Головные боли у школьницы 17лет — советы врачей на каждый день

Взрослые нередко сталкиваются с жалобами детей и подростков на головную боль, которая возникает в разное время суток. Параллельно, имеет дополнительные симптомы или выступает в качестве единственного проявления. Обеспокоенность родителей при этом вполне естественна, ведь виды головной боли бывают разными.

В возрасте созревания, организм человека переживает внешние и внутренние изменения. Спровоцировать развитие такого симптома могут как внешние факторы, негативно влияющие на здоровье и состояние пациента, так и болезни, впервые проявившие себя подобным образом.

При единичном случае цефалгии, родители могут справиться с проблемой самостоятельно. Но при регулярном возвращении симптома, нужно обратиться в больницу, чтобы определить, почему у подростка часто болит голова [1].

Частые головные боли у подростка иногда способны вызывать явления, с которыми он сталкивается каждый день.

Типично, частыми причинами того, что у подростка болит голова, являются:

  1. Нерегулярный, недостаточный сон. Из-за постоянного нарушения режима, слишком малого количества сна. Это приводит к сильным болям в области лба, переходящим к вискам в течение дня. Также ухудшаются когнитивные способности, приходят перепады настроения. При продолжительных проблемах со сном или с дыханием во сне, снижается иммунитет, отчего ребенок часто болеет инфекциями.

  1. Регулярные стрессы. Боль возникает на фоне сильного переживания и может длиться днями, неделями. Болевые ощущения затрагивают все части головы, протекают ровно, не пульсируя. Для прекращения цефалгии часто можно использовать холод в сочетании с легкими успокаивающими средствами.
  1. Влияние вредных привычек. Зависимость, формирующаяся в столь юном возрасте, требует контроля и устранения. Так как накладывает отпечаток на формирование организма и дальнейшую жизнь человека. Наиболее опасными и регулярно вызывающими приступы головной боли, считаются курение, наркомания, употребление алкоголя, зависимость от гаджетов.
  1. Обезвоживание, нехватка жидкости в организме. Такое состояние не дает очищаться клеткам головного мозга, приводит к загустению крови. Затем провоцирует снижение скорости циркуляции необходимых полезных веществ в организме, в том числе доставки кислорода к мозгу.

  1. Неправильное питание. Обильное количество сладкого, жирного, мучного, в особенности шоколада и фастфуда в меню ребенка. Отрицательно сказывается слишком маленькое количество пищи или чрезмерный ее объем, дефицит витаминов.

Если принятые меры не дали ожидаемого результата за 5-7 дней, стоит обратиться к врачу для диагностического поиска.

Если у подростка каждый день болит голова, то нужно обратиться в клинику для общего обследования. Так как подобный симптом способен говорить о развитии ряда опасных заболеваний. Опознать некоторые можно по сопутствующим признакам или по результатам лабораторных, инструментальных обследований.

Болезни с цефалгией:

  1. Опухоли, доброкачественные и нет. Новообразование, возникшее в организме ребенка, опасно, и должно быть изучено врачом. Часто в таком случае головная боль у подростка не проходит, начинаясь с самого утра.

Обезболивающие препараты и анальгетики не помогают. Через некоторое время присоединяются другие симптомы: тошнота, потеря веса, постоянная усталость, ломота в костях, судороги, изменения в поведении. Конкретная симптоматика зависит от места локализации опухоли.

  1. Менингит – инфекционная болезнь, при которой воспаляются оболочки мозга. Крайне опасно. Проявляется рядом признаков, среди которых высокая температура, рвота, сонливость и высокая чувствительность к свету и прикосновениям. Ребенок не может наклонить голову вниз, не способен коснуться подбородком грудной клетки.
  1. Энцефалит (воспаление коры мозга) – встречается не часто, характерно для мальчиков. Может сопровождаться изменениями в поведении и параличом конечностей.
  1. Остеохондроз шейного отдела. Неправильное положение позвонков, дегенеративные образования приводят к постоянному болевому синдрому в области затылка.

  1. Травмы головы и шейного отдела позвоночника. Не всегда после удара на поврежденном месте видны внешние признаки травмированности. После любого сильного удара в голову или шею, стоит провести диагностику. Так как без лечения, последствия могут проявиться серьезно спустя 1-4 недели.

Опухоли, к счастью, встречаются редко. Однако из-за их опасности, стоит обращаться к врачу и исключать эти процессы. Или выявлять на ранних стадиях, когда врачам удается быстро вылечить пациента.

Причиной болезненных ощущений становятся болезни носа[3]. Также заболевания глаз и дыхательной системы могут иметь в качестве дополнительного симптома головную боль, как и неврит тройничного нерва. Локализуется болевой синдром при подобных ситуациях, в соответствующих частях головы.

Бывает, что приступы неприятных ощущений в голове случаются часто, регулярно. Или усиливаются со временем, перерастают в длительные, многочасовые приступы. В таких ситуациях, обращение в клинику необходимо.

Боль в голове – всегда симптом угнетенного состояния какой-либо из основных систем организма. Избавиться от причины, к этому приводящей, стоит безотлагательно.

В процессе диагностики, врач осмотрит подростка, у которого постоянно болит голова, опросит родителей, чтобы выяснить возможные внешние причины подобного состояния.

Затем будут проведены лабораторные исследования состава крови. При подозрении на нарушение работы органов головы, могут проверить:

  • состояние коры головного мозга, чтобы исключить воспаления и новообразования;
  • сосудистую систему головы и проходимость всех артерий;
  • состояние шейного отдела позвоночника на наличие каких-либо аномалий.

После получения точного диагноза, назначается терапия, направленная на устранение главной проблемы. Курс может включать в себя разнообразные лекарственные средства, физиотерапевтические процедуры [4].

Потом потребуется разработать и практиковать профилактические меры, оздоравливающие жизнь подростка.

Потребность в оперативном вмешательстве возникает редко. Однако, если это – единственный способ устранить мучительные головные боли, отказываться не стоит.

Список использованной литературы

Головная боль у подростка

У каждого четвертого российского подростка головные боли возникают регулярно. В чем причина этого недуга?

3 основные причины головной боли у подростка

Первая причина головной боли у подростка — напряжение

Головная боль часто возникает у школьника в конце учебного дня, особенно если он долго сидел за партой. Виноваты в этом напряженные мышцы головы и шеи.

Чтобы облегчить состояние уставшей головушки, надо обязательно прилечь, и желательно в комнате, которую предварительно проветрили. Сделайте ребенку небольшой массаж спины, приложите к вискам лимонные корки, дайте попить чаю с мятой, мелиссой, зверобоем.

Но лучшее лекарство — это сон, желательно после теплой ванны с добавлением масла эвкалипта или чайного дерева.

Детям, которых беспокоят вечерние давящие боли в висках, нужно много гулять на свежем воздухе, сидеть у телевизора или компьютера не более 45 минут, при этом каждые 15—20 минут делать 5— 10-минутную разминку.

Родителям же стоит пересмотреть режим дня своего ребенка, может быть, отменить некоторые кружки, дополнительные занятия с репетитором. Так называемый «синдром отличника» нередко приводит в будущем к различным фобиям и заболеваниям.

Вегетососудистая дистония возникает у подростков в связи с гормональными перестройками в организме. Бывает, что ребенок за короткий период времени очень сильно вытягивается, а сердце и сосуды за ростом тела не успевают. Артериальное давление бывает то низким, то высоким.

Помимо головной боли дети могут жаловаться на колющие боли в сердце, одышку, нарушение стула, тошноту, мелькание мушек перед глазами, частое мочеиспускание, потливость.

Понижение артериального давления у ребенка обычно связано с падением уровня сахара в крови, поэтому кладите ему в карман конфету, кусочек сахара или шоколадки. Если у подростка иногда повышается давление, например после экзаменов или при магнитных бурях, — следует иметь дома тонометр.

В этом случае приступ головной боли помогает снять валериана, пустырник, ново-пассит, персен. Но увлекаться успокоительными средствами не стоит.

Если у ребенка пониженное или повышенное давление постоянно, обязательно нужно обратиться к неврологу. Врач после уточнения диагноза пропишет препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга (кавинтон, актовегин). Дополнительными способами укрепления сосудов являются массаж, плавание, акупунктура.

Третья причина головной боли у подростка — мигрень

Мигрень — это резкое сужение сосудов головы, которое не связано с артериальным давлением. Боли, как правило, возникают в одной половине головы, в области висков, глаз, лба. Иногда приступу предшествуют яркие вспышки света перед глазами, отечность одной половины лица, чувство покалывания на коже.

При внезапной мигрени можно дать ребенку обезболивающие препараты: нурофен, парацетамол, анальгин, цитрамон в возрастной дозе. В дальнейшем обязательно нужно посетить невролога.

Особенно если при приступах возникают лихорадка, кашель, насморк, судорожные припадки, провалы в памяти, расстройство сознания, нарушение координации, звон в ушах, потеря вкуса или обоняния. Ребенку, страдающему мигренями, нужно соблюдать четкий распорядок бодрствования и сна, диету.

Из рациона школьника стоит исключить острое, соленое и сильные аллергены: шоколад, какао, орехи, яйца. Не следует давать продукты, содержащие большое количество нитритов, моносодовый глютамат (чипсы, сухарики) и аспартам (искусственный подсластитель).

  • Ольга СОРОКИНА, кандидат медицинских наук.
  • К слову Головные боли могут быть вызваны множеством причин: — переутомлением;
  • — стрессом;
  • Источник: Простые рецепты здоровья, №8, 2015г

— погодными изменениями; — мигренью; — вегето-сосудистой дистонией; — гипертонией; — опухолью мозга;

Головные боли у школьников. Советы невролога — новости Бурятии и Улан-Удэ

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет.

Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга).

Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная.

Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями.

Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто.

Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок.

Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках.

С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность.

Читайте также:  Проблемы с ушами - советы врачей на каждый день

Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках.

В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей.

Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование.

Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание.

Избегать психотравмирующих ситуаций.Будьте здоровы !Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.Пр.

Строителей,10Официальный сайт 

http://www.clinic-doctorlor.ru/

Группа вконтакте 

https://vk.com/doctorlor_uu

  • Необходима консультация специалиста
  • Реклама INFPOL.RU

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях

Отчего болит голова у подростка и что с этим делать

Головные боли и утомляемость бывают у школьников всех возрастов, но у подростков, например, они проявляются с некоторыми нюансами.

Анна Черноусова, доктор-остеопат клиники «Остеон»

Родители замечают, что в определенном возрасте их дети начинают жаловаться на недомогание чаще, чем раньше. Конечно, нагрузки в школе, малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание и постоянный недосып делают свое дело.

«Летидор» обратился к эксперту за разъяснениями.Основные причины

Недостаточный сон Большинство подростков очень поздно ложатся спать, а вставать приходится очень рано. Родителям нужно обратить на это особое внимание.

Ниже в статье мы расскажем о нормах сна.

Стресс Этому фактору необходимо уделить большое значение, ведь стресс у школьников бывает очень разным. Это страхи перед учителями, страх выйти к доске, страх перед одноклассниками — все эти фобии провоцируют нарушение осанки, отчего голова будто вжимается в плечи.

Неправильная осанка Дети сутулятся, пытаются не выделяться инстинктивно, чтобы быть незаметными. При письме ученики, как правило, наклоняются на один бок: либо поворачиваются к подставке с книжками, либо просто пишут косо все время, задирают плечо, обычно правши — правое, левши — левое.

Большинство детей неправильно носят рюкзаки. Дети в начальной школе обычно носят их за плечами и под присмотром родителей, которые заботятся и об анатомической спинке, и о небольшом весе учебников.

А вот старшие школьники считают рюкзаки немодными, носят сумку на одном плече и перекашиваются, особенно если ездят в школу издалека.

Гиподинамия или перегрузка Родители часто жалуются, что у школьников мало физической нагрузки. Не все дети занимаются спортом постоянно, а от уроков физкультуры в школе дети часто любят отлынивать. Они просто-напросто перестали много ходить пешком.

Бывает и наоборот — есть дети-спортсмены, у которых постоянный стресс от избыточных физических нагрузок. Часто они не соответствуют внутреннему потенциалу ребенка, то есть физически дети могут заниматься, но делают это через силу, потому что родители и тренер требуют.

Естественно, подобные процессы калечат позвоночник, у детей развиваются грыжи при неадекватных сверхнагрузках.

Последствия родов или внутриутробного развития Бывает действительно нарушение структур основания черепа, которое произошло во время внутриутробной жизни: ребенок не очень физиологично лежал в животе у мамы.

Или во время родов произошел какой-то сдвиг костей, который не скомпенсировался самостоятельно. Или ребенок родился в результате кесарева сечения и у него, например, функциональная кривошея в младенчестве, которая компенсируется массажами, физическими нагрузками, гимнастикой, ЛФК, но не долечивается до конца.

Дети, рожденные вследствие тяжелых затяжных родов, имеют проблемы с осанкой. Как правило, на первом году жизни это проявляется высоким или низким тонусом, косоглазием, легкими неврологическими отклонениями.

В принципе, наша природа заточена на то, чтобы все компенсировать самостоятельно. Тем не менее, в условиях постоянного напряжения, сложной школьной программы, новых и не всегда гладких взаимоотношений со сверстниками и учителями, организм проявляет свои слабые места.

Типы головных болей у школьников

Я, как остеопат различаю боли из-за:

  • напряжения мышц шеи Часто наблюдаются у школьников боли цервикогенного характера. Цервикс — шея, то есть эти боли возникают из-за напряжения шейных мышц, провоцируются стрессом, страхом, неудобным положением за партой, неправильным ношением сумок и рюкзаков.
  • психического, умственного и эмоционального напряжения
  • нарушения венозного оттока от головы У взрослых такие боли случаются преимущественно утром, а у детей они могут быть в течение дня, вне зависимости от степени усталости. Проблема в нарушении оттока по внутренней яремной вене, которая проходит через основание черепа и отводит венозную кровь из черепа.

Что знает остеопатия о головных боляхМы отмечаем, что дети с утомляемостью и головными болями имеют обычно неправильный прикус, осанку, дефекты зрения, у них плоскостопие, вальгусная или варусная постановка ног. Но только остеопат видит организм в комплексе и знает, что дефект редко бывает один. При диагностике находится что-то еще, а при лечении мы воздействуем сразу на всю систему организма.За помощью часто обращаются недолеченные в детстве люди с разными глазами, например, когда один глаз больше, другой меньше. Можно и во взрослом возрасте избавиться от последствий тяжелых родов, только остеопаты могут двигать кости черепа. Результаты могут быть как быстрыми, так и не очень.Часто у детей бывают головные боли из-за спазма мышц шеи, сосудов, позвоночных артерий. Если мышцы шеи спазмированы, они нарушают биомеханику позвонков, а они, сдвигаясь, нарушают прямой ход артерии. При диагностике детских головных болей часто выявляется, что сосуды позвоночной артерии, ветви которой уходят в головной мозг, сужены с какой-то стороны.Вот какие проблемы может решить остеопат: — Улучшить биомеханику позвоночника — Восстановить структуру не только шеи, но и всего позвоночника — Снять напряжение с мышц шеи — Улучшить кровоснабжение головного мозга.Рекомендации для родителей школьников

Разумные физические нагрузки Каждый ребенок имеет свою конституцию: кому-то легко бегать на лыжах, кому-то это крайне тяжело, и любовь к спорту нужно прививать, а не требовать от ребенка рекордов.

Сверхнагрузки рождают комплексы по отношению к себе, да и здоровья не приносят.

Дети должны заниматься посильной физической нагрузкой, выбирая ее самостоятельно, прислушиваясь к советам родителей и рекомендациям тренеров.

Двух уроков физкультуры в неделю маловато, можно для укрепления мышечного корсета водить детей на общую физическую подготовку, спортивную гимнастику. Не брусья и кольца, а просто хорошая физкультура, йога, пилатес для детей.

Бывает, что ребенок много занимается танцами, например, но все равно страдает от головных болей. То есть вроде бы физическая нагрузка присутствует постоянно в жизни ребенка. Значит, надо искать проблему в другом.

Правильный режим сна и отдыха Если ребенок встает в 7 часов утра, то он должен ложиться спать в 9 вечера. Он может заснуть не сразу, но уже будет готовиться ко сну. Можно читать книжки, можно делать легкий массаж, разговаривать, но это уже прелюдия ко сну.

Расслабление — тоже часть отдыха. Десятичасовой сон для школьников младшего возраста — обязательная вещь. Они очень быстро утомляются, когда недосыпают. А детям в начальной школе еще положено спать днем.

Прогулки Хорошо, когда дети ходят пешком от дома до школы. Но в условиях современной жизни это происходит все реже, многих детей возят.

Читайте также:  У ребенка на коже стрептаккокавая инфекция - советы врачей на каждый день

Хочется посоветовать родителям парковаться подальше, приезжать чуть пораньше и вместе с ребенком прогуливаться до школы.

Ходьба прекрасно восстанавливает организм: улучшается лимфодренаж, мы дышим свежим воздухом, конечно, с оговоркой на окружающую городскую среду. В любом случае это лучше, чем сидеть в машине и дышать выхлопными газами.

В школе нужно чередовать уроки с обедом, прогулкой, если есть продленка, то можно заниматься уроками, а потом опять гулять, но не меньше 2 раз в день по часу минимум.

В принципе, такие вещи нужно соблюдать, если погода опять-таки позволяет, а до минус 15 это вполне нормально, даже если ветер, дождь и снег. Нет плохой погоды, есть плохая одежда.

Питание Про вред фастфуда и газировки известно всем.

Детям хочется то, что запретно, а усилители вкуса делают свое «грязное» дело.

Сложно, конечно, когда ты сам не приверженец здоровой пищи, навязывать детям правильное питание. Если ребенок видит, что у родителей на столе лежат бутерброды, а он должен есть овсянку, то возникает определенный диссонанс. Надо начинать с себя, прививать в семье культуру правильного питания.Детям нужны и белки, и жиры, и углеводы. Все три компонента. Ребенку обязательно нужно масло, не только растительное, но и животного происхождения. Холестерин, которого мы боимся, не только вреден, но и полезен. Это строительный материал.У каждого своя конституция, кто-то может в детстве быть веганом и при этом хорошо себя чувствовать, а кому-то нужно красное мясо, говядина, которая насыщает организм и приносит гемоглобин.Есть нужно все, вопрос только, в каком количестве. Каждый день мясо есть не надо, достаточно 2-3 раз в неделю. В качестве перекусов с собой не надо давать конфеты и хлеб, лучше сухофрукты и орехи. Нужно есть больше сезонных фруктов и овощей.

Головная боль у детей и подростков

Головная боль представляет собой одну из самых распространенных жалоб у детей и подростков при обращении к врачу-неврологу.

Наиболее частой причиной цефалгии в детском возрасте является первичная головная боль (преимущественно мигрень и первичная головная боль напряжения). Частые головные боли приводят к ухудшению качества жизни ребенка: снижению памяти, внимания, успеваемости, тяжело переносятся детьми, сказываются на их настроении, поведении, учебе, профессиональной ориентации.

  • Рассмотрим головную боль напряжения (ГБН).
  • ГБН – хроническое мульфакториальное заболевание нервной системы, развивающееся у генетически предрасположенного человека на фоне снижения пластичности мозга под влиянием зкзогенных и эндогенных факторов.
  • Провоцирующими факторами могут являться:
  • психическое утомление,
  • зрительное напряжение (игра в компьютерные игры),
  • стрессовая ситуация (поступление в школу,
  • межличностные конфликты,
  • смена места жительства,
  • развод родителей,
  • физическое насилие и др.),
  • длительное напряжение мышц при статических позах (работа за компьютером, неправильно организованное рабочее место).

Особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обуславливает проявления заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, стрессовых факторов. ГБН встречается на всех этапах детства с пиками заболеваемости в 6-8 лет, 10-11 лет и в подростковом возрасте. Девочки болеют чаще мальчиков.

  1. В зависимости от частоты приступов ГБН делят на следующие варианты:
  2. нечастая эпизодическая ГБН (с эпизодами ГБН не чаще 1 раза в месяц), частая эпизодическая ГБН (с эпизодами чаще 1 раза, но реже 15 раз в месяц), хроническая ГБН (эпизоды ГБН более 15 раз в месяц на протяжении более 3 месяцев).
  3. При этом заболевании возникает легкая или умеренная головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, продолжительность которой от 30 минут до нескольких дней, но менее недели, обычно не ограничивающая повседневную активность, может сопровождаться свето- или звукобоязнью и не сопровождается рвотой.

Головная боль при ГБН постоянная, давящая, сжимающая, как правило, двусторонняя, локализуется в области лба, висков, с иррадиацией в затылочную область, сопровождается чувством давления на глазные яблоки и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема», «каски». Обычно боль появляется днем (после 2-3-го урока) или во второй половине дня и может продолжаться до вечера, при этом головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке (ребенок может спокойно делать уроки, играть, принимать пищу).

Для пациентов с ГБН характерны:

  • нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, поверхностный сон с множеством сновидений, отсутствие ощущения бодрости после сна), головокружения,
  • повышенная чувствительность к изменению погодных условий,
  • плохой аппетит,
  • быстрая утомляемость,
  • вспышки упрямства,
  • капризы, в межприступном периоде большинство детей предъявляют жалобы на боли в ногах,
  • затруднения дыхания,
  • боли в сердце,
  • дискомфорт в животе.

Дети с ГБН стеснительны, плохо адаптируются в новой обстановке. Для них характерна тревожность и депрессия, в результате чего они избегают активного общения со сверстниками, снижается их самооценка.

Такие дети очень ответственны, они боятся опоздать в школу, получить плохую отметку, болезненно относятся к замечаниям со стороны учителей и родителей.

Ситуация ухудшается, если детей загружают занятиями в нескольких секциях и кружках, вследствие чего у них не хватает времени на полноценный отдых.

Основная особенность головных болей напряжения в детском возрасте – это их самопроизвольное купирование на фоне отдыха, поэтому начинать лечение ГБН целесообразно с оздоровительных мероприятий:

  • соблюдение режима дня,
  • регулярное рациональное питание,
  • достаточное потребление жидкости,
  • чередование умственных и физических нагрузок,
  • прогулки на свежем воздухе, достаточный ночной сон.

Важно, чтобы ребенок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе. Для этого нужно подобрать правильную мебель для занятий в школе и дома.

Также необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации и устранить или минимизировать ее с помощью занятий с психологами или психотерапевтами.

Если ребенку трудно посещать несколько секций и кружков, то необходимо от некоторых из них отказаться и оставить только те занятия, которые приносят ребенку наибольшее удовольствие.

Если головная боль напряжения возникает у ребенка эпизодически, то справиться с ней можно с помощью расслабляющего массажа шейно-воротниковой зоны и волосистой части головы, лечебной гимнастики и других методик релаксации, физиотерапевтического лечения. Если же при соблюдении режимных мероприятий головная боль не проходит, эпизоды головных болей учащаются, то следует обратиться к врачу-неврологу.

Врач невролог Вольная Екатерина АлександровнаУЗ «19-я городская детская поликлиника»

Болит голова у ребенка. Причины. Лечение

«Болит голова у ребенка» — одна из частых жалоб при обращении к врачу. Головными болями называют любые боли и дискомфорт в области головы. Цефалгия — это научное название головной боли.

Надо помнить, что дети до 5 лет, а иногда и старше, не могут четко определить свои ощущения в силу незрелости функциональных систем мозга, а также отсутствия опыта. Кроме того, для детей вообще характерны жалобы на боли с целью привлечения к себе внимания взрослых.

В то же время нельзя игнорировать жалобы на головную боль, так как она может быть симптомом многих заболеваний.

  • Головная боль у ребенка может быть самостоятельным заболеванием (первичная головная боль) или проявлением другого заболевания (вторичная головная боль).
  • 1. Локализация головной боли
  • 2. Когда появляется головная боль
  • 3. Как часто возникает боль
  • 4. В какое время суток являются головная боль (очень важный симптом), какие есть симптомы до боли (то есть Аура)

5. Сопровождается ли боль другими симптомами, такими как, рвота, боль в животе и др.

6. Что провоцирет или усиливает головную боль (свет, шум, физическая нагрузка, поза)

7. Что успокаивает головную боль.

Классификацией Международного общества головной боли предусматриваются следующие цефалгии:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная (пучковая) головная боль и хроническая пароксизмальная гемикрания;
  • головная боль, не связанная со структурным поражением мозга;
  • головная боль вследствие травмы головы;
  • головная боль вследствие сосудистых заболеваний;
  • головная боль вследствие внутричерепных несосудистых заболеваний;
  • головная боль вследствие приема некоторых веществ или их отмены;
  • головная боль вследствие внемозговых инфекций;
  • головная боль вследствие метаболических нарушений;
  • головная или лицевая боль вследствие патологии черепа, шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, рта, а также других лицевых или черепных структур;
  • краниальные невралгии, боли при патологии нервных стволов и деафферентационные боли;
  • неклассифицируемая головная боль.

Все эти виды цефалгии могут отмечаться и у детей, хотя на практике чаще встречаются мигрень, головная боль напряжения и кластерная (пучковая) головная боль.

Мигрень у детей

Мигрень — хроническое заболевание, проявляющееся периодически повторяющимися приступами интенсивной головной боли пульсирующего характера. Боль локализуется преимущественно в одной половине головы и часто сопровождается тошнотой, иногда рвотой, непереносимостью яркого света, громких звуков. Длительность приступа от 4 до 72 ч, после приступа наступает вялость и сонливость.

Дебют мигрени возможен в любом возрасте, пик заболеваемости приходится на возраст от 25 до 54 лет, женщины страдают чаще мужчин. В семейных случаях мигрень может возникать и в раннем возрасте, чаще всего с 5 лет.

Факторами, провоцирующими приступ мигрени, являются: физическая усталость, эмоциональный стресс, нарушение сна, недосыпание, пересыпание, чрезмерное употребление жирной пищи и др.

Крайне легко мигрень провоцируют продукты, богатые тирамином и фенилэтиламином (твердые сорта сыра, шоколад, какао, орехи, копчености и др.). Читайте больше информации в статье «Головные боли, связанные с питанием».

Провоцируют мигрень также естественные гормональные перестройки организма.

Мигрень чаще возникает у детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью с дефицитом внимания, эмоциональной лабильностью, завышенной самокритикой, демонстративностью поведения, стремлением к лидерству. Отмечено, что до 7-летнего возраста приступы мигрени чаще встречаются у мальчиков, а в период от 7 до 11 лет частота появления мигрени у мальчиков и девочек примерно одинаковая.

В дальнейшем, к 16-18 годам, у юношей приступы регрессируют или отмечаются длительные ремиссии.

У девушек частота появления приступов начинает зависеть от менструального периода, причем за полгода-год перед первым появлением менструаций приступы учащаются и становятся более выраженными, а с установлением регулярного цикла могут исчезать или возникать только перед или во время менструации.

Проблема диагностики мигрени у детей связана с их неспособностью четко передать свои ощущения, а также со стертостью фаз развития мигренозного приступа.

Характеристики мигрени у детей обычно не соответствуют международным критериям диагностики мигрени, поэтому постановка точного диагноза становится возможной в большинстве случаев только спустя определенное время — с появлением отчетливых приступов мигрени с аурой или без ауры.

Головная боль при приступе мигрени у детей может быть пульсирующей или давящей, при этом многие дети затрудняются определить характер боли. Локализация боли чаще двусторонняя или в области лба с возможным усилением в одной половине головы.

Интенсивность боли варьирует от умеренной до нестерпимой. Чувствительность к внешним раздражителям выражена меньше, чем у взрослых. Головная боль практически всегда сопровождается тошнотой, рвотой. Продолжительность приступа составляет от 1 до 48 ч.

Характерны выраженные вегетативные проявления: бледность или гиперемия кожных покровов, учащение сердцебиения, затруднение дыхания, тошнота, рвота, гипергидроз, нестабильность температуры тела; возможен озноб, отмечаются слабость, сонливость.

Приступ купируется в большинстве случаев отдыхом и сном, приемом небольших доз анальгетиков.

https://www.youtube.com/watch?v=YSrLnK4fXxc

У детей часто встречается абдоминальная форма мигрени. Она проявляется повторными пульсирующими болями в животе, сопровождающимися бледностью кожных покровов, тошнотой, рвотой, диареей, похолоданием и ощущениями покалывания в конечностях, а также головной болью.

При первично возникшем приступе важно в первую очередь исключить гастроэнтерологическую патологию и инфекции, которые могут иметь схожую клиническую картину. В результате обследования и наблюдения при отсутствии данных в пользу соматической или инфекционной патологии, а также с учетом однотипности повторяющихся приступов можно предполагать диагноз мигрени.

Также дифференцировать данную форму мигрени необходимо с восходящим эпилептическим ощущением.

Практически только у детей встречается дисфреническая мигрень. Она характеризуется приступообразным агрессивным поведением, дезориентированностью, иррациональными поступками. Это состояние сочетается с нарушениями речи.

Продолжительность приступа — от 1 ч до нескольких суток. В конце приступа дети успокаиваются и ложатся спать. После сна они чувствуют себя удовлетворительно или жалуются на головную боль, воспоминания о произошедшем частично сохранены.

С возрастом дисфреническая мигрень трансформируется в типичные приступы классической мигрени.

У детей старшего возраста нередко наблюдаются приступы гемиплегической мигрени. Это редкая разновидность мигрени с аурой, распространенность составляет 1 случай на 10 000 населения. Обычно заболевание дебютирует в возрасте от 5 до 30 лет.

Типичные атаки гемиплегической мигрени отличаются односторонней моторной слабостью, которая всегда сопровождается другими симптомами ауры, часто с сенсорными, зрительными или речевыми нарушениями, также односторонними. Д лительность ауры от 30 до 60 мин. Затем возникает сильная пульсирующая головная боль, которая может длиться несколько часов, дней и даже недель.

Возможно развитие тяжелых приступов с длительной гемиплегией, спутанностью сознания, жаром, судорогами и развитием комы.

Лечение мигрени у детей

Лечение мигрени включает два основных направления: купирование приступа и лечение в межприступный период для предотвращения появления приступов.

Читайте также:  Витамины в таблетках совместимость - советы врачей на каждый день

Профилактическое лечение мигрени заключается в устранении провоцирующих факторов, соблюдении диеты, исключающей продукты, содержащие тирамин и фенилэтиламин. Важны регулярное питание, полноценный сон, дозированные физические нагрузки. Эффективны немедикаментозные методы релаксации (аутогенные тренировки, биологическая обратная связь и др.).

Медикаментозное профилактическое лечение показано при частых и тяжелых затяжных приступах, сопровождающихся существенным нарушением самочувствия и ограничением дееспособности.

У детей приступы мигрени подлежат медикаментозному лечению только в случаях, когда их частота и интенсивность нарушают нормальную жизнь ребенка.

Особенности лечения мигрени у детей заключаются в ограниченном выборе препаратов, так как применение многих препаратов не разрешено у пациентов в возрасте младше 18 лет! Чаще всего для купирования приступа применяют анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства и комбинированные препараты, в состав которых входит кофеин.

Эффективным при умеренных и интенсивных приступах является ацетаминофен (парацетамол) в дозе 15 мг/кг. Отмечается эффективность напроксена, ибупрофена, фенацетина и кофеинсодержащих препаратов (например каффетин, начиная с 2-летнего возраста ребенка, от 1/3 таблетки до 1 таблетки 3 раза в день у детей старше 10 лет).

Из препаратов, содержащих эрготамина тартрат, в начале приступа эффективен кафергот (кофетамин). Но маленькие дети редко говорят о головной боли в самом начале приступа, а назначение препаратов эрготамина при развернутом приступе неэффективно.

Также эрготамин противопоказан пациентам с гемианопсией или гемипарезом во время ауры, а длительное его применение может способствовать возникновению болезни Рейно!

Головные боли напряжения у детей

Головные боли напряжения (ГБН) возникают при напряжении лобных, височных, затылочных мышц.

Они возникают при повышенной тревожности и депрессивных расстройствах, а также в ответ на воздействие острого или хронического эмоционального стресса.

Головные боли напряжения появляются в любом возрасте, чаще от 20 до 40 лет, у лиц женского пола. Головные боли напряжения составляют 60% всех случаев головной боли у детей.

Причинами головных боле напряжения могут быть: реакция на стресс (особенно при длительном его воздействии), длительное напряжение мышц при статических позах ребенка (работа за компьютером, работа с мелкими деталями).

Немалую роль играет длительный прием некоторых лекарственных средств, особенно анальгетиков и транквилизаторов. Эпизодические головные боли напряжения продолжаются от 30 мин до 15 дней; у 2/3 больных боли возникают ежедневно в течение указанного времени.

Хронические головные боли напряжения продолжаются от 15 до 180 дней; при этом боль постоянная, но ее интенсивность в течение дня меняется.

Клинически головные боли напряжения проявляются монотонными, тупыми, сдавливающими, стягивающими, ноющими, как правило, двусторонними головными болями, преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной и затылочно-шейной областях. Болят также мышцы лица, верхнего плечевого пояса с обеих сторон, без четкой локализации.

Головные боли не усиливаются при физической нагрузке, редко сопровождаются непереносимостью яркого света или звука и лишь иногда тошнотой. Дети жалуются на боль и чувство сдавления, сжимания головы, ощущения «шлема», «каски» на голове, которые усиливаются при прикосновении к голове (особенно при причесывании). Эти головные боли редко бывают в ночное время.

В большинстве случаев головные боли сочетаются с болями в других органах, без четкой локализации и с неопределенным характером, а также без патологических изменений в них. Характерна выраженная вегетативная дисфункция.

Отмечаются нарушения сна: ребенок долго не может заснуть, сон становится поверхностным, непродолжительным, с множеством сновидений, частыми пробуждениями. После сна нет ощущения бодрости, днем возникает сонливость.

Головные боли, возникшие в детском возрасте, влияют не только на школьную успеваемость, но и формирование психики и поведенческих реакций, что в дальнейшем способствует социальной дезадаптации и развитию психогенных заболеваний. Основной причиной появления ГБН у ребенка является стресс, связанный с:

  • 1) обучением (загруженность ребенка уроками, неудобное рабочее место, напряжение зрения),
  • 2) семейными конфликтами, гиперопекой,
  • 3) конфликтами с педагогами.

Хронические психотравмирующие факторы в детстве, как правило, сочетаются недостаточной физической активностью (гиподинамией). Незрелость механизмов психологической защиты ребенка выражается в появлении заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, факторов.

Клинически ГБН протекает, как у взрослых, но дети младше 5- 7 лет не всегда объективно рассказывают о ней. Головная боль часто проходит самостоятельно или после отдыха. По мере роста ребенка головные боли учащаются, но их характер не изменяется. У 30% детей головная боль сопровождается потемнением в глазах и тошнотой.

По характеру дети с ГБН стеснительны, не удовлетворены собой, плохо адаптируются к новой обстановке, иногда упрямы, капризны.

Для лечения головных болей напряжения у детей применяют обезболивающие средства, разрешенные в детском возрасте. Дозы подбираются индивидуально.

Лечение начинают с немедикаментозных мероприятий: психологическая коррекция, нормализация режима дня, нормализация мышечной релаксации, дыхательный релаксационный тренинг, дозированные физические нагрузоки.

Применяют фитотерапию: настойку валерианы, пустырника, пассифлоры и др.

При астенической симптоматике применяют растительные адаптогены (экстракт элеутероккока, настойка заманихи или лимонника). При неэффективности назначают фенибут, грандаксин, атаракс.

В более старшем возрасте применяют антидепрессанты в сочетании с транквилизаторами или миорелаксантами (мидокалм, сирдалуд, баклофен).

Кластерная (пучковая, хортоновская) головная боль у ребенка

Кластерная (пучковая, хортоновская) головная боль (цефалгия) встречается в основном у взрослых (у мужчин в 6 раз чаще, чем у женщин) и очень редко у детей. Локализуется боль в височной и орбитальной области с одной стороны, продолжается от 15 мин до 3 часов.

По характеру боль жгучая, сверлящая, высокой интенсивности («невыносимая») и не купируется приемом анальгетиков. Может сопровождаться психомоторным возбуждением, тошнотой, брадикардией, слезотечением, ринореей, заложенностью носа на стороне боли. Возникает приступообразно, по ночам, в одно и то же время.

Купируется самостоятельно, внезапно.

Причиной кластерных болей у детей могут быть артериовенозные мальформации и аневризмы сосудов головного мозга, другие объемные процессы, заболевания глаз и придаточных пазух носа.

Посттравматические головные боли

У детей одним из наиболее частых неврологических синдромов после черепно-мозговых травм является хроническая посттравматическая головная боль. По международным критериям, посттравматическими называются головные боли, возникающие в течение 14 дней с момента травмы.

Они подразделяются на острые (продолжаются не более 8 нед после травмы) и хронические (более 8 нед после травмы).

Выявление у детей хронической посттравматической головной боли нередко вызывает трудности, которые обусловлены тем, что иногда сложно установить отчётливую временную связь головной боли с перенесённой травмой.

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии — идиопатическое повышение внутричерепного давления,при котором отсутствуют признаки обструкции ликворопроводяших путей, перенесенной нейроинфекции. Этиология неизвестна.

В детском возрасте может возникать в результате приема больших доз витамина А, лечения препаратами тетрациклинового ряда или после отмены кортикостероидов. Наблюдается чаще у детей с избыточной массой тела.

Клиническая картина характеризуется головными болями, редко — нарушением зрения. Лечение симптоматическое.

Другие головные боли

  1. Головные боли, связанные с приемом химических веществ или их отменой:
  2. — при однократном или длительном бесконтрольном приеме лекарственных препаратов;
  3. — при отмене лекарств (резкая отмена гипотензивных препаратов, бензодиазепинов);
  4. — при хроническом приеме анальгетиков, бензодиазепинов, наркотиков;
  5. — при приеме химических веществ с неизвестным механизмом действия.
  6. Головную боль могут вызывать кофеин в высоких дозах, нитраты и нитриты, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы, карбамазепин, нестероидные противовоспалительные средства, антибиотики цефалоспоринового ряда, сульфаниламиды, противогрибковые средства.
  7. Головные боли могут возникать при внемозговых инфекционных заболеваниях:
  • при вирусных инфекциях;
  • при бактериальных инфекциях;
  • при других инфекционных заболеваниях.

Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями, — при различных заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией (при пневмонии, гипотиреозе, феохромацитоме, гломерулонефрите и т.п.)

Головные или лицевые боли при патологии придаточных пазух носа, зубов, полости рта или черепа диагностируются на основании данных анамнеза, тщательного врачебного осмотра, с применением дополнительных методов исследования.

Когда появление головной боли у ребенка требует немедленного обращения к врачу

  • внезапное появление головных болей
  • не зарегистрировано ни одного случая мигрени в семье
  • нарушение походки — ребенок падает
  • ночью и утром головные боли
  • изменение в поведении, заторможенность
  • высокая температура
  • головная боль увеличивается со временем
  • головная боль сопровождается судорогами

Зоя Павлова для med39.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*