Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.
Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.
Что такое логопедическая спецгруппа?
Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.
Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:
- Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
- Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
- ОНР (общее недоразвитие речи).
В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.
Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.
Актуальны ли логогруппы?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами.
В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.
Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.
Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Как попасть в спецгруппу?
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада.
Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.
Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы.
Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.
Почему нужно детей с речевым нарушением переводить в группу компенсирующей направленности (логопедическую группу), или оформлять на логопедический пункт
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №64 Смелая Ольга Васильевна.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР). Поэтому в МБДОУ детском саду №64 работают две логопедические группы и был открыт логопедический пункт.
В логопедических группах детского сада работают учителя-логопеды Смелая Ольга Васильевна (в 2018-2019 учебном году в подготовительной группе) и Гриднева Наталья Валерьевна (в 2018-2019 учебном году в старшей группе).
На логопедическом пункте помощь оказывает Урядина Ирина Николаевна.
В феврале 2019 года в детском саду пройдёт плановое ежегодное обследование речи детей. Целью обследования будет выявление детей, нуждающихся в той или иной степени в коррекции речевого развития. Будут обследованы дети всех групп.
По результатам обследования некоторым детям будет рекомендован перевод в логопедическую группу нашего детского сада (возраст 4,5-5 лет) или на логопедический пункт. Естественно, предстоящие перемены в жизни ребенка вызывают тревогу и беспокойство родителей.
Взрослым самим очень сложно выйти из зоны комфорта, а каково детям? Поэтому, будет своевременно и уместно более подробно рассказать,чем занимаются с детьми в логопедической группе, и на логопедическом пункте в чем преимущества и особенности этой группы и пункта.
Каких детей берут в логопедические группы?
В логопедические группы, правильно они называются группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, зачисляются дети 4,5-5 лет, нуждающиеся в профессиональной помощи логопеда. Количество детей в группе не превышает 12-14 детей.
Часто в логопедическую группу направляются дети, имеющие в медицинской карте диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). Он означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями.
В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Компьютер и телевидение не помогают формированию речи.
На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. ЗРР констатируется обычно у детей до трёх-трёх с половиной лет.
После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
С каким логопедическим заключением можно попасть в логопедическую группу?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня речевого развития;
- ОНР второго уровня речевого развития;
- ОНР первого уровня речевого развития.
Если ТПМПК даст вам такое заключение, следует переводиться в логопедическую группу, а не ждать место на логопункте, его может не быть, да и такое нарушение требует более обширной работы логопеда, что реально в рамках группы.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь.
С каким логопедическим заключением можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР;
Что необходимо сделать родителям чтобы попасть в группу или логопункт?
В первую очередь логопеды детского сада отбирают детей, которые нуждаются в посещении логопедической группы, или логопункта. Затем они дают рекомендации родителям, что нужно им делать.
Чтобы попасть в логопедическую группу или на логопункт родителям нужно оформить выписку из истории развития ребёнка, для которой ребёнка обследуют педиатр, окулист. невролог, отоларинголог, хирург, психиатр.
Затем собирается пакет документов, и ребёнок вместе с одним из родителей проходит территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). ТПМПК даёт заключение, в котором рекомендует условия воспитания и программу обучения ребёнка.
На основании заявления родителей и заключения ТПМПК заведующий пишет приказ о переводе ребёнка в группу компенсирующей направленности, или о зачислении на логопункт. Процедура прохождения комиссии для поступления в группу и логопункт одинаковая. Занятия в группе, или логопункте начинаются с 1 сентября.
Чем занимается логопед и воспитатели? В каком режиме проходят занятия в логопедической группе?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Эти звуки надо автоматизировать (ввести в речь). Эта работа требует усилий не только логопеда, но и воспитателей.
Воспитатели в наших группах опытные, ежедневно они помогают логопеду формировать правильную речь детей. На своих занятиях (лепке, рисовании, математике, развитии речи), в играх, в режимных моментах они постоянно следят за речью детей, исправляют ошибки.
Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс.
В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок в устной речи детей.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи. Логопед в группе проводит групповые (2 раза в неделю), подгрупповые (1раз в неделю) и индивидуальные занятия (2-3 раза в неделю).
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуально-подгрупповые — 2 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 4 раза в неделю. Во вторую половину дня — 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.
Как помогают родители логопеду в группе и на логопедическом пункте?
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю.
И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения.
От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько).К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются в 5–5,5 годам.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако, далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.
Не ухудшится ли речь ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать. Логопед и воспитатели постоянно контролируют речь детей и исправляют недостатки.
В чем плюсы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 12–15 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку.
С детьми работают опытные воспитатели с педагогическим образованием или окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания.
По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
Ребёнок будет тяжело переживать смену воспитателей, смену обстановки.
В основном это напрасные опасения родителей. Следует учесть, что в логопедическую группу часто переводится не один ребенок из вашей массовой группы, а двое или трое. Кроме того, дети будут встречаться с ребятами из своей прежней группы на прогулке.
Наши педагоги прекрасно понимают, что ребенку нужен контакт со старыми друзьями и всегда отпустят его пообщаться и с прежним воспитателем, и с ребятами.
Опыт показывает, что дети чувствуют себя неуверенно в новой группе 2-3 недели, затем у них появляются новые друзья и все налаживается.
Конечно, окончательное решение принимают родители, но, пожалуйста, помните, что если ребенок не избавился от недостатков произношения в дошкольном возрасте, ему придется заниматься со школьным логопедом. Это увеличит и без того немалую школьную нагрузку, займет много времени и сил.
Кроме того, во многих школах, где изучение иностранного языка начинается в первом классе, детей с нарушенным звукопроизношением стараются не брать (а сейчас, вы знаете, ввели изучение двух иностранных языков).
Иногда родители позже осознают необходимость посещения группы, но уже упущено много времени и до школьного обучения речь исправить невозможно. Поэтому, отказываясь от перевода ребенка в логопедическую группу,взвесьте все «за и против» и примите взвешенное решение.
Если родители принимают решение не переходить в логопедическую группу, то всю ответственность о коррекции речевых нарушений они берут на себя. Родители, как жители Российской Федерации, обязаны выполнять Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ, статья 44.
Который обязывает обеспечить получение детьми общего образования. Ну, а если вам предлагают занятия на логопедическом пункте, тут и думать не надо, ребёнок должен его обязательно посещать и родителям для этого нужно приложить небольшие усилия, пройти ТПМПК.
Советуют отдать ребёнка в логопедическую группу, но я не хочу. Что делать?
Родителям бывает непросто принять особенности своих детей. В таком случае психологи обычно советуют им разобраться в себе. Психолог Анна Боева рассказывает, как заблуждения родителей лишают детей поддержки.
Вопрос. Моему ребёнку почти четыре года, в детский сад он ходит практически год. Каждое утро идёт туда с радостью, хотя адаптация была долгая. Дома он очень хорошо разговаривает, но в саду практически всегда молчит.
Стесняется и боится, что над ним будут смеяться другие ребята. Нас даже хотели перевести в логопедическую группу. Я отказалась, потому что ребёнок тяжело идёт на контакт с чужими людьми и может испугаться незнакомого логопеда.
Что делать?
Ответ. Для начала стоит разобраться в причинах тревоги самой мамы. Я бы перечислила три основные причины.
- Ребёнок стесняется и отказывается говорить в саду, где из-за этого его никто не понимает. В таком случае имеет смысл поговорить с воспитателем и психологом детского сада или самому понаблюдать за поведением ребёнка в группе. Возможно, он просто боится себя проявить, потому что его критикуют. Помните, даже если воспитатель нравится вам в личном общении, с детьми он может вести себя совершенно иначе.
- Маму ребёнка беспокоит, что он отличается от остальных детей. В таком случае, вероятно, у неё есть определённые стандарты, которым ребёнок не отвечает. Но это абсолютно нормально: дети — отдельные от нас личности. Такую причину тревоги маме следует обсудить с психологом.
- Ребёнок плохо идёт на контакт с окружающими. Здесь важно понять, почему это происходит. Он может быть просто интровертированным ребёнком, которого пугают незнакомые люди и которому нужно больше времени для адаптации. Люди с таким складом ума обычно осторожны в общении. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы — таким детям не свойственно рискованное поведение, и родители могут меньше волноваться об их безопасности. Минус — обычно они одиночки, у них узкий круг общения. Родители могут переживать, что им от этого грустно. Однако такой ребёнок, возможно, просто не нуждается в большем количестве людей рядом с собой. Бороться с застенчивостью насильственным способом не стоит, потому что это может нанести ребёнку ещё больший вред.
Понаблюдайте, как ребёнок проявляет себя рядом с вами и как ведёте себя вы сами. Проявляете ли достаточно заинтересованности в ребёнке? Насколько внимательно его слушаете? Прислушиваетесь ли вы только к приятным новостям, или так же внимательны к его переживаниям, страхам?
Причиной замкнутого поведения могут быть трудности в развитии речи. Возможно, ребёнок слышит, что говорит не так, как другие дети, и стесняется этого.
Одно из самых распространённых заблуждений родителей — что ребёнок в логопедической группе начнёт копировать детей, которые говорят хуже него. Но на самом деле такие «игры в копирование» продолжаются обычно всего несколько дней.
Поэтому, если вам рекомендуют отдать ребёнка в логопедическую группу, лучше это сделать, потому что это поддержит ребёнка.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Shutterstock (ABO PHOTOGRAPHY)
Консультация для родителей "Нужно ли переводить ребенка в логопедическую группу"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4–5, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке.
Предложение перевести ребенка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами.
Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.Хочется ответить, на некоторые вопросы, наиболее часто задаваемые
- родителями.
- Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс.
В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения.
От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года
значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
- Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
- Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. Есть масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики.
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу.
Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
- Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
- Важно придерживаться следующих правил:
- – нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- – желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- – общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми; Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- – следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
В чем плюсы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 12–15 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку.
С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания.
По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи.
Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами,
вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Стоит ли переводить ребенка в логопедический сад?
Мамы и папы нередко сомневаются, стоит ли переводить ребенка в логопедический детский сад. Это нелегкое решение может сопровождаться не только сомнениями, но и различными страхами.
Они вызваны низкой информативностью родителей о садах данного типа и особенностях нарушений речи. В этой статье попытаемся ответить на несколько вопросов, волнующих родителей, растящих детей с нарушениями темпа, ритма речи, звукопроизношения и пр.
Что такое логопедическая группа? Чем она отличается от массовой? Так ли необходимо отдавать ребенка в такую группу?
Логопедическая группа – это особая группа детского дошкольного учреждения, где обучаются дети со сходными дефектами речи при отсутствии нарушений слуха и интеллекта. В эту группу родитель может перевести своего ребенка на основании выводов о состоянии его речи специалиста.
Индивидуальные занятия в такой группе с логопедом-дефектологом проводятся каждый день, а коллективные — 3-4 раза в неделю. Остальные занятия ничем не отличаются от занятий в массовой группе, разве что педагоги уделяют большее внимание изучению букв и звуков.
Количественный состав групп обычно меньше — 10-12 человек, благодаря чему уровень подготовленности к школе выше, а риск сезонных или инфекционных заболеваний ниже.
Еще одной особенностью логопедического сада является то, что на каждого ребенка заводится специальная тетрадь, по которой ребенок занимается с логопедом в саду и выполняет домашние задания дома. На период коррекции эта тетрадь должна стать настольной книжкой ребенка.
В каком же случае все-таки стоит отдавать ребенка в специализированную группу?
Если ваш ребенок имеет стойкое, тяжелое или комплексное нарушение речи, то идти в логопедическую группу однозначно необходимо. В ином случае дефект речи может прогрессировать и повлечь за собой нарушения, вплоть до задержки психического развития.
Многие родители опасаются, что пребывание в логопедическом саду негативно повлияет на речь ребенка. Боятся, что он станет подражать речевым дефектам сверстников и ситуация ухудшится.
Любой специалист подтвердит, что опасения напрасны, так как ребенок будет находиться под постоянным наблюдением опытных педагогов и логопедов, любые изменения речи будут зафиксированы и со временем исправлены.
Если нарушения выражаются только в затрудненном произношении отдельных звуков (например, ребенок испытывает сложности в произнесении звуков «р», «л»), то переводить ребенка в логопедический садик не нужно, такие дефекты может исправить частный логопед или специалист медицинского центра за несколько занятий. Также работа с частным логопедом будет эффективней, если ваш ребенок часто болеет и вынужден пропускать занятия. Посещения логопеда должны быть регулярными и системными, иначе прогресс так и не наступит.
Занятия в логопедической группе помогут ребенку преодолеть речевые проблемы, наладить межличностные контакты, повысить самооценку, что, несомненно, положительно скажется на его текущем и перспективном развитии.
Оставить комментарий