Мультики: смотреть нельзя выключить

Увлечение детей телевизором, и мультфильмами в частности, стало настоящей проблемой для современных родителей. В советское время их было мало, показывались они в определенные часы, и дети с радостью бежали домой с прогулки, заслышав музыкальную заставку любимой передачи. А сегодня дети просто перекормлены мультиками. Детские каналы по ТВ, мультфильмы онлайн стали доступны для ребенка в любое время. Когда он смотрит мультфильмы время от времени – выборочно, месте с родителями, которые могут прокомментировать ситуации, что-то обсудить, объяснить человечку, – это одно. И совершенно другое, когда ребенок ежедневно погружается в мир мультиков, смотрит все без разбора, начинает говорить на языке мультфильмов, жить в этом нарисованном, придуманном мире. Оставлять человечка, у которого личность только-только формируется, ищет себя, у экрана телевизора или компьютера на длительное время не только вредно, но может быть даже опасно для его психического и физического здоровья.

В современной анимации очень много разнообразия, настолько много, что даже взрослому человеку очень сложно сориентироваться и сделать правильный выбор. Помимо мультфильмов, снятых в советское время, добавилось огромное количество новоиспеченных, к отечественным – очень много зарубежных. И нельзя однозначно сказать, что те хороши, а современные смотреть не стоит. Есть мультфильмы с очень интересным сюжетом, с яркими персонажами, с выраженными поступками, чертами характера: на таких примерах ребенок может чему-то учиться. А есть мультфильмы с примитивным сюжетом, со слабыми образами, и становится очень жаль времени, потраченного на такие мультфильмы.

Что же происходит во время просмотра мультфильмов? На мой взгляд, ребенок становится только наблюдателем чужой жизни, к тому же выдуманной, созданной кем-то. Он не познает мир активно, он не создает что-то сам, он не общается. Кроме того, просмотр мультфильмов не самым лучшим образом сказывается на состоянии здоровья, несмотря на то, что техника очень прочно вошла в нашу жизнь и постоянно совершенствуется, становясь безопаснее. Чему-то ребенок, безусловно, учится у мультяшных героев, что-то перенимает, кому-то подражает. Совместный просмотр мультиков с мамой и папой – это еще и объединяющий момент: смотрим, обсуждаем, интересно проводим вместе время. Но так здорово провести время вместе можно и не прибегая к помощи телевизора или компьютера! Вместе гулять под дождем, наблюдать закат солнца, гладить собак и кошек, кормить лошадей и ездить верхом. Рисовать, читать книги, вместе делать домашние дела. Жизнь с ребенком можно сделать полноценной и очень интересной для всех, и при этом вообще обойтись без мультиков!

В бумажном эквиваленте лучше

«Мы с сыном смотрели разные мультфильмы, есть и зарубежные мультики очень хорошие, – рассказывает отец подрастающего сына Артур Сиразетдинов. – Они не обязательно должны быть мягкие и добрые. Некоторые мультфильмы должны и зло показывать, и борьбу изображать, просто надо выбирать для каждого возраста свой мультик и смотреть, насколько глубоко это будет показано. Если сюжет, поступки героев, характеры показаны поверхностно, то и маленькие дети могут это смотреть, если в деталях, то для более старших детей. Взрослые могут спокойно смотреть кровавые боевики, и это нормально, это тоже борьба, это часть жизни. Но взрослый сам может определять, что он хочет смотреть, от чего ему хорошо, а отчего – плохо. А за детей выбирают родители, поэтому они в ответе за то, что заложат в их сознание. Нельзя сказать однозначно, что «Маша и медведь» – плохой мультфильм, а «Смешарики» – хороший. Я смотрю, как нарисованы образы, какая у них речь, какие темы обсуждаются, с какой глубиной это все показано. А вообще лучше читать книжки! Мультфильмы развлекают хорошо, ребенок расслабляется. А книги обогащают развитие, формируют действительно мыслящего человека. У ребенка развивается воображение. Ему нужно не просто увидеть, а вообразить эту картину. За него никто не рисует – он делает это сам».

Действительно, когда читаем с моим трехлетним сынишкой книгу, сколько вопросов он задает, сколько рассуждает: «А почему маленький? он же большой!», «А почему калоши?», «А почему не помог?», «А откуда появилась собачка?». Во время просмотра мультфильма он просто не успевает задавать вопросы, возможно, они даже не успевают возникать в его голове – все происходит и меняется слишком быстро.

Мультик как я и ты

Без этого достижения современности тоже нельзя. Мы живем в обществе, и если другие дети в окружении малыша растут на мультиках, обсуждают героев, то у них формируется свой язык общения, свой круг интересов. И если отгораживать своего ребенка от просмотра, то есть риск сделать его непринятым в детское сообщество.

«Мы с сыном включаем канал «Карусель» и смотрим все, что по нему показывают, – рассказывает мама трехгодовалого Ильи Оксана. – Сама я стараюсь покупать ему отечественные мультфильмы. У нас есть все серии «Трех богатырей», «Фиксики», «Озорная семейка», «Маша и медведь», ну и наши старые мультики – «Фунтик», «Мойдодыр» и другие. Конечно, мультики нужны ребенку, как без них? Сама в детстве всю неделю ждала «В гостях у сказки», радовалась каждому мультику на нашем двухканальном телевизоре, и своего ребенка не хочу лишать такого удовольствия. Во-первых, благодаря мультфильмам ребенок пополняет словарный запас. Во-вторых, в них показаны различные ситуации, в которые попадают герои; развивается мышление, логика. В хороших мультиках есть вечные понятия дружбы, морали. Да и просто красивый, яркий, веселый мультик – это просто источник радости как для взрослых, так и для детей. В общем, это яркие моменты в жизни ребенка».

«Смотреть мультфильмы нужно, – считает психолог детского центра Вера Дрожжина. – Но выбирать нужно те, которые сеют светлое, доброе, вечное. Лучше смотреть советские мультфильмы – большинство из них учат добру, дружбе, взаимопомощи, трепетному отношению к родителям. Очень важно смотреть мультики вместе, что-то вовремя подсказать, прокомментировать. Прежде чем показать ребенку новый мультфильм, сказку, нужно посмотреть ее самому, выбирать по ощущениям, по интуиции. Детям нужны яркие впечатления, и при просмотре мультфильма он получает их немало. Смотреть нужно, конечно же, дозировано по времени: маленьким детям никак нельзя проводить у экрана больше пятнадцати минут. Нужно отсекать бесконтрольный просмотр».

Мультфильмы для детей – что и кино для взрослых: если смотреть редко и выборочно, то можно учиться на поступках героев, брать с кого-то пример, через фильм лучше понимать себя, анализировать свою жизнь, свои действия. Но если телевизор врывается в повседневную жизнь ежедневно, беспорядочно, без выборки, то все это сливается в один ряд сюжетов, событий. К мультфильмам нельзя подходить однозначно и оценивать их значимость только в положительную или отрицательную сторону. Во всем должна быть золотая середина: хочется – смотри, но немного и так, чтобы всем было хорошо, интересно, чтобы получать от просмотра положительные эмоции, пищу для размышления, чтобы это было приятное, радостное совместное проведение времени всей семьи.

Медицина Ярославля, дкб1 Ярославль, дкб1, дкб№1, детская медицина