребёнком, но это не критично. Подробнее >>>

Нарушения слуха в детском возрасте – не редкость. Они могут возникать под воздействием внешних факторов (болезни и травмы) и развиваться из-за генетической предрасположенности малыша к тугоухости.

Если в вашей семье были люди, у которых со временем ухудшился слух, есть вероятность, что это произойдёт и с ребёнком. С раннего возраста необходимо наблюдаться у педиатра.

При любых отклонениях от нормы доктор направит маленького пациента к специалисту по слуху. Подробнее >>>

Снижение слуха или тугоухость. Возможные причины ухудшения слуха и лечение тугоухости в Москве

СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО ЦАО СЗАО САО 01 02 03 05 06 07 08 09 1 0 1 1 1 2 14 18 15 16 17 Бабушкинская Проспект Мира Первомайская Бауманская Павелецкая Теплый Стан Шипиловская Пражская Академическая Университет Баррикадная Речной Вокзал Октябрьское Братиславская Таганская Академика Янгеля Октябрьское поле

Дарим 1000р на все услуги за визит в июне Подробнее Все акции

Стоит заняться своим слухом, если:

  • вы поймали себя на том, что не слышите, как идут ваши часы,
  • вам хочется увеличить громкость телевизора или радио,
  • вам сложно поддерживать разговор, когда рядом говорят сразу несколько человек,
  • вам кажется, что женщины говорят менее разборчиво, чем мужчины,
  • а громкий звук рождает у вас болезненные ощущения.

Если это действительно так, то слух у вас, скорее всего, ухудшился.

Постепенное снижение слуха наблюдается у многих пожилых людей; в возрасте от 65 до 75 лет слух понижен у каждого третьего, а в возрасте старше 75 лет – у каждого второго. Помощь врача может замедлить этот процесс, но он, увы, является необратимым и ожидаемым.

Если слух снижается в более раннем возрасте, то это – очевидная патология, и при выявлении снижения слуха следует незамедлительно обратиться к врачу. Особенно, если речь идёт о детях.

Снижение слуха у ребенка

То, что у ребёнка проблемы со слухом, Вы можете узнать по следующим признакам:

  • он переспрашивает;
  • увеличивает громкость у телевизора;
  • сам говорит громче;
  • не откликается, когда к нему обращаются.

Причины снижения слуха 

Самые распространённые причины снижения слуха у детей – серная пробка, инородный предмет, попавший в слуховой канал (например, кусочки резинки или бумаги), жидкость в барабанной полости. В этих случаях устранение причины ведёт к восстановлению остроты слуха.

Жидкость в полости за барабанной перепонкой может образоваться в результате воспалительного процесса. Воспаление уха (отит), как правило, сопровождается снижением слуха. При гнойном отите гной может прорвать барабанную перепонку, – это ещё один фактор ухудшения слуха. Если лечение осуществляется правильно, после выздоровления слух обычно восстанавливается на прежнем уровне.

При запущенном отите постоянно вытекающий из уха гной не даёт зарасти отверстию, образовавшемуся в барабанной перепонке. Поэтому хронический отит сопровождается устойчивым снижением слуха.

Проблема со слухом также может быть следствием разрыва барабанной перепонки в результате травмы.

Описанные выше случаи относятся к так называемой кондуктивной тугоухости, когда звук по той или иной причине не может достичь внутреннего уха. Кондуктивная тугоухость, как правило, излечима.

Снижение слуха может быть и другой, нейросенсорной природы, когда поражается само внутреннее ухо или слуховой нерв.

Нейросенсорная тугоухость может развиться в результате вирусных заболеваний, быть следствием сосудистых нарушений, характерных для атеросклероза, вегето-сосудистой дистонии или гипертонии, возникнуть вследствие черепно-мозговых и акустических травм, и даже – сильного эмоционального стресса.

Как снизить риск развития тугоухости

Чтобы снизить вероятность нейросенсорной тугоухости, стоит придерживаться нехитрых профилактических мер:

  • избегать длительного или повторяющегося воздействия сильного шума. Например, при работе с использованием шумных инструментов надевать защитные наушники. Не посещать концерты и клубы, где играет громкая музыка. Шум на рок-концерте достигает того же уровня, что и рёв работающих двигателей реактивного самолёта (140 децибелл);
  • пользоваться наушниками вместо того, чтобы при наличии звуковых помех усиливать громкость;
  • осторожно относиться к применению антибиотиков, принадлежащих к группе аминогликозидов. Они обладают ототоксичностью, то есть могут негативно влиять на органы слуха. Подобным свойством обладают и некоторые другие лекарственные препараты
Читайте также:  Обострение после стресса - советы врачей на каждый день

Лечение тугоухости в Москве

Лечение тугоухости в Москве проводится в Сети поликлиник «Семейный доктор». С жалобой на снижение слуха следует обращаться к ЛОРу. В любой из поликлиник АО «Семейный доктор» Вас ждут квалифицированные ЛОР-врачи, которые проверят слух, установят, какие причины могли его ухудшить и, по возможности, устранят их.

fdoctor.ru использует cookies. Правила использования.

Проверка слуха при подозрении на аутизм

Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов.

Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра).

Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития.

Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха.

При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит.

Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.

д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?

Как обследуется слух у таких детей?

В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.

Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук.

Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции.

Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача.

Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.

Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом.

При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени.

Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд.

Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации.

Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач.

Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат.

И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха.

Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась.

Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени.

Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений.

Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей.

Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Ссылки по теме:

Нарушения слуха у детей, причины, диагностика, лечение — ЛОР клиника в Чертаново

Нарушение слуховой функции у детей или тугоухость является серьезной проблемой в детской практике, так как понижение слуха влияет на развитие ребенка, его навыков, речевой функции и его социализацию, а, следовательно, накладывает огромный негативный отпечаток на весь жизненный путь. И от грамотных и своевременных действий взрослых, окружающих ребенка (родителей, учителей, врачей), зависит, каким он будет.

Слух является вторым по значению, после зрения, органом чувств, с помощью которого человек адаптируется в окружающей среде.

Многочисленные наблюдения за глухими людьми, независимо от формы глухоты и сроков утраты слуха, дают возможность понять, насколько беден мир у лиц, страдающих тугоухостью.

И чем раньше ребенок теряет слух, тем сильнее негативное влияние этого недуга на жизнь ребенка и в последующем, подростка и взрослого человека. Таким образом, становится очевидным вопрос правильной и своевременной диагностики начальных проявлений снижения слуха именно в детской практике.

Тугоухость у детей — это заболевание, при котором нарушается восприятие звуков и их проведение по путям слухового анализатора. В 80% нарушения слуха у детей наблюдаются у детей первых 3х лет жизни, что существенно влияет на уровень общего развития, речевую функцию и интеллект.

Лишь 0,3% от общего количества детей с нарушением слуха имеют врожденную тугоухость, которая лечится оперативным путем на 1м году жизни ребенка.

Для успешной реабилитации детей с нарушениями слуха необходимо как можно раньше диагностировать любое его нарушение и начать лечение ребенка.

Читайте также:  Нарушен менструальный цикл - советы врачей на каждый день

В зависимости от причины различают врожденную и приобретенную тугоухость.

По локализации поражения слухового анализатора различают кондуктивную (поражение отделов звукопроведения), сенсоневральную (поражение внутреннего уха и рецепторов звуковосприятия) и смешанную формы тугоухости.

В структуре поражения слухового анализатора у детей 91% занимает сенсоневральная тугоухость, 7% кондуктивнаю и 2% смешанная тугоухость.

По степени поражения различаю 4 степени выраженности и полную глухоту, что определяется при выполнении пороговой тональной аудиометрии.

По времени возникновения тугоухости различают прелингвальную (наступившую до развития речевой функции) и постлингвальную (возникшую после развития речевой функции).

Причины возникновения тугоухости различны в случае врожденной и приобретенной потери слуха. При врожденной тугоухости огромное значение имеет здоровье матери и течение беременности. Причины возникновения приобретенной тугоухости разнообразны – различные инфекционные заболевания (корь, дифтерия, скарлатина и т.д.,

  • воспалительные заболевания ЛОР-органов (отиты, аденоидит, тонзиллит)
  • серные пробки
  • травмы органа слуха
  • инородные тела наружных слуховых проходов
  • лекарственная интоксикация ототоксичными препаратами
  • вакцинация и т.д.

Клиническая картина тугоухости зависит от причин ее развития, степени потери слуха, сроков ее возникновения.

Родителей должно настораживать, что ребенок перестал реагировать на разговор с ним, часто переспрашивать, смотреть телевизор с увеличением громкости, говорить громче, чем раньше, «читать с губ».

При длительном течении тугоухости затрудняется речевая функция, ограничивается словарный запас, страдает структура слова и т.д. При развитии тугоухости при лекарственной интоксикации возникает шум в ушах, периодически признаки дезориентации в пространстве, приступы головокружения.

Диагностика тугоухости заключается в тщательном сборе анамнеза, проведении камертональных проб, тимпанометрии, тональной пороговой аудиометрии.

У детей младшего возраста необходимо проведение отоакустической эмиссии, регистрации вызванных слуховых потенциалов, электрокохлеографии.

После тщательной диагностики лечение проводится врачами-оториноларингологами (при кондуктивной тугоухости), сурдологами и отоневрологами (при сенсоневральной тугоухости).

Методы лечения детей с нарушениями слуха разделяют на медикаментозные и физиотерапевтические и зависят от причины и формы тугоухости.

При наличии инородных тел, серных пробок проводят их удаление, при травмах проводится хирургическое лечение в условиях стационара. При всех формах сенсоневральной тугоухости показано лечение в условиях стационара совместно с неврологами и сурдологами.

В амбулаторной практике чаще встречаются нарушения слуха по типу кондуктивного поражения на фоне острого респираторного заболевания, когда вследствие отека слизистой оболочки полости носа происходит блокировка устий слуховых труб и возникает картина тубоотита.

Из всех поражений слухового анализатора по типу звукопроведения это часто встречающаяся патология, имеющая наиболее благоприятное течение и исход.

Основной причиной является хронический аденоидит, при котором происходит разрастание аденоидной ткани в носоглотке и закрытие устий слуховых труб.

При такой патологии проводится симптоматическая терапия, местная противоотечная медикаментозная терапия, сочетающаяся с физиотерапевтическим воздействием. Такая тактика лечения позволяет в максимально короткие сроки улучшить слух у ребенка и ведет к полному его восстановлению при условии своевременной диагностики.

Поэтому, если Вы заметили у ребенка начальные признаки нарушения слуха, не откладывайте визит к врачу. Срочно проконсультируйтесь у врача-оториноларинголога, пройдите диагностику и начните лечение. Помните, что чем раньше поставлен правильный диагноз и начато лечение, тем благоприятнее прогноз!

В ЛОР-КЛИНИКЕ в Чертаново Вашему ребенку проведут эндоскопическое обследование, сделают тимпанометрию, проведут камертональное и аудиологическое обследование. Врач индивидуально подберет рациональную схему лечения и назначит необходимые физиотерапевтические виды лечения.

Нарушения слуха у детей

Нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными и приобретенными. Частота врожденных нарушений значительно ниже: в среднем 1 ребенок на 1000 новорожденных. В большинстве случаев это выясняется на первом году жизни.

В Санкт-Петербурге с 2008 года введен универсальный аудиологический скрининг новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (аудиотест). Для чего это необходимо? Особенностью врожденной тугоухости является то, что глухой или слабослышащий ребенок может родиться у абсолютно здоровых родителей.

Раннее выявление детей с нарушением слуха позволяет эффективнее помочь ребенку и семье справиться с этой особенностью.

В России эффективно реализуется сурдопедагогическая, абилитационная помощь (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) таким детям, есть возможность проведения кохлеарной имплантации.

Чем раньше приняты меры по коррекции слуха, тем успешнее дальнейшее развитие ребенка.

Что такое метод регистрации отоакустической эмиссии? Отоакустическая эмиссия представляет собой чрезвычайно малые звуковые колебания генерируемые в улитке и регистрируемые в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Для проведения исследования в нашем центре используется аппарат АккуСкрин. Обследование занимает всего несколько минут, заключение выдается сразу после обследования.

При положительном результате теста считается, что с периферическим отделом слуховой системы, то есть с рецепторами улитки, все в порядке. Эмиссия может быть не зарегистрирована при патологии рецептора, при заболеваниях среднего уха (экссудативный отит, дисфункция слуховой трубы).

Если у ребенка отрицательный результат теста при первом обследовании, в первые дни жизни, рекомендуется повторное обследование в возрасте один месяц. При повторном отрицательном результате необходимо более углубленное обследование — проведение компьютерной аудиометрии на базе специализированных сурдологических центров.

Приобретенные нарушения слуха

«Мой ребенок стал часто переспрашивать», «не отзывается сразу, когда к нему обращаются», «стал увеличивать громкость звука телевизора, когда смотрит мультики» — с такими жалобами родители часто обращаются к ЛОР-врачу.

Все эти признаки могут свидетельствовать о снижении слуха. Пик выявления таких нарушений приходится на возраст 3-5 лет.

Это связано с часто переносимыми в этом возрасте заболеваниями лор органов и пристальным вниманием к развитию речи, которое напрямую связано с тем, как ребенок слышит.

Что еще должно заставить родителей задуматься, хорошо ли ребенок слышит? Если ребенок сам начинает говорить громче обычного; не слышит речь человека с которым нет зрительного контакта; переспрашивая, внимательно следит за мимикой говорящего; плохо слышит голос по телефону — нужно обратиться к врачу и проверить слух. 

Слух считается нормальным, если мы слышим шепот на расстоянии 6 метров, разговорную речь — дальше 6 метров.

К приобретенному снижению слуха могут привести следующие факторы:

  • заболевания носоглотки
  • увеличение и воспаление аденоидных вегетаций (аденоиды)
  • травмы уха и барабанной перепонки
  • черепно-мозговые травмы
  • перенесенные воспаления среднего уха
  • инородные тела в слуховом проходе и серные пробки

Остановимся на самой частой причине снижения слуха у детей — воспалительном процессе в носоглотке, приводящему к нарушению функции слуховой трубы и среднего уха.

У детей возраста 3-5 лет активно работают аденоиды (врачи говорят — носоглоточная миндалина). Это важная составляющая местного иммунитета носоглотки, один из рубежей на пути инфекции.

При попадании вирусов, бактерий, аллергенов, частиц пыли аденоиды воспаляются и увеличиваются.

Если ребенок часто болеет, они не успевают вернуться к нормальному состоянию, начинают перекрывать слуховую трубу, страдает вентиляция среднего уха, что может привести к развитию отитов.

Отит не всегда сопровождается острой болью в ухе. Секреторный (экссудативный) отит не вызывает болей, повышения температуры тела, нарушения общего состояния, а проявляется как раз снижением слуха. Ребенок может жаловаться на «бульканье» в ушах, ощущение заложенности.

Так как нет острого воспаления, секреторные процессы в среднем ухе часто остаются не распознанными. Другой вариант — когда аденоиды не очень большие, но представляют собой очаг хронического воспаления. Распространение инфекции приводит к возникновению гнойного отита и появлению перфорации — небольшого отверстия в барабанной перепонке.

Это тоже вызывает снижение слуха, которое исчезает при зарастании перфорации.

При повторяющихся отитах, как гнойных, так и секреторных, могут формироваться спайки и рубцы, изменяющие подвижность барабанной перепонки. Этот процесс может вызвать стойкое снижение слуха. Поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить подобные состояния.

При наличии признаков воспаления в полости среднего уха проводится санация носоглотки, механотерапия (продувание, пневмомассаж), электрофорез. Стоит отметить, что снижение слуха, длительное течение секреторного отита являются прямыми показаниями к удалению аденоидов.

В спорных случаях, именно результаты аудиометрии и импедансометрии могут стать решающими доводами в пользу проведения операции.

Методы диагностики

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия — метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра.

В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии.

Это исследование можно проводить взрослым и детям старше 3,5 — 4 лет.

Импедансометрия — метод оценки функционального состояния среднего уха. Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена.

По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить взрослым и детям старше 1 года.

Глухота и потеря слуха

Авторы: Всемирная организация здравоохранения

Информационный бюллетень N°300 Февраль 2014 г.

  • 360 миллионов человек в мире страдают от инвалидизирующей потери слуха.1
  • Потеря слуха может быть врожденной или развившейся в результате перенесенной матерью краснухи, осложнений во время родов, некоторых инфекционных заболеваний, таких как менингит, хронических инфекций ушей, употребления ототоксичных лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.
  • Половину всех случаев потери слуха можно предотвращать в рамках первичной профилактики.
  • Для людей с потерей слуха могут быть полезными такие устройства, как слуховые аппараты, вспомогательные средства и кохлеарные имплантаты, а также субтитры, обучение языку жестов, поддержка в обучении и социальная поддержка.
  • С помощью производимых в настоящее время слуховых аппаратов можно удовлетворить менее 10% глобальных потребностей.
  • ВОЗ оказывает содействие странам в разработке программ первичных мер по охране здоровья уха и слуха, интегрированных в системы первичной медико-санитарной помощи стран.
Читайте также:  Нарушение сроков АКДСМ - советы врачей на каждый день

Более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха. Под такой потерей слуха понимается потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей. Большинство таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода.

Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха. Самая высокая распространенность этого состояния в данной возрастной группе отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе Азии и в Африке к югу от Сахары.

Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом — порог слышимости 25 дБ или ниже в обоих ушах — страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков.

Понятие «тугоухости» применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно они общаются с помощью разговорной речи и могут пользоваться слуховыми аппаратами, субтитрами и вспомогательными средствами для улучшения слышимости. Людям с более значительной потерей слуха могут помочь кохлеарные имплантаты.

«Глухие» люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или не слышат вообще. Часто для общения такие люди используют язык жестов.

Причины потери слуха можно подразделить на врожденные и приобретенные.

Врожденные причины приводят к потере слуха, имеющейся при рождении или приобретенной вскоре после рождения. Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами или некоторыми осложнениями во время беременности и родов, включая следующие:

  • краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
  • низкая масса тела при рождении;
  • асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
  • ненадлежащее употребление ототоксичных лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности; и
  • тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретенные причины приводят к потере слуха в любом возрасте.

  • Инфекционные заболевания, такие как менингит, корь и свинка, могут приводить к потере слуха, в основном, в детстве, но также и позднее в жизни.
  • Хроническая инфекция ушей, которая обычно сопровождается выделениями из ушей, может приводить к потере слуха. В некоторых случаях такое состояние может также приводить к развитию серьезных, представляющих угрозу для жизни осложнений, таких как абсцесс головного мозга или менингит.
  • Скопление жидкости в ухе (средний отит) может приводить в потере слуха.
  • Употребление в любом возрасте ототоксичных лекарственных средств, таких как, например, антибиотики и противомалярийные препараты, может приводить к поражению внутреннего уха.
  • Травмы головы или уха могут приводить к потере слуха.
  • Чрезмерный шум, включая работу с шумным оборудованием и воздействие громкой музыки или других громких звуков, таких как стрельба или взрывы, может иметь вредные последствия для слуха человека.
  • Возрастная потеря слуха (старческая тугоухость) развивается в результате дегенерации сенсорных клеток.
  • Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход, могут приводить к потере слуха в любом возрасте. Такая потеря слуха обычно бывает умеренной и может быть легко скорректирована.

Основной причиной потери слуха среди детей является хронический средний отит.

Прежде всего, потеря слуха сказывается на способности человека общаться с другими людьми. У детей, страдающих глухотой, часто наблюдается задержка в развитии разговорной речи.

Потеря слуха и заболевания ушей, такие как средний отит, могут приводить к значительному неблагоприятному воздействию на успеваемость детей. Но предоставление людям с потерей слуха возможностей для общения позволяет им принимать участие в общественной жизни на равных основаниях с другими людьми. Общение может происходить с помощью разговорной/письменной речи или языка жестов.

Ограниченный доступ к услугам и лишение возможностей для общения может оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь, вызывая чувство одиночества, изоляции и безысходности, особенно среди пожилых людей, страдающих от потери слуха.

Человек с врожденной глухотой, не получивший возможности для обучения языку жестов в детстве, может чувствовать себя изолированным от социального общения.

В развивающихся странах дети, страдающие потерей слуха и глухотой редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих глухотой, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы.

По сравнению с общим работающим населением среди работающих глухих людей отмечается более высокая процентная доля людей, занимающихся менее квалифицированной работой.

Улучшение доступа к образованию и службам профессиональной реабилитации и повышение осведомленности, особенно среди работодателей, может способствовать снижению уровней безработицы среди взрослых людей, страдающих от потери слуха.

Помимо экономического воздействия на индивидуальном уровне потеря слуха оказывает значительное воздействие на социальное и экономическое развитие отдельных сообществ и стран.

Половину всех случаев потери слуха можно предотвращать в рамках первичной профилактики. В число простых стратегий профилактики входят следующие:

  • иммунизация детей против детских болезней, включая корь, менингит, краснуху и свинку;
  • иммунизация девочек подросткового возраста и женщин детородного возраста против краснухи до наступления беременности;
  • обследования беременных женщин на сифилис и некоторые другие инфекции и их лечение;
  • улучшение медицинской помощи в дородовом, родовом и послеродовом периодах, включая обеспечение безопасных родов;
  • применение ототоксичных лекарственных средств только по назначению и под контролем квалифицированного врача;
  • направление новорожденных детей из групп высокого риска (при наличии глухих членов семьи или рожденных с низкой массой тела, асфиксией, желтухой или менингитом) для ранней проверки слуха, быстрой постановки диагноза и надлежащего ведения в случае необходимости; и
  • уменьшение воздействия (как на работе, так и во время отдыха) громких шумов путем повышения осведомленности, использования индивидуальных средств защиты и разработки и применения соответствующих законов.

Потерю слуха в результате среднего отита можно предотвращать с помощью практических методик по охране здоровья уха и слуха. Такие проблемы можно соответствующим образом решать благодаря раннему выявлению и последующему проведению надлежащих медицинских и хирургических вмешательств.

Для значительной доли людей, страдающих от потери слуха, могут быть полезными раннее выявление и принятие соответствующих мер, а также надлежащее ведение.

Раннее выявление и принятие соответствующих мер являются важнейшими факторами для минимизации воздействия потери слуха на развитие ребенка и его успеваемость.

Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка.

Глухие дети должны иметь возможности для обучения языку жестов вместе с членами своих семей.

Скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.

Для людей, страдающих нарушениями слуха, могут быть полезными такие устройства, как слуховые аппараты, вспомогательные средства для улучшения слышимости и кохлеарные имплантаты. Для них также могут быть полезными логопедическое лечение, восстановление слуха и другие соответствующие услуги.

Но с помощью производимых в настоящее время слуховых аппаратов можно удовлетворить менее 10% глобальных потребностей. В развивающихся странах слуховые аппараты имеют менее одного человека из каждых 40 человек, нуждающихся в них.

Отсутствие служб по подбору и техническому обслуживанию слуховых аппаратов, как и отсутствие батареек также являются препятствиями в странах с низким уровнем дохода.

Обеспечение более широкого наличия доступных по стоимости и надлежащим образом подобранных слуховых аппаратов, а также служб последующего наблюдения во всех частях мира принесет пользу многим людям с потерей слуха.

Люди, у которых развивается потеря слуха, могут учиться общению, приобретая навыки чтения по губам, а также используя написанные или напечатанные тексты и язык жестов. Обучение языку жестов будет полезно для детей с потерей слуха, а субтитры и сурдоперевод на телевидении облегчат доступ к информации.

Официальное признание национальных языков жестов и более широкое использование сурдоперевода являются важными действиями для улучшения доступа к службам языка жестов. Законы, обеспечивающие права человека, и другие защитные меры могут также способствовать лучшему социальному приобщению людей, страдающих от потери слуха.

ВОЗ оказывает содействие государствам-членам в разработке программ первичных мер охраны здоровья уха и слуха, интегрированных в системы первичной медико-санитарной помощи стран. Работа ВОЗ включает следующее:

  • поддержка государств-членов для разработки и осуществления национальных планов для программ первичных мер охраны здоровья уха и слуха и руководство в этой области;
  • обеспечение технических ресурсов и руководства для специальной подготовки работников здравоохранения в области первичных мер охраны здоровья уха и слуха;
  • разработка и распространение рекомендаций по устранению основных предотвратимых причин нарушения слуха;
  • создание партнерств для обеспечения доступных по стоимости слуховых аппаратов и соответствующих служб;
  • повышение осведомленности в отношении уровня, причин и воздействия потери слуха, а также возможностей для их профилактики, выявления и ведения;
  • сбор данных о глухоте и потере слуха для демонстрации масштабов этой проблемы; и
  • содействие социальному приобщению инвалидов, в том числе глухих людей, например, с помощью реабилитационных сетей и программ на уровне отдельных сообществ.
  • 1Под инвалидизирующей потерей слуха понимается потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей.
  • Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*