Выпил таблетку , пропала разговорная речь . Что это значит — советы врачей на каждый день

  • Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

    Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

    Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

    • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
    • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
    • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
    • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
    • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

    В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

    Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью.

    Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает.

    Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

    Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

    • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
    • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
    • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
    • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
    • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

    Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения.

    Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось.

    В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

    Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

    • фармакологическое лечение;
    • массаж;
    • занятия с логопедом.

    Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

    В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

    • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
    • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
    • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
    • диуретики для снятия отеков мозга.

    В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

    Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

    Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

    • нарушение жевательной функции;
    • слюнотечение;
    • обвисание щеки, уголка рта.

    Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

    Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

    Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

    • задания надо выполнять от простых к более сложным;
    • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
    • важно избегать переутомления;
    • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

    Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

    Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

    • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
    • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
    • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
    • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

    Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

    Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

    • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
    • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
    • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
    • свернуть язык в трубочку;
    • почмокать губами;
    • облизать губы, провести языком по небу;
    • медленно надувать и сдувать щеки.

    Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

    Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

    Упражнения для языка:

    • высунуть язык, подержать несколько секунд;
    • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
    • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
    • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
    • цокать языком;
    • прикусывать расслабленный язык;
    • облизывать губы справа налево и слева направо.

    Упражнения для губ:

    • сложить губы трубочкой и вытянуть;
    • улыбнуться, не разжимая губ;
    • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
    • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
    • подуть сквозь расслабленные губы;
    • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
    • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

    Упражнения для голоса:

    • произносить поочередно гласные на выдохе;
    • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
    • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
    • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

    Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

    Упражнения для мимики:

    • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
    • широко открывать, потом расслаблять рот;
    • надувать-сдувать щеки;
    • складывать губы как для поцелуя;
    • вытягивать язык в разные стороны;
    • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.
    Читайте также:  Туберкулез и пылт - советы врачей на каждый день

    Физиотерапия

    Расстройства речи у взрослых: причины, симптомы, лечение

    Медицинская информация достоверна

    Проверял Еремин Алексей Валентинович

    В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.

    Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.

    В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент.

    Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов.

    Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.

    Общая характеристика заболевания

    Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.

    Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений.

    Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы.

    Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.

    Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл.

    Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие.

    Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.

    Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента.

    Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз.

    Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.

    Основные признаки расстройства речи

    Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:

    • дикция становится невнятной и смазанной;
    • словарный запас ограничен;
    • нарушения ритма и темпа речи, заикание;
    • изменение тембра голоса, у больного появляется гнусавость, вызванная патологией носовой перегородки;
    • заторможенность при построении и последующем воспроизведении предложений;
    • подмена звуков или искаженное произношение;
    • больной не понимает, что ему говорят;
    • охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
    • стремительный темп и проглатывание отдельных звуков при произношении слов;
    • повышенное слюноотделение;
    • отсутствие способности донести свои мысли до окружающих;
    • мутизм – абсолютное молчание, независимо от наличия внешних раздражителей.

    Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.

    Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.

    Причины речевых расстройств

    У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.

    Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.

    Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:

    • обширный инсульт;
    • тромбофлебит;
    • злокачественные образования в головном мозге;
    • острые инфекции вирусного характера;
    • травмы во время родовой деятельности;
    • болезнь Паркинсона, Альцгеймера у пожилых людей;
    • нейроинфекции – болезнь Лайма, менингит, энцефалит;
    • прием антибиотиков, влекущий за собой нарушение слуха;
    • ботулизм, поражающий нервную систему;
    • алкоголизм и наркомания;
    • спазм сосудов головного мозга;
    • эпилептические припадки;
    • детский церебральный паралич.

    Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:

    • длительный прием препаратов для лечения психических нарушений (антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков);
    • наследственная предрасположенность;
    • сильный испуг;
    • склонность к истерии;
    • умственная отсталость;
    • хронический невроз;
    • депрессия в тяжелой форме;
    • недоразвитие речи, диагностированное в детском возрасте;
    • воздействие сильного стресса.

    Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.

    Разновидности речевых патологий

    Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:

    • Дислалия. Выражается в проблемах с произношением звуков, при этом у пациента остаются сохранными артикуляционный аппарат, слух, интеллект.
    • Тахилалия. Больной разговаривает очень быстро, при этом глотает звуки, делает неуместные запинки в предложениях. Это расстройство речи у взрослых часто выступает признаком олигофрении, эпилепсии и других психических расстройств.
    • Афония. Люди разговаривают шепотом, не способны громко произносить звуки в силу перенесенного стресса или патологии гортани.
    • Заикание. Ритм и темп речи нарушается, человек не может выговаривать отдельные слова без запинок. Среди причин выделяют сильный испуг, наследственную предрасположенность.
    • Дизартрия. Наблюдается искаженное произношение звуков, а также нарушения речевой моторики. Проблема возникает из-за неправильного функционирования артикуляционного аппарата или поражения головного мозга вследствие инсульта, ДЦП, рассеянного склероза.
    • Алалия. Речевая функция не развита, может возникать после черепно-мозговой травмы или вследствие врожденного аутизма.
    • Ринолалия. Пациент страдает от неправильного произношения звуков из-за аномального строения речевого аппарата (физическая травма неба, «заячья губа», «волчья пасть»).

    В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.

    Лечение расстройства речи в Москве

    Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.

    Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.

    Лечение речевой дисфункции отзывы

    Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.

    Вопросы и ответы

    Внезапная потеря речи. Причины. Симптомы. Диагностика

    В случае внезапной потери речи в первую очередь следует определить, анартрия это (то есть — невозможность произнесения слов из-за нарушения координированной деятельности дыхательного, голосообразующего и артикуляционного аппаратов из-за их пареза, атаксии и т.п.) или — афазия (то есть нарушение речевого праксиса).

    Задача эта непроста, даже когда пациент в сознании и способен выполнять инструкции, что вообще редко случается при острой патологии. На простые вопросы возможно получить ответы типа «да»/«нет», которые с вероятностью 50 % являются ответами наугад.

    Более того, даже при афазии пациенты могут исключительно хорошо схватывать смысл услышанного, применяя стратегию «ключевого слова», по которому они понимают общий смысл фразы благодаря имеющимся ситуационным («прагматическим») навыкам, которые при нарушении речи не страдают.

    Исследование посредством простых команд затруднено, если у пациента гемиплегия и (или) он обездвижен. Кроме того, сопутствующая апраксия также может ограничивать возможности врача. В случае оральной апраксии пациент не сможет выполнить даже достаточно простые инструкции (например, «открыть рот» или «высунуть язык»).

    Способность читать исследовать сложно, поскольку для чтения требуется сохранность реагирования на устную жестикуляцию и моторику, а вот изучение письменной речи может помочь принять правильное решение.

    Читайте также:  Хориоидальная киста у младенца - советы врачей на каждый день

    При правосторонней гемиплегии применяют такой тест: пациенту предлагают расположить в правильном порядке слова законченного предложения, которые он получает в написанном виде на отдельных листах бумаги, вперемешку.

    Однако в некоторых случаях даже опытный специалист по афазии не сразу может принять правильное решение (например, когда пациент даже не делает попытки произнести хотя бы звук).

    Следует помнить, что с течением времени картина может быстро меняться, и вместо афазии, имевшейся у пациента на момент поступления, на первый план может быстро выступать дизартрия, то есть — чисто артикуляционное нарушение речи. При постановке диагноза большую роль играет возраст пациента.

    Основные причины внезапной потери речи:

    1. Мигрень с аурой (афатическая мигрень)
    2. Инсульт в левой гемисфере
    3. Постиктальное состояние
    4. Опухоль или абсцесс мозга
    5. Тромбоз внутримозгового сагитального синуса
    6. Энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса
    7. Психогенный мутизм
    8. Психотический мутизм

    Мигрень с аурой

    У пациентов молодого возраста в первую очередь можно заподозрить мигрень с аурой.

    В этих случаях имеется следующее типичное сочетание симптомов: острая или подострая потеря речи (чаще — без гемиплегии), сопровождающаяся головной болью, которая неоднократно возникала у пациента в прошлом и которая могла как сопровождаться, так и не сопровождаться изменениями в неврологическом статусе.

    Если такой приступ мигрени возник у данного пациента впервые, полезную информацию может дать изучение семейного анамнеза (если такая возможность имеется), поскольку в 60 % случаев данное заболевание носит семейный характер.

    На ЭЭГ вероятнее всего выявление очага медленно-волновой активности в левой височно-теменной области, который может сохраняться на протяжении 3 недель, в то время как при нейровизуализации никакой патологии не обнаруживают.

    Выраженные очаговые изменения на ЭЭГ при отсутствии отклонений по результатам нейровизуализационного исследования на 2-е сутки заболевания в принципе позволяют поставить правильный диагноз, за исключением случаев герпетического энцефалита (см. ниже).

    У пациента не должно быть кардиальных шумов, которые могут указывать на возможность кардиогенной эмболии, которая может наблюдаться в любом возрасте. Возможный источник эмболии выявляют (или исключают) с помощью эхокардиографии. Выслушивание сосудистых шумов над сосудами шеи менее надежно по сравнению с ультразвуковой допплерографией.

    По возможности следует проводить транскраниальную ультразвуковую допплерогафию.

    У пациента, страдающего мигренью и относящегося к возрастной группе от 40 до 50 лет, возможно наличие бессимптомного стенозирующего поражения сосудов, но типичный характер головной боли, быстрое обратное развитие симптомов и отсутствие структурных изменений в мозге по результатам нейровизуапизационных методов исследования в сочетании с описанными выше изменениями на ЭЭГ позволяют поставить правильный диагноз. Если симптомы не прогрессируют, необходимости в исследовании ликвора нет.

    Левополушарный инсульт

    При нарушении речи у пожилого пациента наиболее вероятным диагнозом является инсульт.

    В большинстве случаев нарушения речи при инсульте у больного выявляется правосторонний гемипарез или гемиплегия, гемигипестезия, иногда — гемианопсия или дефект правого поля зрения.

    В таких случаях нейровизуализация является единственным способом надежной дифференциации внутримозгового кровоизлияния и ишемического инсульта.

    Потеря речи почти всегда происходит при левополушарном инсульте. Она может наблюдаться и при правополушарном инсульте (т.е. — при поражении недоминантного полушария), но в этих случаях речь восстанавливается гораздо быстрее, при этом вероятность полного восстановления весьма высока.

    Мутизм может предшествовать появлению афазии при поражении области Брока, он описан также у больных с повреждением дополнительной моторной области, при тяжёлом псевдобульбарном параличе.

    Вообще мутизм чаще развивается при двусторонних поражениях мозга: таламуса, передних областей поясной извилины, повреждениях putamen с двух сторон, мозжечка (церебеллярный мутизм при острых двусторонних повреждениях полушарий мозжечка).

    Почему пожилому человеку трудно говорить

    По мере старения пожилому человеку становится труднее разговаривать, его голос и речь меняется. Чаще всего это результат ослабления мышц гортани и снижения эластичности голосовых связок, но могут быть и другие причины. Конечно, возрастные изменения в виде потери слуха или зрения важнее, но не стоит недооценивать и проблемы с речью.

    Как старение влияет на голос и речь

    Пресбифония – это термин, используемый для описания изменений, связанных со старением голоса. Признаки возрастных изменений в голосе и речи не всегда легко распознать, но обычно они такие:

    • охриплость голоса;
    • изменение высоты голоса (становится более высокий у мужчин и низким у женщин);
    • затруднения при произнесении определенных звуков или слов;
    • замедление темпа речи;
    • затруднение глотания;
    • дрожание голоса;
    • трудности с участием в разговоре и т. д.

    Постепенное изменение голоса — нормальная часть старения, но неплохо было бы проконсультироваться с терапевтом и оториноларингологом (ЛОР-врачом), чтобы исключить проблемы со здоровьем.

    Например, охриплость голоса может быть признаком хронического кислотного рефлюкса, болезни Паркинсона и других неврологических состояний, а также рака гортани. В нарушении речи иногда виноваты определенные лекарства или травма. На способность человека нормально разговаривать влияют болезнь Паркинсона, инсульт и деменция.

    Как сохранить здоровый голос и нормальную речь

    Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут сохранить ваш голос здоровым и сильным на долгие годы.

    1. Чтение вслух поддерживает голос в рабочем состоянии. Любите начинать свой день с газеты? Читайте вслух по 10-15 минут каждое утро. Неважно кому – своему супругу, соседу, домашнему питомцу или только себе. Это отличный способ ежедневно тренировать голос.
    2. Голос – это отражение нашего здоровья. Он будет в порядке, когда все тело в хорошей форме. Поэтому обязательно оставайтесь физически активными. Даже такое простое упражнение, как ходьба, улучшит физическую форму и сохранит голос.
    3. Гортань должна оставаться влажной и эластичной, поэтому пейте от шести до восьми стаканов чистой воды в день. Ограничьте употребление кофеина и алкоголя, которые сушат горло. Включите в рацион виноград, дыни, огурцы и другие овощи и фрукты, в которых много воды. Используйте увлажнитель воздуха, особенно во время отопительного сезона, рекомендуемая влажность – 30%. И, конечно же, не курите!
    4. Чем чаще вы используете голос, тем сильнее он становится. Будьте общительны и участвуйте в разговоре. Худшее, что вы можете сделать, – это изолировать себя и молчать. Но избегайте криков и громкого пения.

    Возрастные проблемы с голосом могут начаться уже в 50 лет. Но даже если изменений пока нет, воспользуйтесь этими советами. Точно так же, как программы физической подготовки помогают сохранить тело сильным, работа над голосом поможет сохранить его здоровым.

    Нарушения речи при деменции

    С возрастом меняются слух, зрение, память, скорость мышления и то, как мы обрабатываем информацию. Пожилые люди склонны вставлять больше заполнителей в разговорную речь — используют «э-э…», «это», «то» и т. п. Это естественная часть процесса старения.

    Но изменения речи у пожилых людей могут быть характерным симптомом болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний, таких как первичная прогрессирующая афазия.

    При болезни Альцгеймера происходит ухудшение многих областей когнитивных функции:

    • память;
    • социальные навыки;
    • понимание и производство речи и др.

    Обычно при деменции пожилой человек не может подобрать нужное слово и заменяет его на другое. Например, «телевизор» на «телефон». Также могут возникать проблемы с завершением предложения.

    Часто люди с деменцией теряют ход мыслей и не могут следить за разговорами и понимать их.

    На ранних стадиях общение все еще довольно хорошо поддерживается, но по мере прогрессирования болезни трудности с речью становятся более выраженными. Пожилому человеку с деменцией становится все труднее понимать, что говорят другие. Возникают проблемы с быстрой или сложной речью.

    • По мере прогрессирования слабоумия от средней до более поздней стадии, человек может часто повторять слова или говорить на жаргоне.
    • На поздней стадии общение минимально, а вместо слов – ворчание.
    Читайте также:  Зелёный понос у детей: чем опасен, почему возникает и как лечить?

    Если у вашего пожилого родственника деменция, ему нужен круглосуточный присмотр. За помощью вы можете обратиться в пансионат «Благо» в Хабаровске, телефон +7(4212) 69-16-48

    Итоги

    Проблемы с голосом и речью могут заставить пожилых людей отказаться от социальных взаимодействий. Это приводит к депрессии и ухудшению общего состояния здоровья. Общение – это основная потребность человека.

    Изменения голоса могут возникать не только из-за старения организма, но и при заболеваниях. Поэтому важно сначала обратиться к терапевту и ЛОРу для диагностики и лечения. Если причина не в болезни, голос можно «натренировать» и поддержать с помощью простых упражнений и рекомендаций.

    Нарушения речи у взрослых: афазия и дизартрия

    Человек обычно говорит, чтобы передать свои мысли остальным. Если он перестанет этим заниматься, сказать, что он заскучает, — ничего не сказать.

    Поэтому при любом отклонении в речи нужно обращаться за помощью к специалистам, чтобы не только исправить ситуацию, но и избежать серьезных последствий. Если вовремя этого не сделать, можно перестать произносить некоторые звуки или вообще перестать говорить, и это намного хуже того, когда кто-то просто не выговаривает звук «р».

    Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

    Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

    Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

    Афазия

    Это нарушение или даже отсутствие речи, которая у человека уже сформировалась.

    Выделяют шесть-восемь типов афазии, но причины одни и те же: повреждение участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

    Часто так выходит из-за инсультов, но к расстройству речи могут привести ещё и черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, прогрессирующие заболевания нервной системы и воспаления мозга.

    Какие симптомы

    В случае афазии нарушается не только речь самого пациента — кроме этого он может плохо различать речь окружающих и даже то, что написано в книге. Вот, что может происходить при разных типах афазии:

    Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.

    Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.

    Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.

    Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.

    Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.

    Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить

    Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.

    Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются.

    Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения.

    Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.

    Дизартрия

    Это тоже речевое нарушение, но при нём нарушается в первую очередь произношение — нарушается артикуляция звуков.

    Часто проявляется ещё в детском возрасте, но у взрослых может появиться из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга и целого ряда расстройств нервной системы: рассеянного склероза, церебрального атеросклероза, олигофрении, нейросифилиса, болезни Паркинсона.

    Какие симптомы

    Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:

    1. нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
    2. нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
    3. речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
    4. даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.

    Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:

    Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.

    Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.

    Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.

    • В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.

    Как лечить и что будет, если не лечить

    Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.

    Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».

    Почему пациенты выбирают Центр АКМЕ

    Наш Центр более 10 лет помогает пациентам вернуться к здоровому и комфортному образу жизни. Эффективные методики, высокий профессионализм специалистов, позволяют справляться со всеми недугами и патологиями речи. Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 792-1202 и записывайтесь на прием к специалисту Центра АКМЕ! Мы знаем, как вернуть Вам и вашим близким здоровье!

  • Оставьте первый комментарий

    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.


    *