05.05.2020
Около 30% детей имеют нарушения сна в какой-то период жизни. Они могут быть разной степени тяжести, но большинство расстройств поддается коррекции. Родителям важно распознавать симптомы нарушений, чтобы они «лечили» не их, а работали над главной причиной, которая мешает малышу хорошо спать.
Расстройства сна у детей бывают двух видов. Одни вызваны состоянием здоровья малыша, другие носят поведенческий характер.
Первичные нарушения связаны с незрелостью нервной системы, проблемами с дыханием и другими аспектами здоровья
Как они проявляются:
- Малыш громко храпит, когда спит, у него периодически частично останавливается дыхание (обструктивное апноэ);
- Вы наблюдаете у него синдром беспокойных ног — он может жаловаться, что ночью у него зудят, чешутся ноги;
- Ребенок старше 2 лет страдает парасомнией: снохождение, ночные страхи, кошмары, энурез.
Чтобы найти причину, возникновения этих проблем, следует обратиться к педиатру.
Симптомы поведенческих нарушений сна иные. Они проявляются у всех детей по-разному:
- Постоянная сонливость;
- Проблемы с засыпанием;
- Слишком частые не по возрасту ночные пробуждения;
- Дневные сны не более 30 минут;
- Тревожный сон у ребенка с очень ранними подъемами с утра;
- Ребенок старше 4 месяцев не умеет засыпать без груди, соски, бутылочки, укачивания, мамы рядом;
- Кроха спит больше днем, чем ночью;
- Вам трудно выстроить предсказуемый режим дня.
Такие расстройства характерны для многих детей. Они поддаются коррекции без применения медицинских препаратов. Именно с ними работает консультант по детскому сну.
Поведенческие проблемы со сном могут быть вызваны:
- Неподходящим режимом, что приводит к нарушению циркадных ритмов детского организма;
- Некорректными условиями для отдыха и привычками, мешающими научиться малышу засыпать самостоятельно;
- Трудностями при кормлении;
- Накопленной усталостью, перевозбуждением нервной системы;
- Коликами.
- Над сном малыша нужно работать, так как при регулярном недосыпе ухудшается его самочувствие, поведение и здоровье:
- Возникает повышенная тревожность;
- Происходит задержка роста;
- Ребенок становится гипервозбудимым;
- Ухудшается внимание и память;
- Карапуз становится более капризным в течение дня, испытывает перепады настроения, чаще плачет.
- Лечение нарушений сна у детей поведенческого характера направлена на коррекцию режима и гигиены сна.
- Изучите информацию по нормам и физиологии детского сна. Так вы сможете выстроить подходящий по возрасту режим.
- Проверьте условия в комнате, где спит малыш. Занавесьте окна плотными черными шторами, чтобы свет не будил кроху под утро. Проветривайте комнату и следите, чтобы сохранялась оптимальная температура. При пробуждениях на кормления, смену подгузника используйте ночник с теплым желтым светом.
- Введите ритуал. Он будет сигнализировать малышу, что скоро надо спать. Ритуал дает ему возможность замедлиться и расслабиться. Он может быть простым, но при этом регулярным. Исключите из него просмотр телевизора, игры, которые действую возбуждающе на нервную систему.
- Не используйте кроватку для игры или других занятий, кроме как отдыха. Иначе кроха не будет понимать, что ему нужно там спать, а не бодрствовать.
- Сохраняйте обычный режим на выходных. Малышу будет легче засыпать и просыпаться. Пробуждение в приблизительно одно время настраивает работу циркадных ритмов, помогает придерживаться постоянного режима.
- От качества отдыха днем, зависит то, как малыш будет спать ночью. Поэтому следите за тем, сколько спит кроха и когда вы начинаете укладывание днем. Убедитесь, что ваш карапуз просыпается достаточно рано, чтобы устать к вечернему укладыванию.
- Не используйте комнату, где спит ваш подросший малыш, для тайм-аута. Иначе он будет ассоциировать это место не с отдыхом, а с наказанием
- Синхронизируйте режим сна и кормлений. Малыш не должен ложиться спать голодным или переевшим. Если ребенок ест взрослую пищу, тяжелая еда, продукты с сахаром на перекус или ужин, плохо скажутся на засыпании. Избегайте кофеиносодержащих напитков во второй половине дня: газировку, чай, какао.
- Утром выходите с малышом на улицу. Яркий солнечный свет способствует лучшей выработке гормона мелатонина, который регулирует процесс засыпания. Также открывание штор помогает проснуться, сигнализирует о начале дня.
- Включайте в распорядок дня активные игры. Адекватная физическая нагрузка во время бодрствования способствует более спокойному отдыху ночью. Однако избегайте активных игр незадолго до укладывания — посвятите это время спокойному бодрствованию. Здесь подойдут лепка, рисование, пазлы, собирание конструктора.
- Проводите время с малышом качественно. Некоторые дети отказываются спать, потому что им не хватает вашего внимания. А ночь для них — это расставание с вами. Вместе играйте в игры без отвлечения на телефон и домашние дела, читайте сказку перед сном, обсуждайте прошедший день.
- Лечение будет зависеть от вида и степени заболевания.
- Если ваш малыш храпит, необходимо обратиться за помощью к наблюдающему врачу, которые направит вас к отоларингологу, также попросит при необходимости пройти специальное обследование.
Храп говорит о том, что у крохи в лежачем положении блокируются дыхательные пути и сокращается поступление в организм кислорода. Со временем это может привести к увеличению миндалин или аденоидов.
Стоит также обратиться к специалисту, если ребенок дышит через рот или сопит при засыпании.
Парасомнии встречаются в более старшем возрасте и обычно проходят по мере взросления.
Хочется отдельно остановиться на бессоннице у детей. Часто родители прибегают в этом случае к медикаментозному лечению. Однако это не всегда оправдано.
Бессонница — нарушение цикла сна, когда человек не может уснуть, долго спать или просыпается слишком рано с утра. Провоцируют бессонницу стресс, болезнь, эмоциональное состояние, тревога.
Среди малышей старше 4 месяцев распространена поведенческая бессонница, которая появляется вследствие неправильных ассоциаций на засыпание.
Например, ребенок отказывается засыпать без укачивания, груди, в кроватке, если привык спать на руках или в постели родителей.
В результате засыпание длится очень долго, подросший малыш всячески оттягивает время укладывания при отсутствии привычных ассоциаций. В этом случае нужно менять привычки, обучая ребенка самостоятельному засыпанию.
Как спит ваш кроха? С какими проблемами вы столкнулись?
Нарушения сна у детей
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.
Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность.
Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков.
Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.
Нарушения сна у детей
Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:
- Нарушение гигиены сна. К данной категории относятся систематическое нарушение времени отхода ко сну, излишняя физическая или эмоциональная активность перед сном, длительный дневной сон.
- Соматические патологии. В младенчестве этиологическим фактором выступают кишечные колики, в любом возрасте — тяжелая анемия, рахит. Сопряжены с инсомнией неврологические заболевания (эпилепсия, синдром гипервозбудимости), эндокринопатии, болевой синдром разной этиологии.
- Психические заболевания. Наиболее часто с инсомнией связаны шизофрения, тревожные и аффективные расстройства.
- Прием некоторых веществ. Провоцирующим фактором для инсомний являются кофеинсодержащие напитки, «энергетики». В настоящее время приобрела актуальность проблема употребления детьми никотина, алкоголя, наркотиков.
В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.
Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный.
Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания.
Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.
Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:
- Диссомнии — нарушения инициации, продолжительности, качества ночного сна.
- Гиперсомнии — патологическая сонливость в дневные часы, летаргия, затяжное пробуждение.
- Парасомнии — патологические феномены, возникающие во сне (энурез, скрип зубами, лунатизм).
К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения.
При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием.
Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.
Поведенческая инсомния
При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.
Снохождение
Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.
Ночные ужасы и кошмары
Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.
Двигательные расстройства
У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях.
Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов.
К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.
Апноэ сна
Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.
Энурез
Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.
Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства.
Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти.
Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.
Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.
Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.
При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.
Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна.
Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания.
Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.
Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:
- психотропные на основе диазепама, хлордиазепоксида;
- снотворные небензодиазепинового ряда;
- седативные фитопрепараты с валерианой, пустырником, мелиссой;
- ноотропы на базе гопантеновой кислоты;
- гормональные препараты, содержащие мелатонин.
Хирургические лечение
Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей.
Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа.
При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.
При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения.
У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни.
При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.
Похожие статьи
Теги
Воспитание Малыши Советы родителям
Психология
Почему ребенок плохо спит, и как исправить ситуацию? Советы врача-сомнолога
15 марта 2018 87 430 просмотров
Ольга Александрова
У плохого сна малыша есть вполне объяснимые причины. И не всегда они связаны лишь с режимом дня или здоровьем ребенка: повлиять может даже настроение матери. Чтобы лучше разобраться в проблеме со сном малыша, мы обратились к Ольге Александровой, врачу-сомнологу, консультанту по детскому сну и руководителю проекта «Система здорового детского сна».
«Почему мой ребенок плохо спит?!» — это обычно не просто вопрос, а крик о помощи. Если ребенок не спит, это значит, что вся семья потихоньку превращается в зомби. Давайте разбираться, в чем причина. Почему же малышам не спится?
Глобально причины нарушения сна можно разделить на 3 категории:
- Поведенческие (неадекватный режим дня, отсутствие подготовки ко сну, неумение засыпать самостоятельно и т.д. и т.п. дальше разберем подробнее).
- Соматические, то есть связанные с состоянием здоровья ребенка. Если была осложненная беременность, непростые роды, гипоксия, есть неврологические сложности, заболевания ЖКТ — все это может также негативно влиять на сон.
- Эмоциональные, тут мы говорим о состоянии мамы, об уровне ее тревожности, о том, насколько она удовлетворена жизнью, как чувствует себя в эмоциональном плане. Зачастую мы сталкиваемся и с послеродовой депрессией. Состояние мамы напрямую влияет на эмоциональное состояние ребенка, следовательно, у тревожной мамы, ребенок будет также тревожится и, как следствие, хуже спать.
И все эти причины, как 3 пересекающихся круга, влияют друг на друга! Если ребенок плохо спит из-за поведенческих проблем, мама становится более тревожной, а значит малыш начинает спать еще хуже.
Или есть сложности со здоровьем, мама в тревоге, не замечает сигналов малыша, не понимает, когда он хочет есть, когда спать, когда устал, а значит задействованы все 3 причины, которые усиливают одна другую.
Источник.
Давайте подробнее поговорим о поведенческих причинах, ведь их проще всего исправить, а значит все 3 круга можно начать размыкать с самого простого.
- Ребенок постоянно перегуливает, потому что не соблюдается его возрастное время бодрствования (ВБ). Нервная система не справляется, перевозбужденный ребенок будет засыпать дольше, спать меньше и хуже.
- Малыш не досыпает свою суточную норму сна. Например, если у ребенка дневные сны часто короче часа, они считаются короткими и не дают полноценного отдыха и восстановления. А, значит, перевозбуждение копится днем и ведет к частым пробуждениям ночью. Табличка с нормами сна по возрасту также есть в нашем аккаунте.
- Нет распределения на активное и спокойное бодрствование. Если вы с малышом все активности (в том числе и купание) начинаете незадолго до сна, он не успевает успокоиться и, соответственно, ему сложно уснуть. Как следствие, он перегуливает, и см.п 1,2.
- Не собраны БУСы — благоприятные условия для сна. Сюда входит почти 20 пунктов! Температура, влажность, пребывание на естественном свете днем, приглушение света вечером, ритм питания, состав питания, уровень физической активности, удобство одежды и спального места, наличие или отсутствие ритуала.. В общем, много всего, обо всем пишем посты по отдельности. ????
- Неумение засыпать самостоятельно. Если для засыпания малышу требуется ваша помощь (грудь, укачивание, дать соску, бутылочку и т.д.), то при кратких физиологичных пробуждениях ночью, ему будет необходимо повторение условий укладывания. Как ребенок уснул, того же он захочет ночью при пробуждении. Заснул с грудью, значит, не сможет ночью засыпать без груди. И голод тут будет ни при чем. Это именно ассоциация на засыпание, каждый час ребенок есть не хочет. Выход — обучение самостоятельному засыпанию. Мы НЕ используем методики «дать проплакаться в одиночестве» и любые модификации, где ребенок плачет один. И вам не советуем ☺
И да пребудет с вами сон!
Книги, которые помогут вашему малышу уснуть: «Тракторенок, который хочет уснуть», «Кролик, который хочет уснуть», «Слонёнок, который хочет уснуть», «Баю-бай, до утра!», «Я не боюсь темноты!».
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Авторы: Островерхова Анна
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение.
Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала).
На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания.
Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний.
Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс.
При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей.
Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей.
Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо…
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять.
Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка»…
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
- Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
- Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
- Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
- Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
- Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
- Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
- Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е.
изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже.
Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых.
А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке.
Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут.
Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка.
С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой.
Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом.
Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
- Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
- Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
- Метод «Обнял-положил»
- После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается.
Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет.
Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку.
Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило.
Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
***
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
- Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
- Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна
- Источник
Нарушение сна у детей
Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.
Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу.
Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: «Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?».
Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: «Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?» Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.
Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:
- Физиологические особенности сна ребенка
- Эмоциональные перегрузки
- Соматические проблемы
- Неврологические проблемы
Физиологические особенности сна ребенка
На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.
Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз — медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%).
В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой.
Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.
Создаем условия для сна
Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов.
Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей — он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.
Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.
Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках.
Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе — это самое физиологически правильное положение.
Длительность сна
Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.
В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:
1-2 месяца | — | 18 часов |
3-4 месяца | — | 17-18 часов |
5-6 месяцев | — | 16 часов |
7-9 месяцев | — | 15 часов |
10-12 месяца | — | 13 часов |
1-2 года | — | 13 часов |
2-3 года | — | 12 часов |
С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.
То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования
Сладкий сон с мамой
Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.
Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой — это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы.
Быть рядом с мамой — значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди — все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна.
Ведь психологическая стабильность — залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.
Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.
Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе.
Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья.
Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже «большой» он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.
Индивидуальные особенности ребенка
В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей.
В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка.
Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок «перерос» это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.
Эмоциональные перегрузки
Эмоциональные перегрузки — это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.
Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс.
Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями.
Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.
Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.
Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша.
Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.
Процедура укладывания
Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания.
Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть «Спокойной ночи малыши», чистить зубы — этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон.
Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать «доброго сна». Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.
При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное — монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном — и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.
Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.
Соматические проблемы
Соматические проблемы — это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения — необходимо проконсультироваться с педиатром.
Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна — только на период обострения.
Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни — это рахит — нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д.
На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше — с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании.
Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.
Неврологические проблемы
Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.
Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:
- Ночной энурез (у детей с 4 лет)
- Снохождение, сноговорение
- Ночные кошмары
Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию.
Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха.
На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.
В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.
Оставить комментарий