Речевые отклонения — частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.
Когда следует обращаться к врачу
К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении.
Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки.
Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.
Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.
ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно.
В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы.
Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.
Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.
Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет
Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.
Характерные симптомы:
- затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
- скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
- неправильное произношение сложных слов;
- пропуск слогов и звуков;
- отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
- замена слов, схожих по звучанию;
- в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
- замена звуков более простыми для произношения;
- отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.
Причины задержки развития речи у детей 4 лет
К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые — во время родов и после рождения.
Антенатальные причины:
- осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
- болезни будущей мамы — обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
- состояния, которые привели к гипоксии плода — патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.
Во время родов:
- преждевременные роды;
- стремительные роды;
- травмы во время родов;
- неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.
После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:
- травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
- болезни — неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
- неблагоприятная обстановка в семье — конфликты, родители не занимаются ребенком;
- противоположная ситуация — гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
- чрезмерные нагрузки — физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).
Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,
Способы лечения ЗРР в 4 года
Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача.
Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода.
Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.
Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.
Проводится:
- Медикаментозное лечение — ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
- Логопедическая коррекция — логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
- Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
- Общий массаж;
- Лечебная физкультура.
Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.
Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.
При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.
Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится — важно вовремя начать терапию.
Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года
Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.
К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.
Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно.
Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки.
Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.
Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.
Советы родителям
Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.
Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:
- пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
- творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
- массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
- развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
- логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.
Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.
Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.
Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.
Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
Однако, сегодня многие родители сталкиваются с тем, что ребенок в 3 года плохо говорит или не разговаривает совсем. Безусловно, существует множество индивидуальных особенностей. Например, мальчики могут начать активно общаться гораздо позже своих ровесниц-девочек. Однако, в таком возрасте ребенок уже должен уметь рассказать любимую сказку или мультфильм, даже если его сможет понять только мама. И если малыш предпочитает отмалчиваться, следует не заниматься догадками, а обратиться к специалистам. В наше время огромное количество детей испытывают сложности с речевым развитием, и затягивать с походом к логопеду не стоит.
Почему ребенок в 3 года плохо разговаривает или молчит?
Специалисты выделяют целый комплекс факторов, которые могут привести к плохому развитию речевого аппарата у ребенка в таком возрасте. Следует учитывать такие причины, как:
- Физиологические нарушения. Если малыш плохо разговаривает, это может быть результатом нарушений слуха или общей задержки развития. Следует показать ребенка врачу и провести необходимые обследования, которые помогут выявить физиологические отклонения от нормы.
- Психологические травмы. Присутствие в жизни ребенка негативной морально-психологической и эмоциональной обстановки, а также постоянное стрессовое состояние могут поспособствовать замкнутости и нежеланию познавать окружающий мир, в том числе, через речевую функцию.
- Гиперопека. Особенности воспитательного процесса, при котором родители лишают ребенка возможности самоопределяться, выражать свои чувства и желания. Если малыш постоянно получает помощь без усилий или словесного описания потребностей, у него отсутствует мотивация использовать речь, ведь жестов вполне достаточно.
- Нехватка внимания. Постоянная занятость родителей и отсутствие качественного общения с малышом приводят к замкнутости ребенка и недостаточному уровню его развития.
- Гаджеты. Проведение ребенком чрезмерного количества времени с планшетом, телефоном, телевизором или ноутбуком отрицательно сказывается на речевом развитии. Трансляция информации происходит в автоматическом режиме и не требует словесной реакции малыша, поэтому ему достаточно лишь молча нажимать нужные кнопки.
Следует помнить, что корректно выявить настоящую причину молчания или их комплекс могут лишь специалисты. И если малыш ребенок плохо разговаривает в трехлетнем возрасте, следует уделить решению этого вопроса максимум усилий, ведь в дальнейшем развить речь будет гораздо сложнее.
Ребенок от испуга стал плохо говорить — что делать?
К каким специалистам стоит обратиться?
Если малыш практически не разговаривает в 3 года или делает это плохо, следует пройти комплексный медицинский осмотр у таких специалистов:
- педиатр (выявляет наличие нарушений и направляет на осмотр к другим специалистам);
- оториноларинголог или сурдолог (проверяют слух ребенка);
- логопед и дефектолог (с помощью тестирования определяют уровень развития речи, выявляют отклонения в ее формировании);
- невропатолог (изучает малыша на наличие патологий нервной системы);
- психолог (выявляет нарушения в эмоциональном состоянии малыша);
- психоневролог (может потребоваться для точного определения диагноза).
Если психологическое и физиологическое состояние малыша в норме, справиться со сложностями в речевом развитии ему помогут логопед и родители. Для этого нужно не только обратиться к грамотному врачу, но и постоянно работать с малышом дома.
Ребенок говорит слова наоборот. Причины и как исправить
Что делать, чтобы помочь ребенку?
Грамотный логопед обязательно дает советы и упражнения, выполняя которые родители смогут помочь малышу развить речь. Как правило, родителям рекомендуют:
- Активно общаться с ребенком. С малышом необходимо разговаривать с самого его рождения. Только постоянная коммуникация способна вызвать у крохи интерес к речи. Взрослым следует четко и внятно говорить, петь песенки, рассказывать истории. Каждое действие должно сопровождаться словами. Как результат – постоянная языковая среда подтолкнет ребенка к более быстрому и легкому усвоению разговорных навыков.
- Обратить внимание на качество речи. Крайне важно, чтобы речь взрослых была чистой и грамотной. Следует исключить употребление слов-паразитов. Нельзя коверкать слова или сюсюкать при общении с малышом. От этого зависит восприятие ребенка и четкость его произношения.
- Использовать развивающие игрушки. Не стоит задействовать гаджеты и встроенные в них игры. Можно взять кубики, пирамидки, пазлы или мозаики. Следует активно включаться в игровой процесс, описывая происходящее словами. Это поможет сформировать не только речь, но и мышление, логику и память.
- Развивать мелкую моторику. Специалисты считают, что формирование мелкой моторики напрямую влияет на развитие речевых навыков. Следует постоянно заниматься с ребенком лепкой из пластилина, нанизывать бусины, перебирать маленькие игрушки и проч.
- Визуализировать. Яркие картинки со сказочными героями, животными, фруктами и другими предметами мотивируют малышей к их описанию. Родителям следует показывать крохе изображения и рассказывать, что на них нарисовано.
При необходимости, к занятиям логопед также может дополнительно назначать лекарственные препараты для стимуляции мозговых речевых зон, процедуры, логопедический массаж или альтернативные методы коррекции (иппотерапия, купание с дельфинами). Следует помнить, что не существует универсальных подходов, ведь каждый ребенок – индивидуален, и учесть все его особенности при развитии речевого аппарата сможет только специалист.
Ребёнок в 3,5 года не разговаривает: что делать, причины задержки речи
Когда родители осознают, что малыш этого возраста плохо говорит или общается хуже сверстников, они запоздало начинают бить тревогу. Если раньше они надеялись, что малыш сам догонит норму речевого развития, то теперь необходимо действовать.
Тот факт, что ребёнок в 3,5 года не разговаривает, или общается хуже своих сверстников, настораживает большинство родителей.
Если раньше они надеялись, что малыш догонит остальных детей в речевом развитии, и у него просто замедленный темп формирования речевых умений, то теперь становится понятно, что имеется серьёзная проблема.
Считается, что позднее появление слов (после 3–4 лет) характерно для детей с речевым негативизмом, сложными нарушениями слуха, интеллектуального развития, психических процессов.
Нормы развития речи в 3 года и 5 месяцев
Внимательные родители всегда обращают пристальное внимание на значимые детали речи своего малыша. Ребёнок трёх с половиной лет уже имеет приличный словарь, состоящий из 300–800 слов.
Он употребляет все части речи родного языка: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения, числительные, союзы, частицы и предлоги.
Когда малыш играет, занимается продуктивной деятельностью, манипулирует с предметами своего окружения, он проговаривает то, что делает.
Речь для малыша четвёртого года жизни – необходимое условие для общения со взрослыми и сверстниками. Он почти не пользуется мимикой или указательным жестом, предпочитая сказать, чем показать, активно добиваясь своего при помощи слов. Ребёнку по силам даже выполнение многоступенчатых просьб взрослых: «Сначала сделай то, а потом это», «Сначала сходи туда, а потом принеси это» и т. д.
Дети в 3,5 года охотно слушают, как им читают, внимательно рассматривая красочные иллюстрации к детским книжкам. Они могут слушать полюбившуюся им сказку по несколько раз, повторяя наиболее выразительные обороты и фразы.
Нормально развивающимся малышам 3 года и 5 месяцев доступно не только повторение за взрослыми, они активно занимаются собственным словотворчеством. Дети придумывают свои слова, бессознательно пользуясь законами родной речи. Этот процесс с любовью описан Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»:
Возможные проблемы
Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом. Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:
- Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
- Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
- Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
- Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
- Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
Причины задержки речевого развития в этом возрасте
В основе практически всех случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.
Причины недоразвития речи:
- токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
- несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
- родовая травма;
- асфиксия в родах;
- имеются нарушения или отсутствие слуха;
- нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
- наследственная предрасположенность;
- органическое недоразвитие ЦНС;
- педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
- неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.
Сложнее всего прогнозировать успешность коррекционной работы с ребёнком, имеющим поражение головного мозга. Эти причины дают наиболее тяжёлые формы отставания речевого развития.
Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом
Нередко в практике педагогов, занимающихся восстановлением речевой функции, встречаются случаи, когда ребёнок четвёртого года жизни имеет нормальный слух и интеллект, но не говорит или делает это хуже сверстников. В то же время у такого малыша полностью нарушены все компоненты системы родного языка: фонематика, фонетика, грамматика и лексика.
Признаки общего недоразвития речи:
- ребёнок понимает, все, что ему говорят, но свои мысли озвучить не может;
- его слова малопонятна, похожи на речь иностранца;
- он все ещё оперирует лепетными словами (кика, ляля, би-би);
- не может повторить простейшие артикуляционные позиции, не понимает, как это сделать («улыбка», «трубочка», «лопаточка»), приходится помогать ему руками;
- он не употребляет фразы даже из двух слов, имеются отдельные слова;
- неправильно произносит даже звуки раннего онтогенеза, легко осваиваемые детьми раннего возраста (м, н, п, д, к, г, ф, б, в);
- словарь очень беден и медленно накапливается.
Почти у всех детей 3,5 лет речевые нарушения сопровождаются нарушениями мелкой и крупной моторики. Эти малыши неловки, им непросто совершать тонкие движения двумя пальчиками, играя с мелкими игрушками. Они не любят рисовать, потому что не могут регулировать силу нажима на карандаш, кисточку, мелок.
Чтобы отличить сложное нарушение речи от гораздо более лёгкой в плане коррекции темповой задержки, нужно провести диагностику развития речи у логопеда и начать с ребёнком коррекционные занятия. Динамика развития речи малыша подскажет, с чем столкнулись родители и педагоги. Если прогресс налицо и речь заметно развивается, скорее всего, у малыша лишь временная задержка.
Как помочь ребёнку с задержкой речи
Прежде всего, следует получить консультацию детского психоневролога, психолога, отоларинголога. Встречаются случаи, когда родители замечают, что у ребёнка снижен слух лишь в возрасте 4–5 лет. Развитие речи из-за этого нарушается, ведь малыш слышит звуки, слов и фразы искаженно, тогда как своевременно поставленный слуховой аппарат смог бы решить проблему.
После медицинского обследования можно начинать сотрудничество с логопедом и педагогом-дефектологом. Коррекционная работа специалистов должна подкрепляться усилиями родителей. Важно не «спугнуть» малыша, настойчиво теребя его требованиями «скажи», «повтори». Специалисты заинтересовывают ребёнка, включая в занятия разнообразные игры.
Направления работы:
- Развитие понимания речи – малыша просят выполнить инструкцию (покажи ушки, дай ручку).
- Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с ми и вопросами.
- Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
- Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
- Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
- Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
- Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.
Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.
Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает
Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. Причины отсутствия и задержки речи у детей. | Речевой онлайн центр "Русская речь"
По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.
«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев
https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI
В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте.
Раннее начало логопедических занятий позволяет справиться логопеду с нарушением самостоятельно и сделать это с большей вероятностью излечения и быстрее. Если ждать (после 2 лет), когда ребенок разговорится, то психологические проблемы растут.
Все больше нарушается эмоционально волевая сфера, ухудшается поведение ребенка, все больше отстают от сверстников ВПФ (высшие психические функции — память, внимание, мышление, интеллект).
Поэтому при длительном отсутствии речи полная логопедическая коррекция занимает больше времени и все больше требуются дополнительные специалисты, работающие параллельно с логопедом.
До 90% причин, по которым ребенок не говорит может выявить и излечить логопед-дефектолог, так как нелогопедические причины отсутствия речи встречаются достаточно редко. И при работе логопеда совместно с дополнительными специалистами, ведущим специалистом должен являться именно логопед. Но в последние годы, все чаще, родители неговорящих детей обращаются к врачам, вместо логопедов.
Это происходит потому что все больше стран, включая Россию, переходят на международную классификацию болезней МКБ-10 , куда начали входить речевые нарушения, которыми занимается логопед. И если раньше неврологи не имели права писать причину отсутствия речи до получения логопедического заключения, то сейчас они обязаны ставить причину отсутствия речи без логопеда.
Врачи изучают логопедию всего один месяц (17 лекций), а логопеды изучают неврологию один год. Но логопеды не могут работать неврологами, а неврологов заставили работать логопедами. Поэтому, если врачи вам поставити диагноз — задержка речевого развития, задержка психоречевого развития, алалию, расстройство аутистического спектра, аутизм, атипичный аутизм — это ничего не значит.
Требуется провериться у логопеда.
Проблема с речевыми нарушениями у МКБ-10 существует не только в России, но и в других странах Европы, и в Америке.
Родители годами бегают по врачам, пытаясь понять, почему ребенок не говорит, проводят множество ненужных, дорогостоящих обследований, и когда, в 5-6 лет все таки приходят к логопеду, то в большинстве случаев слышат от логопеда: «я ребенка уже не смогу довести до полной нормы, где вы были раньше?» Из-за исключения логопедов из логопедии количество речевых нарушений выросло с 30% до 62% у детей в России. В несколько раз возросло количество детей, которым диагностируют расстройство аутистического спектра, аутизм, атипичный аутизм — просто врачи не знают, что такое алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная). И из-за схожести некоторых симптомов пишут всем аутизм. В результате то, что логопеды могли бы своевременно исправить не излечивается и из-за упущенного времени становится неизлечимым. За границей многие логопедические сайты стали писать: «если у вас ребенок не говорит, то не тратьте время, а сразу идите к логопеду.»
- Для того, чтобы провести правильное обследование и выявить наиболее точно, какое именно речевое нарушение у вашего ребенка, не каждый логопед подходит: — логопед должен быть с высшим логопедическим образованием (5 лет учебы в университете — такие логопеды выпускались раньше), либо магистр (6 лет учебы в университете), так как бакалавр изучает не все речевые нарушения и неврологию.
- — Логопед должен иметь большой опыт успешной коррекции всех речевых нарушений, чтобы знать в динамике изменение симптоматики.
И у нас такой специалист есть. Опыт работы с 1996 года. В Skype 11 лет (одна из первых). Проведено около 14000 логопедических обследований. Вы можете прочитать статью, которую она написали ниже. чтобы понять, почему ваш ребенок не говорит, или обследоваться в скайп у нее бесплатно. Ссылка на ее страницу с контактами Логопед Ирина Петровна |
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. | Как это выглядит для родителей | Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения |
Аутизм. После года. | Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. | Психолог, Психиатр |
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. | См. Специализированные сайты. | Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог. |
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. | Не слышит никаких звуков окружающей среды. | ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог |
Ринолалия, Сразу после рождения | Расщелины губы, нёба. | Хирург, Логопед-дефектолог |
В 3 года речь ребенка не разборчива
Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже
сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и
при необходимости подключать специалистов.
Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.
1 — 2 мес | Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение |
2 — 3 мес | Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги |
4 — 5 мес | Попытки повторения слов за взрослым |
6 мес — 1,2 года | Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…) |
1,6 — 2,2 года | Объединяет по 2-4 слова в предложения |
1,9 — 2,6 года | Начинается период вопроса: «что это?» |
2,4 — 3,6 года | Пытается строить предложения с использованием чисел |
2,6 — 4 года | Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…) |
1 год | 9 слов |
1,5 года | 39-100 слов |
2 года | 200-400 слов |
3 года | 1000-1100 слов |
4 года | 1600-1926 слов |
Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:
- Говорит своё имя, фамилию и отчество.
- Знает имена родственников и друзей.
- Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
- Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
- Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
- Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
- Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
- Повторяет услышанное.
- Пересказывает мультфильм или сказку.
- Говорит не только громко, но и тихо.
В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.
Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.
Возможные проблемы
Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.
Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:
- Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
внутриутробного периода. - Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
формирование собственных высказываний. - Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко. - Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
ребёнка развиты нормально. - Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
медленнее. - Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
освоения чтения и письма. - Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.
Причины задержки речевого развития в этом возрасте
В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.
Основные причины недоразвития речи:
- токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания; - родовая травма;
- асфиксия в родах;
- имеются нарушения или отсутствие слуха;
- нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
- наследственная предрасположенность;
- органическое недоразвитие ЦНС;
- педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
- неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
разговаривают.
Что делать и к кому обращаться
Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для
выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит
диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может
дать направление к специалистам различного профиля:
- логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
- отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии
строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба); - невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов
головного мозга; - психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,
неврозы, педагогическая запущенность.
Как научить ребёнка разговаривать в 3 года
При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.
Основные рекомендации:
- Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
- Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
близких людей с ми и вопросами. - Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек. - Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши. - Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
цвета, размера, формы предметов. - Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото. - Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
комментированием иллюстраций.
Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Оставить комментарий